Неуспеваемость учащихся на уроках истории и методы ее преодоления
Неуспеваемость учащихся на уроках истории и методы ее преодоления
Цели: личное самообразование, расширение общепедагогических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.
Задачи:
- углубление знаний в области предмета «История»;
- овладение достижениями педагогической науки по предмету «История»,
- повышение общекультурного уровня.
Неуспеваемость – это сложное и многогранное явлений учебной действительности, требующее разносторонних подходов при изучении.
По проблеме преодоления неуспеваемости имеется обширная литература, как в России, так и за рубежом, накоплен ценный практический опыт, сделан ряд общих выводов, уже не нуждающихся в доказательстве. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям в усвоении знаний, развитий умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Установлено, в частности, что неуспеваемость учащихся закономерно связана с их индивидуальными особенностями, и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Повседневное изучение учащихся, постоянная поддержка, стимулирование их усилий – важное условие предупреждения неуспеваемости. Изучение учащихся ведется на основе документации, путем наблюдения, с помощью вопросников и анкет, бесед с родителями.
Целый ряд дидактических мер направлен на улучшение условий обучения. Одни из них осуществляются на уроке (в индивидуальной или групповой форме), другие – вне урока (в виде дополнительных занятий, консультаций).
Для слабых учащихся рекомендуются карточки с индивидуальными заданиями. Используются специальные приемы для опроса неуспевающих учащихся. Им необходимо давать больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы. В ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учащихся необходимо разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем у других учащихся, инструктировать их. Для предупреждения неуспеваемости можно использовать следующую последовательность: лучше начать с проведения самостоятельной работы, диагностирующей отношение учащихся к трудностям задания (трудность вариантов указана преподавателем). Анализ выборов вариантов учащимися покажет, сколь велик в данной группе процент учащихся, избегающих трудностей. Если такой процент велик, то можно сделать вывод, что это вызывается характером учебного процесса. И в первую очередь, следовательно, направить усилия на совершенствование урока. Одновременно необходимо вести наблюдение за слабой подгруппой учащихся с тем, чтобы оказывать им необходимую помощь. Индивидуальные поручения следует давать в первую очередь тем, кто не отстал еще в формировании знаний и навыков, но проявляет признаки отставания в опыте творческой деятельности, в развитии познавательных отношений. Это целесообразно потому, что таких учащихся относительно быстро можно подтянуть, и это будет способствовать повышению успеваемости группы в целом. Положительные сдвиги необходимо проверить с помощью самостоятельной работы. Этим заканчивается этап работы по предупреждению неуспеваемости, который направлен на ликвидацию ее причин, коренящихся в самом учебном процессе. Обнаружение признаков отставания – первое звено в профилактической деятельности преподавателя.
На следующем этапе основное внимание будет обращено на отдельных учащихся и на выявление причин их отставаний. В дальнейшем нужно продолжать периодическое проведение самостоятельных работ с выбором заданий. Основная цель – это устранение отставаний. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Можно выделить три группы учащихся в зависимости от мотивации к обучению –
слабые, средние и сильные – и применить к ним дифференцированный метод работы. Во время контрольной работы учащимся предлагается на выбор три вида заданий, различающихся по сложности. Задания на красных карточках наиболее сложные, на зеленых – для учащихся средней группы, на синих – для слабых. Учащиеся сами выбирают задания.
Одна из главных задач преподавателя подтянуть слабых до необходимого уровня, а также дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. Преподаватель в первую очередь помогает слабым учащимся. Группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по желанию и производится преподавателем с учетом успешности учения каждого учащегося. Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Слабым учащимся необходимо выучить необходимый минимум, данный на уроке, а более сильным, помимо материала, данного на уроке, можно дать вопросы для самостоятельного изучения (выполнить их с помощью необходимой литературы – список предоставляет преподаватель – подготовить сообщения и выступить на уроке).
