Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Специальная педагогика
  • Использование мультимедийных учебных презентаций для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках общеобразовательного цикла в школе VIII вида

Использование мультимедийных учебных презентаций для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках общеобразовательного цикла в школе VIII вида

Современное развитие общества невозможно себе представить без информационно – коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. Это и понятно, когда речь идет о здоровом ребёнке. Но я хочу рассказать вам о применении ПК на уроках в коррекционной школе для детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта. Многие родители, развивая и обучая ребёнка с ОВЗ, приобретают компьютерные программы.

Сначала – это простые «барабанилки» для самых маленьких детей, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, а, затем – многообразие компьютерных обучающих игр по развитию речи, навыков счёта, грамоте и т. д.

Компьютер – важное средство обучения и саморазвития любого ребёнка!В современном обществе значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умственной отсталостью (УО), что привело к увеличению количества детей данной категории, вовлеченных в систему специального образования. Процесс обучения и воспитания детей с выраженным недоразвитием интеллекта подчинен основной цели – социализации детей этой категории и их интеграции в обществе. Развитие детей с УО обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами.

Богатейшие возможности в достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе обучения и воспитания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Информационные технологии используются в подготовке, моделировании, конструировании и передаче информации обучающемуся посредством компьютера. Работая с детьми, имеющими УО, учитель сталкивается с рядом трудностей. С одной стороны, современный рынок электронной продукции располагает богатейшими ресурсами электронных учебников, образовательных программ, энциклопедий, тренажеров. С другой – отсутствие специальных электронных ресурсов для работы с детьми, имеющих выраженное недоразвитие интеллекта.

Поэтому у учителя возникает потребность в создании собственных мультимедийных презентаций, используя цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, а также ресурсы сети Интернет.

При этом учителю приходиться адаптировать уже имеющиеся ЦОРы, учитывая глубину поражения познавательной сферы детей данной категории. Регулярное использование мультимедийного сопровождения урока способствует:

– повышению эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности, что особенно важно для детей с выраженным нарушением интеллекта;

– появлению возможности моделировать объекты и явления, сочетая звук, изображение и текст;

– увеличению объема выполненных на уроке заданий;

– более рациональному использованию времени урока;

– повышению познавательной активности и мотивации к учению учащихся с нарушением интеллекта за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента;

– установлению межпредметных связей;

Какие же возможности в обучении детей с ОВЗ таят в себе мультимедийные презентации?В отличие от обычных средств обучения медиа технологии значительно расширяют и возможности родителей в сфере развития своего ребёнка.

Некоторые из них копируют, созданные мною учебные презентации и дома (во время каникул и в выходные дни) закрепляют пройденный на уроке материал. Такой вид закрепления способствует успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяет не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально учат приобретать новые знания!

«Презентация – это – обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие, при использовании которого можно рассказать ребенку с ОВЗ об окружающем мире. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный любому ребёнку. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о наших детях.

Именно им, с их не сформированным наглядно – образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть и услышать. – Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. – Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые ребёнку с ОВЗ сложно увидеть в повседневной жизни. – Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Я считаю, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей. – Любимую презентацию ребенок может смотреть, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова. А, самое главное, выучивая их наизусть и удивлять родителей объемом знаний, полученных самостоятельно. – Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.

Обучающие игры – презентации

Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft Power Point. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка; Поощрение ребенка самим компьютером при правильном решении поставленной задачи являются стимулом познавательной активности детей; Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. Игровые обучающие программы приучают школьника с ОВЗ к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Дети с тяжёлой степенью нарушения интеллекта требуют большой помощи учителя и родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя и освобождает учителя и маму. Здоровьесбережение детей при работе с компьютеромГоворя об использовании компьютера детьми школьного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален, т. к. дети, имеющие выраженное недоразвитие интеллекта не могут заниматься долго одним и тем же делом и сами выходят из-за компьютера. Однако разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени – 10-15 минут.

В заключении отмечу, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает учителя и родителей в состоянии творческого поиска.

Метки: Специальная педагогика