Один день в разговорах
Один день в разговорах
Утро. Маленький, кругленький, говорящий очень медленно, являющийся объектом постоянных насмешек одноклассников Алешка из 6 "В" подходит ко мне в раздевалке. На прошлой неделе мы с ним решали сложную проблему: как пристроить шестерых котят, которых родила на даче его кошка, и которых дедушка грозится утопить. Я предложила написать заметку в школьную газету, разместить фотографии. Сделали. И вот снова смотрю в зеленые Алешкины глаза.
– Алеш, ну что? Нашлись хозяева для котят?
– Да! Представляете, всех отдали! Дедушка так удивился, я ему нашу газету показал со своей статьей. Он сказал, что мы – молодцы и все правильно сделали. Даже собрался одного котенка себе оставить, вот как и на него печатное слово подействовало.
– Это все потому, что ты очень искренне написал. И про котят рассказал так, что захотелось сразу же их забрать и стать их другом.
– Светлана Витальевна, я тут набросал, что еще надо в нашей газете напечатать, раз уж она так действует. Посмотрите?
Я открываю листок бумаги и читаю неровные, налезающие друг на друга строчки: "Закон джунглей отменен давно. Прав не тот, кто выше и сильнее, а тот, кто прав. Всем людям необходимо внимание. Даже самым некрасивым. Белая ворона – тоже ворона. Если обидеть того, кто непохож на тебя, ему будет так же больно, как и тебе".
– Светлана Витальевна, давайте это напечатаем? Вдруг получится как с котятами, и кто-то прочитает и поймет? Я очень искренне писал. Даже искреннее, чем про котят.
***
На уроке в 6-ом классе тема – образ Ильи Муромца и вообще былина, как жанр. Настроение у меня, благодаря Алешке, философское, поэтому на уроке все время отвлекались на лирические отступления. Например, говорили о героизме и героях.
– Кто такие герои, как думаете?
– Люди, которые совершают какие-то важные поступки, бескорыстные, ради других, с риском для себя.
– Кого из исторических персонажей вы могли бы назвать героями?
– Александр Невский, Кутузов, декабристы.
– А позднее, в 20-ом веке, героев не было?
– Вот как раз в 20-ом веке их больше всего было, но когда героев много, то героизм меньше заметен.
– А что такое правда, а что истина?
– Правд много, мы сами их придумываем и в них верим. А истина – она одна, и ее никто не знает.
***
После уроков – электив по журналистике. Как всегда, пришли девчонки и мальчик Али. Ему 11 лет, он отличник и очень хорошо пишет, его материалы для газеты почти не надо править. Только сегодня Али что-то не спокоен, посматривает на дверь. Тихонечко вышла в коридор, а там, у стены на сумке сидит младшая сестренка Али – Фатима.
– Фатима, заходи в класс.
– Мне нельзя.
– Почему?
– Папа не разрешает. Он говорит, что девочкам нельзя заниматься журналистикой.
– А ты не будешь заниматься, просто посидишь с нами.
– Нет. Нельзя. Мне даже слушать это нельзя. Папа говорит, что, если я не буду его слушаться, он меня отправит к тете в аул, и там я буду готовиться к замужеству. А я хочу тут, с Али.
***
Ближе к вечеру веду экскурсию по музею русского слова для второклашек.
– Слова, которые попали в другие языки из русского, называются "русизмы". Например, слово "спутник" в английском. Как вы думаете, когда оно попало в английский язык и почему?
– Наверное, когда у них впервые кто-то заблудился.
– Почему?
– Ну ведь "спутник" – этот тот, кто сбился с пути.
– "Канцелярит" – это слово, которое придумал Корней Чуковский. Как вы думаете, от какого слова оно образовано? Что означает?
– От слова "канцлер".
– А кто такой канцлер?
– Какой-то важный дяденька в других странах. Он как президент, только чуть-чуть не такой важный. "Канцелярит" – это, наверное, дом, в котором живет канцлер.