Что такое компетентностный подход в современном образовании? (Размышления школьного учителя)
Что такое компетентностный подход в современном образовании? (Размышления школьного учителя)
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Из Концепции модернизации российского образования
Какие способности и качества необходимы человеку для успешного решения его личных и профессиональных задач? Каков идеальный тип человека современности и ближайшего будущего? Это, безусловно, самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить нужную информацию.
В настоящее время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда. Поэтому ведущая идея современного образования выражена в попытке увязать результирующую составляющую образования с планируемыми результатами развития ребенка. Так возникла идея компетентностного подхода.
Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Большую актуальность приобретает вопрос: «Почему объект так устроен?», в отличие от традиционного: «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
В основу построения личностно ориентированной системы развития компетенций обучающихся на уроках информатики были положены основные принципы, сформулированные О. Е. Лебедевым:
– способность самостоятельно решать проблемы на основе использования собственного и социального опыта;
– дидактически представленный социальный опыт решения проблем как основное содержание образования.
Таким образом, становится очевидной тенденция усиления личностной направленности образования, создания ситуаций выбора, опоры на интересы и потребности обучающихся, активизации обучающихся в образовательном процессе. А это значит, что ребенок должен сам искать, исследовать, строить свое знание. Главной целью изучения информатики является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.
Информационно-коммуникационная компетентность является одной из составляющих характеристики современного человека и проявляется прежде всего в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.
Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит "надпредметный", общеучебный, общеинтеллектуальный характер.
Формирование ИКК в школе проходит три уровня развития:
– пропедевтический уровень (достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания);
– базовый уровень (ребенок приобретает необходимые знания об окружающем мире и овладевает общими способами деятельности);
– профильный уровень (формирование значимых для обучающегося качеств, позволяющих реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности).
Какова же роль педагога в этом процессе? Понятно, что успешное освоение учебного материала по информатике возможно лишь при условии опоры на учебный материал других предметов. Но для того, чтобы что-то успеть, активно опираясь на материал других наук, учитель должен обеспечить чрезвычайно высокий темп урока. Это возможно, но накладывает на ход проведения урока особые, жесткие требования. Учитель должен:
– четко осознавать, что надо преподать на данном уроке;
– понимать, на какие знания и особенности ребенка он может опираться;
– иметь четкий, тщательно выверенный план урока и не отклоняться от него, так как времени очень мало, но иметь дополнительный дидактический материал для организации индивидуального подхода к особо одаренным и, наоборот, к детям с замедленной реакцией на происходящее на уроке.
Учащиеся должны знать и понимать, что урок информатики – только один в неделю и можно позволить себе один раз в неделю 45 минут прожить в напряженном режиме, если они хотят получить результат.
Опыт показывает, что дети легко принимают этот «напряженный» режим проведения урока информатики. Учитель тоже легко справляется с этим, если готов к уроку. Обычно интерес детей к уроку проявляется на самом высоком уровне, именно благодаря четкости и интеллектуально-организационной напряженности проведения урока.
На уроке информатики, в условиях жесткого режима его проведения, явно проявляется, насколько тот или иной ребенок владеет общеучебными умениями и навыками.
Именно компетентностный подход в обучении информатике и позволяет добиваться хороших результатов. Хорошо, если в школе постоянно работают кружки по языкам программирования и по информационным технологиям.
Так что же такое ключевые компетенции? Это умения и качества, необходимые каждому члену общества для его успешной социализации. На школьных занятиях, в том числе и на уроках информатики и ИКТ, должны формироваться следующие основные общеучебные умения:
– способность приводить доводы, аргументы в доказательство какой – либо известной точки зрения;
– способность вырабатывать свою собственную точку зрения и обосновывать её, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов, в том числе и взятых из Интернет – ресурсов;
– способность выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения;
– способность понимать зависимости, выраженные в графической форме (диаграммы, графики, таблицы);
– способность извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков для решения практической задачи;
– способность обобщать факты и делать выводы;
– способность сравнивать и анализировать имеющиеся факты или высказывания;
– способность различать мнения и факты;
– способность осуществлять выбор из нескольких альтернатив;
– способность искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов;
– способность определять причины тех или иных явлений, а также поступков людей;
– способность аргументированно вступать в дискуссию, опираясь на коммуникативные умения;
– способность творчески перерабатывать имеющуюся информацию;
– способность к рефлексии своей позиции.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Это направление предполагает поиск ответа на главный вопрос: «Какими результатами школьного образования ученик сможет воспользоваться вне школы? Ключевая мысль компетентностного подхода состоит в том, что все изучаемое в школе должно обязательно употребляться, использоваться, а не быть мертвым багажом. Словом, знания, полученные на школьных уроках, должны стать средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Современные школьники живут в необычное время. В эпоху информатизации общества очень важно быть целенаправленным человеком, способным определить для себя самое главное и сконцентрироваться на нём. Только это позволит не затеряться в социуме, а успешно адаптироваться в нём и самореализоваться. Здесь и необходимы как раз те ключевые компетенции, которые формируются в школе, и прежде всего на уроках информатики.
Н. Ю. Тихонова, МБОУ « Городищенская СОШ № 1» Городищенского района Волгоградской области