Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке

Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Учащиеся по – разному с интересом и без него, с уважением и пренебрежением – отзываются об одних и тех же предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании о географии: от равнодушия до живого интереса и сознательной убежденности в необходимости глубокого изучения. Трудно представить другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким , как география, диапазоном

межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, может реализовать школьный учитель.

Обучая своему предмету, учитель сознательно или нет, стихийно или целенаправленно формирует у учащихся отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом.

В развитии творческого мышления к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них.

Цель работы над данной темой:

Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии.

Задачи:

• Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса.

• Формирование познавательного интереса к предмету.

Что касается содержания школьной географии как фактора формирования творческого мышления к предмету, то учитель по – прежнему разными примерами и фактами иллюстрирует одни и те же закономерности, разными способами формирует понятия, с помощью разных заданий и упражнений формирует отрабатывает специальные географические умения.

Технология обучения:

• Практические

• Наглядные

• Словесные

В технологии обучения географии целесообразно говорить не только об отдельных методах , сколько об их необходимом сочетании, ибо на уроке географии редко можно видеть использование какого – либо метода в чистом виде, без дополнения другим. Есть технологии активные и не активные, способствующие формированию творческого мышления , или на оборот , тормозящие его развитие.

В технологии обучения, как и в педагогике, нельзя подходить однозначно: это средство лучше того средства и, следовательно, чаще используется первое.

Лишь применение системы методов, заранее продуманное разнообразие приемов и форм обучения внутри темы и курса в целом, а затем и при планировании последующих курсов оказывают влияние на развитие творческого мышления к предмету географии.

Деятельность учащихся:

• Предметно – практическая

• художественная

• речевая

• Индивидуальная или коллективная

• частично – поисковая

• исследовательская

В развитии творческого мышления решающее значение именно разумное сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня творческой самостоятельности.

Названые факторы могут влиять на процесс развития творческого мышления лишь при наличии определенных условий обучения:

1. Режим

Его соблюдение проявляется не только в четком начале урока по звонку или в отсутствии опоздавших, в вопросах режима нет мелочей. Налаживание разумного режима работы заключается в четкой организации урока, в единстве требований учителя к ученикам, в объективности и гласности оценок, в выполнении санитарно – гигиенических норм и т. д .

2. Взаимоотношения учителя и учащихся:

Необходимый элемент в них – взаимный интерес друг к другу, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.

Проект на уроке

Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса в настоящее время общепризнанна всеми – учеными , методистами , учителями. Однако путь этот достаточно труден, и одного декларирования превратим ученика из пассивного в активного участника учебного процесса явно недостаточно. Возрождающийся в последнее время интерес к проектному методу обучения не случаен. Вот только вряд ли стоит надеяться на него как на единственный и универсальный. У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых – осязаемый результат творческой деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижения подлинно творческого результата невозможно без всерьез организованного процесса обучения. В процессе создания учебного проекта учащиеся приобретают новое знание, но нельзя забывать о том , что оно может быть получено , опираясь на базовые знания и умения. Существенное значение имеет тема учебного проекта, которая должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Творческие работы учащихся

• 6 класс -Составление плана местности действия сказки.

• 7 класс – Проект гипотетическго материка, острова.

6класс

Задание: Составить план местности, на котором происходит действие сказки Гуси – лебеди.

Напомним краткое содержание сказки:

Жили– были дед да баба. У них была дочка да сынок маленький. . Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травку под окошко, сама побежала на улицу , заигралась, загулялась. Налетели гуси – лебеди, под хватили мальчика, унесли на крыльях . Вернулась девочка, глядь мальчика нет. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси –лебеди и пропали за темным лесом. Бросилась девочка догонять их. Бежала –бежала, видит – стоит печь. . Побежала дальше –стоит яблонька. . Побежала дальше. Течет речка в кисельных берегах… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит стоит избушка на курьих ножках… Вошла девица в избушку Здравствуй бабушка. Здравствуй девица . Зачем на глаза явилась? – Я по мхам по болотам бежала, пришла погреться…Взяла девочка братца и убежала…

Первые варианты карт готовы через несколько минут, и как правило не отличаются ни разнообразием , ни сложностью ответа .

Вопрос: Разве девочка переходила через речку?

Постепенно , по мере размышления, представления об изображаемой местности меняется, становятся не столь примитивными и упрощенными.

7 класс

Поэтапный план проекта:

1–й этап

• определение темы проекта.

• Постановка учебной проблемы для обсуждения

• определение ролей участников проекта

2-й этап

• Совместная подготовка всех учащихся.

• Индивидуальная или групповая подготовка участников.

• окончательная обработка материала проекта.

Подведение итогов 3 –й этап

• Проведение защиты и обсуждение проектов.

• Подведение итогов.

Е. А. Сысоева, МОУ СОШ 13, Оленегорск, Мурманская область