Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Работа с одаренными детьми

Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Работа с одаренными детьми

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом.

Ясно, что необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое взаимодействие для решения различных проблем, помощь в развитии талантливой личности. В последние годы интерес к изучению проблемы одаренности в нашей стране существенно усилился. Вместе с тем проблематика выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (далее ИКТ), а также изучения роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей оказалась малоизученной, несмотря на всю ее актуальность. Особенно это прослеживается при изучении страноведческих тем на уроках географии.

Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др. Однако в указанных работах, как правило, не учитываются особенности обучения и развития одаренных учащихся. Вместе с тем игнорирование этих особенностей может резко снизить эффективность соответствующих компьютерных программ. Многочисленные исследования показали, что процесс обучения одаренных детей характеризуется ярко выраженной спецификой. Эти дети в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых.

Они проявляют высокую самостоятельность в процессе познания и обучения. Ряд специалистов в области одаренности отмечают, что мера "автономного самообучения" может выступать в качестве своеобразного индикатора, указывающего на наличие выдающихся способностей (Дж. Фримен, Р. Ризенберг, Б. Циммерман, Б. Шоэ, Л. Каневски и др. ).

Можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. В традиционных обучающих программах приобретение знаний, навыков и умений, как правило, оттесняет на второй план проблемы развития детей и их коммуникативных способностей. Подобный подход недопустим при обучении одаренных учащихся, поскольку он может усиливать резонанс в их психическом развитии. Таким образом, возникает необходимость в создании принципиально новых компьютерных обучающих, и развивающих программ для одаренных школьников, широко использующих новейшие тенденции в развитии ИКТ. Этому способствует и появление интерактивных карт, работа с интерактивной доской, представление презентаций и т. д.

Выявление одаренности в сфере информационных технологий, области, для которых разрабатываются специализированные методики идентификации одаренности, представлены в литературе крайне неравномерно. Особенно это касается такого предмета, как география. В отличие от традиционно изучаемых видов одаренности (математических, литературных, музыкальных, психомоторных способностей, одаренности в сфере искусства и т. п. ) для сравнительно недавно привлекших внимание исследователей разновидностей одаренности (к их числу относятся, например, социальная одаренность или повышенные способности в применении информационных технологий) еще не разработаны специальные методики, ни в психологии, ни в педагогике. Таким образом, возникла актуальная проблема создания новых диагностических процедур, позволяющих идентифицировать различные (в том числе скрытые) виды одаренности.

В условиях информатизации имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как "Интернет-зависимость", "игровая компьютерная наркомания" и т. п. Специальное внимание, необходимо уделить и феномену хакерства.

Применение компьютера и Интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Учителя согласны с мнением, что с применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии. Школа должна подготовить учащегося к «плаванию» в нашем информационном мире. Учитель, владеющий компьютером, должен считать приоритетным использование в процессе обучения информационных технологий. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Ученик на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде презентации. Для этого приходится изучить большое количество материала, поработать с сетью Интернет. Тут им на помощь приходит их помощник – учитель, который всегда поможет подобрать материал, объяснит, как лучше его сгруппировать. Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

Преимущества использования ИКТ на уроках географии

Использование компьютерной технологии на уроках географии имеет ряд преимуществ:

  • Во-первых, это экономит время.
  • Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
  • В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.
  • В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.

Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.

Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

Педагоги и родители часто жалуются, что современные дети и подростки «ничем не интересуются»: мало читают, редко посещают театры, выставки и концерты. А вот на отсутствие у них интереса к компьютерам никто не жалуется, и пока что не наблюдается тенденции к снижению этого интереса. К современным ИТ приобщаются все больше и больше детей и подростков. Однако мотивы такого приобщения по большей части не вызывают восторга ни у педагогов, ни у родителей. Так, довольно широко распространено мнение, что большинство форм активности детей в Интернете не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Действительно, чему радоваться, если школьник, а то и дошкольник, отбросив книги и учебники, позабыв о недавних увлечениях, пренебрегая полезной физической активностью, часами играет в компьютерные игры, ведет пустую болтовню в чате?

Радоваться, может, и нечему, однако следует принять во внимание, что проведенные исследования не вполне подтверждают эту грустную картину. Полученные отечественными и зарубежными специалистами данные свидетельствуют, что интерес к ИТ вовсе не отвлекает детей и подростков от чтения шедевров мировой литературы, походов в театры и выставочные залы, дружеского общения (см. , напр. : Собкин, Евстигнеева, 2001; Шапкин, 1999). Да и вообще детским увлечением Интернетом и другими элементами ИТ вполне можно воспользоваться для пробуждения у детей познавательных интересов, расширения сферы этих интересов. Сейчас появилось очень много сайтов географической направленности использующих различные методики, в том числе и игровую методику обучения. Как показывает опыт, подобный подход сулит определенные преимущества и перспективы. Однако реализация его требует «продвинутых» педагогических технологий: специального учебно-методического и дидактического обеспечения, создания соответствующих организационных условий, а также подготовки кадров, которые смогут выполнять всю эту нелегкую работу. Да и собственно технические аспекты – подготовка компьютеров, организация широкополосного подключения к Интернету и т. д. – окажутся составной частью педагогических технологий.

