Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Сохранение исторической памяти у современного школьника

Сохранение исторической памяти у современного школьника Нынешнее поколение школьников живет под мирным небом. Почти семь десятков лет прошло с тех пор как закончилась Великая Отечественная война.

Прошло так много лет и начали забывать люди те трагические страницы истории.

Я работаю в школе три десятка лет и вижу как из учебников потихоньку исчезают материалы о Великой Отечественной войне , как меньше читают дети книг о героях этой войны , как мало в памяти родителей нынешних учеников знаний о событиях тех лет.

Что я ,как учитель могу сделать для того . чтобы заполнить этот пробел в патриотическом воспитании?

Я могу дать энциклопедические знания , но тронут ли они души нынешних учеников?

Наверное , намного эффективнее могут быть свидетельства живых очевидцев страниц истории Великой Отечественной войны.

Одной из самых трагических страниц стала история блокадного Ленинграда.

Во время работы над проектом Страницы великой победы нам удалось организовать встречи и общие дела с жителями и защитниками блокадного Ленинграда , что стало главной линией патриотического воспитания моих маленьких учеников начальной школы.

Перед встречей идет биографическая подготовка, изучаются этапы жизненного пути нашего гостя. В этой работе нам помогают книги Блокадники.

После такой работы вопросы детей и их общение с блокадниками становятся более содержательными и интересными. Пополняется память детей фактами исторических событий.

А каково воспитательное значение этих встреч!

Я думаю , что ни один ученик не бросит кусочек хлеба в столовой после рассказа Ломовой Галины Александровны, пережившую горькую пору детства в блокадном Ленинграде, о голоде во время блокады , о том ,что маленький кусок хлеба мог спасти жизнь.

И посеяны будут семена мужества в душе семилетнего ребёнка после встречи с защитником Ленинграда Яковлевым Сергеем Александровичем .

Задумаются дети над ценностью школьных знаний после встречи с Самойловой Леной Анатольевной, которая девочкой осталась в кольце блокады, о том , что даже в те страшные дни , когда голод и холод охватил город на Неве, дети ходили в школы и хотели учиться.

После таких встреч ученики поняли , что могут и должны сделать что-то доброе для ветеранов ,и нами была начата проектная работа Доставим радость ветеранам.

Были подготовлены выступления и концерты , которые традиционно проходят в сентябре в городе Волгограде, 27 января на Мамаевом кургане . К каждой встрече готовятся подарки для ветеранов. Это и стало нашей благодарностью тем , кто прошел дорогами войны , тем , кто завоевал для нас счастливую жизнь.

При поддержке , понимании со стороны председателя Волгоградского областного добровольного общества Защитников и жителей блокадного Ленинграда Латту Х. Н. ученикам нашей школы посчастливилось побывать на областной конференции Истоки мужества блокадников и защитников Ленинграда. А затем организовать и провести на базе нашей школы конференцию Память Ленинграда.

Так в далёком от Ленинграда городе Волжском мы храним память о блокаде. Память, которая должна жить в веках!

Войны когда-то заканчиваются. С годами могут забыться те великие события. Наша работа направлена на то , чтобы правда о войне жила в веках.

– Настолько здорово поёт,

Что каждый сразу узнаёт.

А с виду – маленькая птичка:

Невзрачная и невеличка. соловей

– Молодцы! Вы отгадали все загадки и без труда нашли картинки с изображением этих птиц. И мы видим, какие птицы перелётные, а какие остаются у нас зимовать, хотя здесь далеко не все птицы.

– А как вы думаете, поют ли птицы в зимнее время года?

– Оказывается, поют! Вот послушайте!

Звучит фонограмма с голосами птиц.

– Ребята, вы узнали кто щебечет в холодном зимнем лесу?

– Сегодня мы поговорим о птицах и их именах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

– Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс. ; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

– А вы никогда не задумывались, как и почему птицы получили свои имена? Хотите узнать? Тогда послушайте, что об этом рассказал Н. Сладков, автор книги «Птичьи имена».

II. Рассказы учеников о птичьих именах

1 ученик. 1 слайд

– Забавные у птиц встречаются имена! Есть, например, птица поганка. Поганка, да ещё рогатая! Или птичка завирушка, или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просенка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое имя чиж или чечётка? И вот, пожалуйста, зеленушка, синехвостка, сизиворонка.