Необходимым условием для предупреждения неуспеваемости является развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. Это и определяет главные направления совершенствования урока. Стимулирование самостоятельности на уроке одна из главных задач преподавателя. Можно увеличить удельный вес поисковой деятельности учащихся за счет соответствующих заданий, которые имеются в учебниках истории. Например, в учебнике О. С. Сороко-Цюпа, В. П. Смирнова «Мир в ХХ веке» есть задания, направленные на самостоятельную работу учащихся, причем данные задания можно давать учащимся с разным уровнем подготовки. Необходимо так построить обучение, чтобы творческие элементы были четко выявлены. Опыт творческой деятельности приобретается учащимися и в процессе коллективной работы под руководством преподавателя. Задача преподавателя заключается в том, чтобы заострить внимание учащихся на анализе условий задания, выявить трудность ее решения, недостаточность данных для непосредственного вывода. Учащихся можно подразделить на группы и дать им задание, в группах должно быть равное соотношение сил, т. е. сильные учащиеся будут помогать в выполнении задания более слабым. Обучающие самостоятельные работы должны быть систематическим и неотъемлемым элементом процесса обучения на уроке истории. В некоторой степени преодолеть неуспеваемость учащихся по предмету помогает четко сформулированная учебная задача – с одной стороны, выполнить инструкцию (задание), а с другой – продвинуться в овладении действиями, в усвоении материала. Если в группе имеется значительное отставание, возможно, связать изучаемое на уроке с тем, что составляет внеучебные интересы (например, дать задание, связанное с выполнением на компьютере, или зарисовкой репродукции на историческую тему, или написание исторического сочинения). Целесообразно также, когда есть для этого повод, указывать учащимся связи изучаемого ими материала с материалом других учебных предметов, сообщать, где и когда изучаемое данный момент понадобиться в дальнейшем обучении. Например, при изучении разделов истории, посвященных культуре можно провести логические связи с литературой, при изучении территориальных особенностей государств – с географией, а при прохождении социально – экономических и политических отношений выявляется связь с экономикой и правом. Учебный предмет должен видеться учащимся как часть более широкой системы – системы общего образования.
Учебный процесс, в котором единственной книгой является учебник, – неполноценный учебный процесс. Также для преодоления неуспеваемости учащихся нужна наглядность и ТСО, на уроках истории используются исторические карты, репродукции картин, портреты исторических деятелей, схемы, таблицы, просмотр видеозаписей. Технические средства должны использоваться по мере возможностей и в домашней обстановке, Интерес к предмету повыситься, если учащимся предложить, например, такие задания: прослушать и просмотреть по телевизору все новости за два дня, связанные с внешнеполитической обстановкой в России и подготовить краткое сообщение; найти в свежей прессе материал, посвященный обстановке на Ближнем Востоке, посмотреть современные кинофильмы, в которых рассказывается, например, о Великой Отечественной войне («Звезда», «Первый после Бога»). Смысл подобных заданий состоит также в том, чтобы приобщить учащихся к просмотру образовательных передач, чтению научно – популярные газет и журналы.
В своей методической разработке я приведу пример карточек контрольной работы для учащихся с различным образовательным уровнем и с различным уровнем мотивации к обучению. (тема «Страны Западной Европы и США в 30-е гг ХХ в. »)
На оценку «5»:
Задание1. Заполните таблицу – впишите дату
Событие: | Дата: |
Крах ценных бумаг на Нью-Йоркской валютной бирже. | |
Подписание дипломатического договора между СССР и США | |
Образование гестапо в Германии | |
Начало мирового экономического кризиса во Франции | |
Победа на парламентских выборах Народного фронта. |
Задание 2. Поставьте крестики напротив реформ «нового курса» Ф. Рузвельта
Событие: | Дата: |
Ограничение конкуренции среди предпринимателей | |
Разрешение на создание профсоюзов на предприятиях | |
Уменьшение государственных социальных расходов | |
Запрет профсоюзов и стачек | |
Организация помощи безработным | |
Выплата пособий по безработице, инвалидности, пенсий | |
Запрещение детского труда | |
Ликвидация демократических прав и свобод граждан |
Задание 3. На основе анализа документа определите, какие цели ставили руководители нацистов
Политика – это руководство исторической борьбой народов и ход этой борьбы. Цель этой борьбы – утвердить свое существование… Если нам не удастся в кратчайший срок превратить наши вооруженные силы в смысле боевой подготовки, количества соединений, технического оснащения и в первую очередь идейного воспитания в самую сильную армию мира Германия погибнет…
Страна перенаселена и не может себя прокормить за счет собственных ресурсов…
Окончательное решение проблемы состоит в расширении жизненного пространства, а также в расширении сырьевой и продовольственной базы нашего народа. Задача политического руководства состоит в том, чтобы в будущем долбиться решения этой проблемы…
Я ставлю следующие задачи:
1. Через четыре года мы должны иметь боеспособную армию;
2. Через четыре года экономика Германии должна быть готова к войне;
3. ____________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
Задание 4. Заполните правильными ответами кроссворд:
По горизонтали:
1. Президент Германии, поручивший А. Гитлеру сформировать правительство в 1933г
4. Президент – республиканец в США, которого на посту сменил Рузвельт.
