Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Увлечение компьютером и здравый смысл

Увлечение компьютером и здравый смысл

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе.

В мире, когда технологии развиваются стремительно, без знания компьютера не обойтись. Чем раньше ребенок освоит компьютерную грамоту, тем лучше. Эпоха, в которую мы живем требует от детей новых навыков, способность получать, оценивать и интерпретировать большое количество информации. А компьютер стал основным средством получения и обработки информации.

Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными.

Рассмотрим все плюсы и минусы этих зависимостей.

Игромания

Игромания – это психологическая зависимость человека от компьютерных игр (как, впрочем, и от других), которая влияет на его физическое и психическое здоровье.

Давайте проанализируем, чем привлекают детей игры?

1. Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, – это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле.

2. Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими.

3. Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

4. Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями – почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то "переделать" себя, а кроме этого преодолеть чувство досады, что ты "не один такой умный"!

5. Компьютер – замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Чем же могут быть полезны компьютерные игры?

1. Среди современных игровых программ очень много развивающих. Для малышей компьютерный рынок предлагает обучающие по сути игры, в которых они учатся считать, узнают формы и цвета, запоминают буквы и т. д. Детям постарше можно приобрести игровые программы обучения иностранным языкам, филологические игры (типа "Эрудит" или "Поле чудес"), компьютерные энциклопедии. Для старшеклассников подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Даже самый скептичный родитель вряд ли сможет отрицать положительное влияние такого рода игр на развитие ребенка.

2. Даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении тех детей, у которых не сформирована собственно познавательная мотивация. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным.

3. Самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации.

4. Игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. А дети привыкают к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений; написанных слов – когда возникает необходимость мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.

5. Путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем.

6. У детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация.

7. Достижение победы ведет к самоуважению. Успех в виртуальном мире – это тренировка достижения успеха в жизни.

Кроме плюсов компьютерные игры имеют и свои минусы.

1. Важный негативный момент – чрезмерно большая зрительная нагрузка.

2. Длительное и регулярное увлечение компьютерными играми может привести к возникновению игромании, что вызывает агрессию, жестокость в отношениях со сверстниками и отрицательно сказывается на здоровье.

3. Перенапряжение нервной системы. Это выражается в нарушении сна, ухудшении самочувствия и аппетита, быстрой смене настроения.

4. В игре, виртуальном компьютерном мире, где можно стать кем угодно, достаточно только "загрузить" игру. Для этого совсем не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, можно не скрывать злость и агрессию.

5. Ребенок может запросто забыть не только об уроках, но и про обед, завтрак и ужин. В результате возникает не только психологическое, но и физическое истощение организма.

6. Опасность оскудения эмоциональной сферы ребенка, ведь многие игры требуют хладнокровия и подавления чувств.

Сетеголизм

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Рассмотрим плюсы Интернета.

1. Помощник в учебе. В Интернете можно найти реферат на любую тему и по любому предмету вместо того, чтобы самому его написать, справочные материалы, которые можно использовать при подготовке домашних заданий.

2. Разнообразные обучающие программы по предметам, возможность получить полную или дискуссионную информацию по какому-то вопросу. . . Общение со специалистами, помощь в выборе увлечений и, возможно, будущей профессии.

3. Некоторым застенчивым и не слишком коммуникабельным Интернет помогает найти друзей со сходными интересами.

4. Позволяет не прерывать общение, несмотря на большие расстояния между людьми.

Минусы Интернета.

1. Все больше и больше коммерческих сайтов стараются заставить пользователей заполнить анкеты, чтобы получить информацию об их семьях с целью коммерческого использования.

2. Столкновение детей и подростков с порнографией.

3. Столкновение детей и подростков с насилием (варварские фото

изображают головы самоубийц после выстрела из карабина, детей, погибших в автокатастрофах, и так далее).

4. Онлайн инструкции, которые позволяют изготовить в домашних условиях всевозможные виды взрывчатки.

5. Постоянное пребывание в виртуальной реальности вредит интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Он не испытывает интереса к самостоятельному мышлению, к чтению, ручному труду. Становится пассивным потребителем информации, рабом Интернета. Не стремится понимать других людей и выражать собственные мысли и чувства.

6. Интернет полон всевозможных форумов и блогов, на которых помногу и практически постоянно сидят не совсем адекватные и часто даже не вполне здоровые люди. Общение с ними не может принести ничего хорошего. Ведь больной человек, дорвавшийся до компьютера, представляет огромную опасность для тех, кто ещё не научился жизни и не может противостоять потоку грязи, который может политься с экрана монитора.