2 ученик. 2 слайд

– Названия – прозвища лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия. Зарянка – это та, что поёт на заре. Лунь – это тот, что «сед как лунь». Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Птица – и вдруг обыкновенная. Но птицы живые, неутомимые. Они не бывают скучными и обыкновенными.

3 ученик. 3 слайд

– Вот эту птицу с полосками слышали все. « Кукушка, кукушка! Сколько мне лет жить? » – спрашиваем мы. А она «ку – ку» да «ку – ку». И чем дольше кукует, тем больше ты доволен. Как вы думаете, за что птица могла получить своё название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку– ку». Кукушка сама подсказала людям, как её назвать, и это услышали не только русские люди. Чехи, например, назвали эту птицу «кукачка». Французы – «ку – ку». Болгары – «куковица». Немцы – «кукук». Испанцы – «кукуко». Все народы обратили внимание на один и тот же признак: крик кукушки. Поэтому и название птицы звучит очень похоже.

4 ученик. 4 слайд

– Название птицы «клёст» произошло от старорусского слова клестить, что означает «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест – накрест, он как будто сжат, сдавлен. В Подмосковье клестов можно увидеть и услышать часто. Эта удивительная птица выводит птенцов в морозы. Питается она семенами шишек. Гнездо устраивает среди заснеженных веток ели. Ветер воет, метель метёт, а птица сидит на яйцах, потому что без спасительного тепла нельзя оставлять гнездо ни на минуту. Самец заботливо кормит самку семенами ели. Гнездятся клесты там, где больше урожай шишек. Одиночества эти птички не любят, держатся стайками. Это торопливые птицы и очень ловкие. Звонко кричат на лету «Клё-клё-клё».

5 ученик. 5 слайд

– Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Так, например, снегирь получил свое имя за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Это необыкновенное зрелище – снегири. Важные, гордые, большие, круглые, красногрудые. А вокруг – снег. За это и прозвали их снегирями. Но ещё радостнее становится, когда увидишь на ветках целую семейку. Удивительно красиво! Правда, самки у этих птиц не так ярки, как самцы: у них грудка не красная, а серовато – бурая.

З. Александрова «Снежок».

Снежок порхает, кружится, на улице бело.

И превратились лужицы в прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики, сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки на ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами, как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая весёлых белых мух.

6 ученик. 6 слайд

– А вот маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползёт. Это поползень. Птичка обследует все трещинки и щели в коре дерева. Поползень ловко достаёт насекомых своим тонким клювом.

7 ученик. 7 слайд

– А эту птицу знают все. Это воробей. Воробьи самые распространённые и многочисленные птицы. Воробей – небольшая серенькая птичка, за лето трижды выводит птенцов. Выкармливают своих детей только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая сады, поля и огороды от вредных насекомых. Но любит эта птичка и семечки, и зерно, и ягоды. Ей вовсе невдомёк, что не для неё сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на элеваторах, воруя зёрна. «Вора – бей! Вора – бей!»– кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.

Н. Рубцов «Воробей».

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из – под крыши бросается к ней!

И дрожит он над облаком, бедный,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что трудно ему!

8 ученик. 8 слайд

– Эту большую серую птицу тоже все знают. Это ворона. «Вор – она! Вор– она!» – кричали люди. Да, не очень повезло с названиями воробью и вороне. Но за горсточку зерна, похищенную у людей в голодное время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая. У вороны очень сильные ноги и большой клюв. Эти птицы всеядны. Иногда ведут себя как хищники, нападая на грызунов. Вороны умные и удивительно интересные птицы: они несут в городах и сёлах санитарную службу, подбирая массу съедобного мусора. Они очень любопытны ко всему блестящему, а сколько сообразительности проявляет ворона, размачивая сухарь или корку хлеба в луже.

Н. Рубцов «Ворона».

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы.