Для современных детей и подростков Интернет – это, помимо прочего, один из способов доступа к нужной информации, в том числе об олимпиадах и конкурсах. Ничто не мешает принять в них участие – непосредственно или опять-таки посредством информационных технологий (как часто говорят, дистантно, или виртуально). Тематическая область таких конкурсов и олимпиад весьма разнообразна.

Итак, учет психологических последствий информатизации позволит избежать многих негативных явлений, связанных с широким использованием компьютеров при обучении и развитии одаренных учащихся.

В школах создаются профильные классы: физико-математические, гуманитарные, естественно-научные. Не секрет, что в последнее время падает интерес учащихся к обучению. Причин этому много. Поэтому чрезвычайно важно на ранних этапах изучения географии, а изучение предмета начинаем с 6-го класса , где закладываем основы географии и вводится более 60 новых понятий таких как: координаты, масштаб, атмосферное давление, влажность и т. д. не угасить у детей жажду и интерес к познанию.

Среди концепции одарённости самой популярной является теория известного американского специалиста в области обучения одарённых детей Джозефа Рензули. Он считает , что одарённые дети имеют общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включённости в задачу, высокий уровень креативности.

Цель работы с одарёнными детьми, это развитие интеллектуально-творческого потенциала способностей талантливых детей, умение применять эти способности на практике.

Для достижения данной цели нужно поставить задачи:

– создать систему воспитания и обучения одарённых детей;

– разработать практические меры направленные на развитие потенциала каждого ребёнка

На этом этапе велика роль учителя. На уроке не должно быть скуки. Это возраст «почемучек». «Кто там?», «Что там?», «Как там?», Все эти вопросы относятся к географии. При общении с детьми прослеживается огромное влияние семьи на развитие интереса ребёнка к предмету. У многих детей дома на стене висит карта, папа, мама, любят путешествовать, бывают за рубежом, это помогает на раннем этапе поддерживать интерес к географии.

На уроках используются традиционные и современные методы работы с одарёнными детьми:

– исследовательский, поисковый, проектный, который не возможен без информационно-коммуникационных технологий.

В кабинете географии имеется всё необходимое для работы:

– компьютер, проектор и другие наглядные пособия. Как правило в 6-х классах выделяется группа ребят, которые хотят глубоко изучать предмет , поэтому на уроке они получают более сложные задания. Например:

1. Определить на какой широте будет экспедиция 23-марта если угол падения солнечных лучей в районе экспедиции составил 45-градусов, а тень от предмета падает на север. С такими заданиями дети справляются быстро, поэтому задания постепенно усложняются.

2. А именно: всё тоже самое только дата 22-июня. Для решения задачи необходимо знать смещение тепловых поясов к северу и югу.

В седьмых классах при изучении темы «Африка» провожу урок-пресс-конференция, подготовку к уроку проводят ученики консультанты.

Наглядные пособия : деньги, посуда, вазы, фотографии. Во время урока весь «кабинет министров», который отвечал на вопросы корреспондентов, состоял из знатоков географии увлечённых предметом. «Корреспонденты газет» задают сложные вопросы, ответы на которые требуют глубоких знаний.

Любопытство, жажду познания, необходимо постоянно стимулировать учителю, отмечать малейшие успехи словами: «Какой ты молодец!», «Ребята ну посмотрите, как здорово решена проблема!».

Я заметила, что мало мы хвалим детей, а им чрезвычайно необходимо чувство успеха , неважно где.

Очень интересное задание по «Геофутболу». Ребята находят общие черты в каждой паре государств. На дополнительных заданиях делимся новинками средств массовой информации, разбираем олимпиадные и тестовые задания, публикуемые в газетах и журналах.

В прошлом году проводила школьные олимпиады по географии в 6-7 классах, выявляю победителей. Такая систематическая работа с детьми даёт хорошие результаты.

Поскольку у меня небольшой педагогический опыт работы, мне еще трудно найти пути решения данного вопроса. В этом направлении я сейчас много работаю, экспериментирую и пока, что стараюсь использовать опыт других учителей. Например, использую программу работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе, Овчелуповой В. И. , внедряю в свою практику. Применяя данную программу на уроках, возрастает активность учащихся, создается обстановка постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску.

Эта группа учащихся имеет дополнительные задания по изучаемым ётемам. Некоторые темы изучают опережающим методом, делают основные научные сообщения для всего класса.

Технология перспективно – опережающего обучения – одна из развивающих, её можно применять в средней и старшей школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю учитывать особенности учащихся, а учащимся возможность заниматься на более высоком уровне сложности.

Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, в какой бы сфере обучения и воспитания он ни происходил и какой бы предмет ни затрагивал. Он требует постоянного роста и мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и вашей сильной стороной.

Е. Н. Коржова, МБОУ ООШ №6, с. Донское, Труновский район, Ставропольский край