7. Поскольку общение – главное средство развития личности детей и подростков, чрезмерное увлечение компьютером в ущерб общению со сверстниками может привести к социальной изоляции ребенка.

8. Интернет культивирует короткое знание. Стало скучно на одном сайте – в любой момент переключился на другой. Одна картинка сменяется другой – это развивает поверхностное внимание. Неинтересно и непонятно – уйду отсюда, вместо того чтобы приложить усилия, вникнуть в суть. Среди взрослых пользователей Интернета появилась категория вольных бродяг. Они садятся и просто бродяжничают по сайтам без пользы и цели. Это уже поверхность не только внимания, но и мышления.

9. Уход от реальности в воображаемый мир.

Влияние компьютера на здоровье ребенка.

1. Офтальмологи забили тревогу в связи с глобальной компьютеризацией и даже придумали специальный термин – «компьютерный зрительный синдром», который встречается практически у всех пользователей компьютера, как маленьких, так и взрослых. Симптомами могут являться ощущение усталости глаз, учащение моргания, чувство тяжести на веках или «песка» в глазах, покраснение глаз.

2. Работа за компьютером заставляет ребенка длительное время смотреть на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или работать мышью. В результате ребенку приходится долго находиться в неподвижном состоянии, что чревато появлением болей в мышцах шеи, спины, суставах, а также головными болями.

3. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений психического и интеллектуального развития детей.

4. Длительное общение с компьютером оказывает негативное на детскую психику. Во-первых, из-за того, что ребенок длительное время находится в положении сидя, происходит переутомление, как физическое, так и психологическое. Как следствие, у него может появиться нервозность, раздражительность.

5. Страдает кругозор ребенка. Ведь общение с виртуальным миром не заменит живое общение. Гораздо больше пользы принесет другие занятия, например, строительство домика из кубиков, игры с песком, водой, не говоря уже об играх со сверстниками.

6. От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой.

7. Компьютерная игра может привести к детскому суициду.

8. Микротравма – это постепенный износ организма в результате ежедневных нагрузок ( головные боли, боль в шее, боль в руках и кистях, сутулость, синдром запястного канала, синдром ущемления плеча, ослабление мышц, обеспечивающих движение большого пальца, неловкость и слабость пораженной ладони).

К сожалению, из всего, что есть в социуме, именно виртуальный мир дает возможность реализовать именно эти потребности. Потому что в жизни есть ограничения, а в Интернете их нет. И если есть конфликт или непонимание с родителями, то ограничение в доступе к компьютеру не решит этих проблем, только настроит ребенка против, иногда до ненависти. Применительно к школе, когда ребенок только за ПК, а уроки не учит, и родители уверены, что вина как раз в компьютере, то тут проблема не в виртуальном общении, а в его отношении к урокам.

Родители должны помнить, нельзя запрещать того, что они не могут проконтролировать (тот же компьютер, уходя на работу).

В конце концов, постоянное просиживание за компьютером фактически лишает ребенка детства. Ведь драгоценное время, потраченное на виртуальную жизнь никогда больше не вернется. Понятно, что если вы будете категоричны, запрещая ребенку сидеть за компьютером, это также не убережет его от всех неприятностей – запретный плод сладок. Поэтому, скорее всего, ваше чадо сделает все, чтобы поступить назло. Он может пойти к друзьям или в клуб, и наверстать упущенное.

Правильнее будет установить время, которое ребенок может проводить за компьютером в сутки, и не позволять превышать этот лимит. Установите монитор так, чтобы не было бликов, чтобы не пострадало детское зрение. Кроме того, нужно обязательно делать гимнастику для глаз. Постарайтесь, чтобы у вашего ребенка вошло это в привычку.

Следите за тем, сколько времени проводит он за компьютером, в какие игры играет, какие программы изучает. Покупайте ему развивающие игры или добрые «собиралки», «бродилки».

Лучше не оставляйте ребенка на один с компьютером, находитесь рядом постоянно, помогайте советом и делом. Сделайте все, чтобы живое общение с вами было для него более интересным и не было кризиса в отношениях. Ходите в зоопарк, вместе гуляйте на свежем воздухе, играйте в добрые игры, устраивайте совместные праздники с другими ребятишками, и тогда компьютер для вашего ребенка принесет только пользу!

Дубинина Нина Викторовна, МОУ СОШ № 19, Тверь