Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.

Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?

Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения. Самое совершенное содержание урока может быть усвоено и отлично и плохо. Это зависит от характера познавательной активности учащихся, которую организует учитель.

Учителю всегда важно помнить о двух типах усвоения знаний: 1) на основе высокой познавательной самостоятельности и 2) на основе запоминания и осмысления готовых знаний, чему сопутствует, как правило, меньшая активность и результативносновость познавательных процессов.

Педагогика и методика обучения истории всегда и неизменно отстаивали принцип активности и самостоятельности учащихся в обучении. Самостоятельность признается качеством процесса познания, чертой личности учащегося, она появляется в области мотивации, мышления, речи, практики, умения организовывать свой учебный труд и т. д.

Все это дает возможность выделить 4 уровня проявления активности: начальный уровень; средний уровень; высокий уровень; творческий уровень.

Система работы по активизации познавательной деятельности на различных уровнях

Уровни

Цель

Содержание деятельности учителя

Начальный уровень – пассивные дети, с трудом включаются в учебную работу, не в состоянии решить предложенную учебную задачу.

Пробуждение интереса к учебной деятельности, создание предпосылок для перехода ученика на более высокий познавательный уровень.

– «создание атмосферы успеха»;

– «эмоциональная подзарядка»

(с помощью шуток, загадок, скороговорок и т. д. );

– «активное слушание»;

– «комплементарный стиль общения».

Средний уровень – заинтересованность детей только в определенных учебных ситуациях свзанных с интересной темой или необычными приемами.

Воспитание умения учащихся упрочить достигнутый успех, проявить интерес к нтеллектуально-волевым усилиям.

– удержание внимания в состоянии напряженного удивления»;

– частое переключение с одного вида занятий на другой;

– использование эмоционально-окрашенных приемов;

– поиск знакомого в незнакомом;

– определение связи прошлого с сегодняшним днем;

– «неоконченный рассказ»;

– редактирование текста с ошобками;

– вопросы к теме (подготовить по 5-6 вопросов в конце объяснения нового материала учителем, опираясь на памятку-алгоритм для составления вопросов);

– драматизация исторических сюжетов.

Высокий уровень – учащиеся активно включаются во все формы работы, предложенные учителем.

Воспитание потребностей выйти за рамки учебника, поиска нестандартных ответов.

– использование ролевых ситуаций;

– рецензирование выступлений, ответов;

– «коммуникативное письмо»

(некоторые виды заданий);

– проблемное изложение, проблемные задания;

– «контракт» (заключение письменного договора между учителем и учеником о работе на четверть, полугодие);

– работа с различными источниками исторических знаний.

Творческий уровень

Творческое самовыражение и совершенствование.

– отзыво о прошедших экскурсиях, о творческих работах учащихся;

– отчет о работе с историческим источником;

– создание словестных картин;

– образное перевоплаение;

– использование заданий «плюс, минус, интересно»

Пример: «Как развивались бы события, если бы А. Македонский не умер в 33 года?»

– составление текстов с ошобками; заданий для учащихся;

– коммуникативные письма» (некоторые виды).

Результативность: достигнутый успех пробуждает интерес к познанию и предполагает переход каждого ученика на более высокий уровень.

Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из разных источников. Она поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику, и как заманчиво и увлекательно познавать это новое на каждом уроке.

Содержание знаний заключает в себе и возможность по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубокое чувство удовлетворения от того, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательней.

Содержание знаний позволяет проникать в тайники науки от момента ее зарождения до современных научных достижений, открытий, переворачивающих весь арсенал научных знаний, добытый ранее.

Содержание знаний несет в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания.

Содерхание знаний не единственный источник стимуляции познавательного интереса в учебном процессе. Масса разнообразных стимулов укрепления и формирования интереса к учению поступает из самой деятельности ученика, рождающей интеллектуальные и эмоциональные удовлетворения.

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе – одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность активности и самостоятельности – важнейший показатель плодотворности учения.

Познавательную активность школьника, если она достаточно устойчива , следует рассматривать как личное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе. Она характеризуется:

поисковой направленностью в учении;

познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников как в учении, так и во внеучебной деятельности.

В свою очередь познавательная самостоятельность, формирующаяся на базе активности, характеризуется многими учеными как качество личности. Дидакт М. А. Данилов раскрывает эту ценную для ученика черту при помощи следующих признаков:

стремление и умение самостоятельно мыслить;

способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче;

желание не только понять усваиваемые знания, но и способ их добывания;

критический подход к сухдению других;

независимость собственных суждений.

(См. : Данилов М. А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. )

Последующая разработка проблемы познавательной самостоятельности умножает количество указанных признаков. Отмечает роль самостоятельности как на первичной ступени познавательнеого акта (способность активно и творчески воспринимать материал), так и на заключительном этапе познания (умение способность использовать усвоенные теоретические знания на практике). (См. : Семенов Н. А. Стимулирование развития познавательной самостоятельности в процессе обучения. – В кн. : Проблемы стимулирования активности учащихся в процессе нравственного воспитания и обучения. ).

С. В. Сидорина, МБОУ СОШ№3, г. Моршанск, Тамбовская область