Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Поэзия и проза в процессе обучения географии, биологии, природоведения в школе

Поэзия и проза в процессе обучения географии, биологии, природоведения в школе

Чтобы ярче представить различные географические понятия и закономерности, повысить интерес к уроку и усилить его эмоциональное восприятие, оживить деловой язык школьного учебника, во всех курсах географии и биологии обращаю к художественной литературе. Данный метод помогает воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии, к своему Отечеству, обогащает речь школьников. Каждый отрывок или стихотворение обсуждаются рядом вопросов и в процессе беседы выявляются знания учащихся. Дети различного уровня подготовленности с большим интересом анализируют литературные произведения с точки зрения естественно-географической направленности.

При объяснении круговорота воды в природе по теме “Что такое гидросфера” в 6 классе в рамках закрепления нового материала зачитываю стихотворение Ц. Дамдиаурэн

Туман лежит на кручах,

Недвижен и глубок.

Где оседлает туча,

Рождается поток. . .

Как змеи голубые

Ползут извивы рек.

И в синем океане

Оканчивают бег.

Как белые драконы

Крылами шевеля,

Летят оттуда тучи

Дождем кропить поля.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Какое явление природы описывается в стихотворении?

2. Что поэт подразумевает под выражениями “змеи голубые”, “белые драконы”?

З. Назовите основную причину круговорота воды.

4. Почему вода, поступающая на сушу в процессе круговорота, пресная?

* * *

Перед изучением темы “Водяной пар и облака” в 6 классе ученикам на дом даю задание найти стихотворение, где говорится про водяной пар, осадки. Таким стихотворением часто называют “Утро” Никитина.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака,

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш! Тишь – безлюдье вокруг

Чуть приметна тропинка росистая

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Какой момент утра описывает поэт?

2. О каких видах водяных паров в атмосфере говорится в данном стихотворении?

З. Как образуются водяные пары и каковы их свойства?

* * *

При характеристике времен года по теме “Климат” в 6 классе ученики, как правило, зачитывают отрывки из стихотворений русских поэтов:

“Весна” А. К. Толстого

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

“Лето” А. Майкова

Пахнет сеном над лугами,

В песне душу веселя,

Бабы с граблями, рядами

Ходят, сено шевеля.

“Осень” А. С. Пушкина

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

“Зима” А. Н. Некрасова

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи

Мороз—воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит, хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Какое время года вам больше нравится и почему?

2. Какая погода характерна для нашей местности в разные периоды годы?

З. Что называется погодой? климатом?

* * *

После объяснения темы “Циклоны и антициклоны” предлагаю ученикам следующие отрывки, где описываются эти явления природы:

“Зимний вечер” А. С. Пушкин

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит

То как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

“Зимнее утро” А. С. Пушкин

Мороз и солнце, день чудесный!

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет;

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Что общего у циклонов и антициклонов?

2. Какое из стихотворений описывает циклон, а какое – антициклон?

З. Расскажите о характере погоды при циклонах и антициклонах?

* * *

При изучении Физико—географического положения России на уроке в 8 классе зачитываю стихотворение К. Симонова:

Касаясь трех великих океанов

Она лежит раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Какими океанами омывается Россия?

2. Каковы крайние точки России?

З. Как вы понимаете слова “непобедима, широка, горда”?

4. С какими государствами граничит Россия?

* * *

Рассказывая о годичных кольцах на уроках ботаники в 6 классе привожу стихотворение А. С. Пушкина:

Гляжу ль на дуб уединенный,

И мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как по пню можно узнать возраст дерева?

2. Какие виды древесных пород—долгожителей вам известны?

* * *

Заканчивая изучение ботаники в 7 классе темой «

привожу стихотворение Л. Татьяничевой:

Никто не видит,

Как сгорают корни.

И дереву

До срока невдомек,

Что пошатнулся

Кряж его огромный -

Копитель силы,

Крепости исток.

Оно стоит

Ни в чем не уступая

Другим деревьям

В золотом бору.

И та же стать,

И та ж листва густая,

И тот же шелест

Веток на ветру.

Но вдруг заметим

Мы однажды летом,

Что листья Стали

Мельче и бледней.

Не по прямым,

По косвенным приметам

Мы узнаем о гибели

Корней. . .

Казним себя,

По сердцу бьем наотмашь,

Что, находясь вблизи,

А не вдали,

Не поспешили дереву

На помощь

И красоту от смерти

Не спасли!

