Немного о повышении качества образования с использованием новых информационных технологий (рассуждения о качестве образования, предмете информатика, учителе информатики и новых технологиях, как двигателе этого процесса)
Немного о повышении качества образования с использованием новых информационных технологий (рассуждения о качестве образования, предмете информатика, учителе информатики и новых технологиях, как двигателе этого процесса)
Что такое качество образования? Этот вопрос задают себе сейчас многие педагоги, стараются раскрыть его смысл глубже. У каждого учителя найдутся свои определения.
На мой взгляд, качество образования предполагает использование учителями различных приемов, методов, методик и т. д. (разнообразных и новых), которые приводят к повышению результатов учащихся в изучаемых предметах. При повышении результативности должно повышаться самосознание учащихся направленное на стремление и умение учится, их интерес в познании и раскрытие творческих способностей.
«Научить учиться» – этот актуальный лозунг прозвучал на областной конференции «Новые информационные технологии в образовании» ещё 6 марта 2006 года. Я думаю, это одно из основных принципов повышения качества образования в современном информационном обществе. Сейчас в лавинообразном потоке информации, обрушивающейся на человека, важно научить правильно, выбрать информацию и использовать её. Роль самостоятельной работы учащегося возрастает. Думаю, будущее за качественным изменением процесса образования в этом направлении. Роль учителя огромна, он является проводником ученика в овладении им новых знаний.
Что такое информатика и кто такой учитель информатики в наше время? Это простое, но очень объёмное понятие. Вряд ли даже все учителя преподающие другие предметы могут знать полный смысл предмета информатика и ИКТ. Об этот очень хорошо сказал автор учебника «Информатика» А. Г. Кушниренко, раскрыв на первой же странице объемный смысл предмета. Он пишет, что мир основан на «3 китах» (сущностях мира): материи, энергии, информации. Вряд ли другой учитель, кроме учителя информатики касается всех других предметов так тесно и так часто. На информационных технологиях создаются проекты-презентации по всем предметам, занимаемся компьютерным дизайном, в табличном процессоре изучаем математику и т. д. Например, изучая раздел «Моделирования и формализация» решаем задачи по физике, экономике, географии и т. п. (стоит только взглянуть в стандарты образования, программы и учебники). И в этом учитель информатики должен ориентироваться. В наших школах учитель информатики – это внештатный помощник во всех делах связанных с информационными технологиями, без которых не может обойтись сейчас ни один учитель, особенно это явно выражено на переферии. Школьный курс качественно и количественно также лавинообразно увеличивается (сейчас условно делится на информатику и ИКТ).
Информатика – это огромное направление, изучающее мир информации, её границы беспредельны, а развитие столь стремительное, что на человека преподающего этот предмет ложится всё большая нагрузка. Я считаю, что этот школьный предмет – предмет №1 в школе, предмет будущего, предмет первого уровня!
Формы и методы работы, применяемые на уроках информатики и ИКТ, направленные на повышение качества образования. Можно выделить основные формы и методы работы, применяемые у нас в школе. Разделим условно на этапы по усвоению материала.
Этап усвоения материала
• Лекции с демонстрацией собственных проектов, готового ПО и т. д. , с применением различных современных технических средств обучения
• Изложение нового материала с элементами работы учеников (также с использованием всего технологического арсенала, который есть у учителя)
• Практические работы (с совместным пошаговым разбором нового материала на практике)
Этап отработки умений и навыков
• Практические работы на выбор задач (дифференцированно)
• Проектная работа (индивидуальная или групповая)
– По изучаемым темам курса
– Дополнительно или углубленно по изучаемым темам курса
– По другим темам (творческая работа)
– Совместные проекты (все проекты учащихся, как часть одного большого общего проекта или проект, как часть общего проекта по двум предметам)
• Элементы исследовательской работы или лабораторные работы (с использованием учебной и дополнительной литературы)
Этап контроля знаний
• Контрольные работы
• Тесты
• Комбинированный контроль
Качественное изменение образования с помощью ИКТ по всем предметам или что нам помогает. Нельзя не выделить, что нам помогает в развитии нашего образования:
• Программное обеспечение, которое сейчас существует по любому предмету
• Использование собственных разработок, сделанных с помощью информационных технологий
– Возможности Интернета позволяют в огромном потоке информации выбирать нужную, более важную, новую информацию (невозможно учиться сейчас по одним учебникам)
• Дистанционный способ работы (посредством компьютерных сетей)
Проектная деятельность – удачная современная форма организации деятельности ученика, повышающая качество образования! Сейчас получается, что почти каждый учащийся информационно-технологического профиля и многие другие ребята находят свой интерес в участии одного или другого проекта. Моё мнение, что учащийся, который только начал заниматься проектной деятельностью должен выбрать тему самостоятельно, пусть не актуальную с вашей точки зрения, зато на этом проекте он проявит свои творческие способности и научится работать с той или иной программой. Дальше к 10-11 классу вы заметите уже осознанный выбор темы. У ребёнка не пропал интерес и все довольны!
Систематизация проектной деятельности. Всего через 4 года работы с применением проектной деятельности, я столкнулся всё с более нарастающим потоком работ учащихся, которые не хватает времени даже внимательно изучать. Например, много работ, которые очень интересны, однако требуют завершенности, вызывают желание учителя продолжить работу с этим проектом. Итак, за какое-то время накапливается определенное количество материала, которое нужно систематизировать, с целью дальнейшего совершенствования, использования и распределить вид проектной деятельности по классам более целесообразно. Например, только за последний год информационно-технологическим профилем были созданы более 100 проектных работ. Систематизация проектной деятельности – это очередная проблема, возникающая на определенной этапе проектной деятельности.
А оценку проектных работ лучше всего проводить по следующим критериям:
– дизайн (оформление)
– логическая последовательность изложения
– актуальность темы
– полнота (завершенность) темы.
Немного о наших результатах работы и наших достижениях, как зеркале повышения качества образования. Как ни сказать о результатах, как основном показателе качества образования. Несколько лет назад я поставил цель – достичь каких-то результатов с простыми ребятами из нашего малого городка и близлежащих сел. Сейчас я понял, что систематичность применяемых способов (вышесказанных) начинает давать результаты (см. приложение).
Наши ближайшие задачи. Без проблем и трудностей наша жизнь не будет полноценной, особенно у нас в глубинке. Так в данное время жизнь диктует решить следующие задачи:
- Создать локальную сеть школы: подключить все компьютеры к единой сети, осуществить подключение к Интернету на всех компьютерах (О важности единого информационного пространства учреждения говорилось на областной конференции в г. Чите по «Новым информационным технологиям в образовании» в марте 2006 года, наряду с подключением к Интернету)
- Планируется совершенствовать программу обучения количественно и качественно, направляя действия на преемственность средней и высшей школы
• Продолжать работу по систематизации проектной работы в информационно-технологическом профиле и перенести эту работу в среднее звено
• Больше внедрять ПО, свои разработки и привлекать к этому больше учителей
• Продолжить эксперимент по элементам дистанционного обучения через электронную почту, интерактивное общение и т. д.
• Освоение интерактивной доски для использования учителями в обучении и проектной работе при решении логических, алгоритмических, разного рода информационно-технологических задачах в индивидуальной и групповой работе.
И. А. Курилов, МБОУ СОШ №9, г. Нерчинск, Забайкальский край