5. Партия или группа людей, выступающая вразрез с господствующим мнением
7. От итал. fascio – пучок), государственный режим тоталитарного типа.
8. Имя президента США Рузвельта
11. Лидер итальянских фашистов.
По вертикали:
2. Направление во внешней политике США, основанное на идее невмешательства в вооруженные конфликты вне Американского континента
3. Преобразование, изменение какой-либо стороны общественной жизни
6. Вождь по-немецки.
9. Имя президента Франции Блюма.
10. Вождь по-итальянски.
1 | 2 | 3 |
5 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На оценку «4»
Задание №1. Какие причины экономического характера обусловили принятие плана Дауэса? Пронумеруйте их по значимости
Причина |
№ |
Экономический подъем в США | |
Разрушение мировых хозяйст. связей | |
Инфляция | |
Нестабильность валют | |
Экономический хаос в Европе |
Задание№2. Раскройте позитивные и негативные стороны «процветания по-американски» в 1920-е гг.
Позитивные стороны________________________________________________________
Негативные стороны________________________________________________________
Задание №3 Какие формы правления избрали ведущие европейские страны для обеспечения выхода из экономического и политических кризисов в 30-е годы. Запишите их в таблицу
1. Установление тоталитарной фашистской диктатуры
2. Формирование коалиционных правительств
3. Создание правительств Народного фронта
4. Утверждение авторитарных режимов
5. Формирование правительств социал-демократов
Страна | Формы правления |
Великобритания | |
Италия | |
Франция | |
Испания | |
Германия |
Задание №4. Какими еще отличительными чертами идеологии нацизма вы можете дополнить список?
1. Национализм и шовинизм
2. Расовая теория
3. Культ силы
4. …
На оценку «3»
Задание 1. Заполните таблицу – подчеркните правильные ответы на вопросы.
Вопросы | Ответы |
Какие цели ставили перед собой правительства народного фронта | 1. Построить коммунизм 2. Запретить фашистские организации. 3. Провести социальные реформы. |
Что общего было в реформах «нового курса» в США и Народного фронта во Франции | 1. Повышение зарплаты 2. Помощь фермерам 3. Законодательство о труде 4. Национализация промышленности 5. Помощь безработным 6. Запрет фашистских организаций. |
Задание №2 Ответьте на вопрос: почему именно США стали экономическим центром капиталистического мира?
Задание №3. Впишите в таблицу соответствующие даты
(Варианты ответов: 1931 г. , 1932 г. , 1935 г. , 1936 г. )
Изменения в Британской империи
Событие | Дата |
Весминстерский статут о независимости доминионов | |
Предоставлена независимость Ираку | |
Конференция в Оттаве – торговые договоры | |
Конституция в Индии |
Таким образом, предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Признаки отставания в сочетании с анализом их причин служат предпосылкой для реализации мер предупреждения неуспеваемости. Таково направление совершенствование процесса обучения, которое способствует предупреждению неуспеваемости, создает условия для своевременного обнаружения и устранения отставаний учащихся.
И. А. Косова, ГБПОУ МО"Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум", г. Павловский Посад, Московская область