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Какие факторы неживой природы влияют на распределение растительного покрова планеты?

2. Какое положительное и отрицательное влияние на растения оказывает человек?

З. Какие растения Ставропольского края занесены в Красную книгу?

* * *

Как опережающее задание и хорошее вступление к изучению Кавказа (7 класс, география) одному из учеников предлагаю прочитать наизусть отрывок из стихотворёния М. Ю. Лермонтова:

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой. . .

Прекрасен ты суровый край свободы

И вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым синея, облака

Под вечер к вам летят издалека,

Над вами вьются, шепчутся как тени,

Как над головой огромных привидений

Колеблемые перья – и луна

Под синим сводом странствует одна.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Почему Лермонтов называет Кавказ седым?

2. Чем вы объясните тот факт, что вершины Кавказа покрыты снегами и ледниками?

(Чтобы точнее ответить на этот вопрос, обращаю внимание учеников на тектоническую карту).

При изучении темы “Экологические проблемы” в разных курсах географии, характеризуя гидросферу, читаю стихотворение Н. Черкасовой:

Было море чистое, лучистое,

Но построили завод,—

И не стало чистых вод—

Набросали банки, склянки,

Даже бросили бревно

И от этого завода

Стало все грязным грязно.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Что такое экологические проблемы?

2. Какие последствия ожидают человечество в случае запоздалого решения проблемы загрязнения гидросферы?

Учащиеся знают, что миф – это древнее народное сказание о легендарных героях, богах или о происхождении явлений природы. С некоторыми из них, например мифами древней Греции, они знакомятся на уроках истории Древнего мира в 6 классе. Есть свои мифы и у народов Я использую данную историческую литературу при изучении Австралии в курсе “Географии материков и океанов” в 7 классе:

БУМЕРАНГ И ЛУНА.

Это случилось очень давно. Однако и тогда мир, землю, деревья, реки люди видели такими же, какими мы видим их теперь. Но небо было другим– темным, без Луны.

Однажды вечером Байоме, великий создатель, услышал, как спорят между собой кенгуру, вомбат, коала и эму. В те давние времена животные жили свободно, пищи было достаточно, а врагов у них не было. Постепенно многие из них возомнили, что равны всемогущему Байоме.

В тот вечер вомбат, эму, кенгуру и коала хотели выяснить, кто из них самый сильный, самый ловкий, самый великий, т. е. такой же как и Байоме,— Всевышний в образе человека. В пылу спора они затеяли было драку, но Байоме предложил всем принять участие в состязании: каждый должен был сделать что—нибудь такое, что доказало бы его превосходство над Другими, в том числе и над самим Байоме.

Первым вомбат с необычайной быстротой вырыл нору, и его тучное тело тут же исчезло под землей. Затем он вылез, отряхнулся и отошел, довольный собой. Вторым был эму. Он ринулся вперед и побежал так быстро, что только самые остроглазые смогли уследить за ним взглядом.

Потом кенгуру стал совершать прыжки через самые высокие деревья. Прыгал долго, пока не устал. Настала очередь коалы – он забрался на вершину самого высокого эвкалипта. Ветер раскачивал тонкие ветви, а коала цепко держался за одну из них и объедал листочки. Он сидел так, пока не наелся досыта, потом спустился вниз и с победоносным видом посмотрел на своих противников.

Спор разгорелся с новой силой. Каждый считал себя победителем, и тогда спорщики обратились к Байоме с просьбой рассудить их. Байоме с укором посмотрел на них, подошел к костру, выбрал самый большой бумеранг, встал в позу для метания. Какое-то мгновение Байоме был неподвижен, а затем с силой метнул бумеранг в уже почерневшее вечернее небо. Все выше и выше поднимался бумеранг, пока не достиг неба и не остановился. С удивлением и страхом глядели птицы и звери на бумеранг, который светился каким-то дивным светом, отчего вокруг стало светлее.

Байоме сказал, что самый великий из всех живых существ на Земле – человек. Так великий Байоме доказал свое превосходство и подарил миру Луну. Она и поныне сияет на небе, а в иные дни очень похожа на бумеранг.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как описана в мифе природа Австралии?

2. Появление каких природных явлений пытается объяснить миф?

З. Как понимали аборигены взаимоотношения человека и диких животных?

И. Г. Габриелян, МОУ СОШ №17, г. Солнечнодольск.