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зёрнышка нет у вороны

И от холода нет обороны…

9 ученик. 9 слайд

– У сороки есть прозвище – белобока. И правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые, а вот головка и хвост – чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И крылья на нём не просто чёрные, а с зелёноватым отливом. Очень нарядная птица – сорока! Но известна она и своим неуживчивым характером: вечно кричит, ссорится – отсюда и название – сорока. А ещё её называют болтушкой и сплетницей. А в народе про тех, кто много болтает, так говорят: « Растрещалась, как сорока!»

10 ученик. 10 слайд

– Очень интересная птица – синица. Эти непоседы могут даже без приглашения прилететь к вам в гости.

З. Александрова «Синицы».

А у нас гости.

Каждый день гости.

Жёлтая грудка, чёрненький хвостик,

Быстрые глазки, белые щёчки –

Быстро садятся мамы и дочки.

Чуть приоткроешь фортку пошире,

Гости летают по всей квартире.

Лампу качают, лезут на веник,

Шарят в кастрюлях, смотрят в кофейник,

Крошки клюют на новой клеёнке

И распевают песенки звонко.

В нашей квартире гости пируют,

В миске кошачьей мясо воруют,

Как на сосне сидят на кровати,

А на бумагах ставят печати…

Ах, эти гости! Шумные гости!

Жёлтая грудка, чёрненький хвостик.

Ой! Надоели нам озорницы!

Вы догадались? Это синицы.

Ø - Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

– Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

– Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

– Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

– Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

– Семена репейника – основной корм щеглов.

– Семена лебеды, полыни, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

– Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

– Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

– (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

– Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Ø А сейчас мы поиграем в игру «Кого чем угостим»

У учителя в руках мяч. Он бросает мяч по очереди ребёнку, называя птичку. Ребёнок ловит мяч и отвечает, чем эту птичку будем кормить.

Ø Воробья – крошками

Ø Голубя – пшеном

Ø Снегиря – рябиной

Ø Синицу – салом

Ø Сороку – кусочками хлеба

Ø Клёста – семечками

Ø Ворону – мясом

Ø Дятла – яблочком

Игра«Скажи одним словом»

Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).

У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).

У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).

Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).

У ласточки острые крылья, она … (острокрылая).

У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.

– Назовите птицу и распределите по питанию (всеядные, хищные, насекомоядные)

– По каким признакам еще отличаются птицы друг от друга? (перелетные и зимующие)

III. Творческая работа учащихся.

Послушайте задание:

– У каждого из вас на парте лежит листок с изображением птицы. Подпишите название птицы и разукрасьте оперенье своей птицы. Кто выполнит задание, работу прикрепляет на стенде, и мы все увидим, что получилось.

– А сейчас, ребята, вы сможете приступать к работе.

IV. Викторина

«Что ты знаешь о зимующих птицах?».

Объявляем викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”. Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.

– Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)

– Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

– Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

– Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

– Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

– Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

– Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

– Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)

– Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

– Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка ) кроссворд

– Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

– Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)

– Какие птицы живут у нас только зимой? (Снегирь,чечетка, свиристель, полярная сова)

– Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

– Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

V. Отгадывание кроссворда слайд11

VI. Заключительное слово учителя.

– Разнообразен мир птиц. Они приносят огромную пользу. И наша обязанность заботится о пернатых, подкармливать их в голодное время года.

– Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны и днём, и ночью.

– Птицы – дети воздуха! Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и горы.

– Птицы – вестники радости! Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

– Птицы – дети радуги! Перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.

– Птицы – наши помощники, защитники наших полей, лесов и огородов!

– Птицы – это тайна и красота!

Вывод: СЕНКВЕЙН

Строчка 1: Кто, что.

Строчка 2: Какой, какая, какое.

Строчка 3: Что делает?

Строчка 4: Фраза из четырёх слов.

Строчка 5: Восклицательное предложение.

– О ком мы сегодня говорили?

– Какие они?

– Что они делают?

-Какая главная особенность птиц?

– Возьмём восклицательное предложение о птицах.

ПТИЦЫ!

ПОЮТ, ПОМОГАЮТ, РАДУЮТ!

КРАСИВЫЕ, БЫСТРЫЕ, ЯРКИЕ!

ПТИЦЫ – ДЕТИ ВОЗДУХА!

ПТИЦЫ ЭТО ТАЙНА И КРАСОТА!