Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

так как мало таких, которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л. Толстой

1. Актуальность темы проекта.

Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технического прогресса. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идёт к тому, что всего через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснуться изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

Наше время – это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения.

Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Задача современной школы: разработка и применение специальных методик направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся.

2. Анализ ситуации, проведённый для выявления проблемы.

Проработав более 20 лет учителем информатики в школе, я пришёл к выводу, что образовательная программа по информатике предусматривает навыки практической работы с компьютером, в учебниках по информационным технологиям излагается в основном информационный материал, в них мало заданий творческого характера. Передо мной постоянно вставали и встают вопросы: «Чему учить? Как учить? Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? Как научить ребёнка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?».

3. Постановка проблемы и анализ причин и последствий её осуществления.

В классической системе образования учебный процесс построен на запоминании, накоп-лении фактов и других нетворческих формах деятельности. Современных школьников не устра-ивает роль пассивных слушателей на уроке, им уже не интересно записывать за учителем или списывать готовые решения с доски… Мой опыт преподавания информатики в школе позволил мне увидеть противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразо-вательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях, в основном, только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая. Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных программах, отведенного на изучение информационных технологий.

Из этих противоречий возникла проблема моей работы, которая заключалась в поиске ответа на вопрос: «Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческих способностей на уроках информатики». Проблема возникла, но как её решить, если школа недостаточно времени в учебном плане, если многие обучающиеся школы не обеспечены домашними компьютерами. Также не давал покоя вопрос: «А какие новые информационные технологии нужно использовать на уроках информатики и как они влияют на развитие творческих способностей обучающихся?»

Исходя из выше изложенного, была сформулирована методическая тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики».

4. Цели работы.

Ведущая педагогическая идея моей работы заключена в словах: «Имеет смысл только то знание, которое используется на практике», которые подчёркивают значимость и приклад¬ной характер информатики.

Что такое творчество? Энциклопедический словарь предлагает следующее определение: Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся непов-торимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В основе понятия творчества лежит понятие «деятельность». Творчество – высшая форма активной и самостоятель-ной деятельности человека. Понятия «творчество» и «творческая деятельность» близки. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует дли¬тельное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основные цели развития творческих способностей учащихся:

1) Приобщить учащихся к творческой работе;

2) Прививать интерес к творчеству, поиску;

3) Развивать навыки созидания, самореализации.

5. Задачи работы.

1) Определить структуру творческих способностей;

2) Определить комплекс показателей развития творческих способностей обучающихся;

3) Выделить педагогические условия, способствующие развитию творческих способнос-тей обучающихся на уроках информатики с применением новых информационных технологий;

4) Развивать информационную компетентность обучающихся – обладание компьютерной грамотностью, представлениями об информационной картине мира, умениями и навыками ориентироваться в мире информации;

5) Создать систему обучения, направленную на раскрытие творческих способностей обучающихся посредством новых информационных технологий.

6) Разработать комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческих способностей на уроках информатики;

7) Выработать критерии оценки результатов творческой работы ученика;

8) Формировать методическую папку (портфолио) учителя информатики.

Решение поставленных задач позволяет сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка и для учителя.

6. Результативность проекта

6. 1. В ходе выполнения методической работы определена структура творческих способностей:

Творческие способности.

Компоненты: Содержательно-операционный

Мотивационный

Мировоззренческий

Рефлексивный

Эмоциональный

Коммуникативный

Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к учебно-творческой деятельности. Большинство авторов выделяют его в качестве основного компонента творчества. Особое место в нём занимают интеллектуальные способности и умения личности, которые включают в себя интеллектуально-логические умения и интеллектуально-эвристические способности. Таким образом, логическое мышление не противостоит творчес-кому, творческое мышление включает в себя как необходимый компонент логическое.

Мотивационный компонент, обеспечивая направление на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и мотивы овладения умениями такого рода.

Мировоззренческий компонент определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке её результатов. В качестве основных мировоззренческих свойств личности, способствующих успешности учебно-творческой деятельности, выделены:

1) Способность отстаивать свою творческую позицию.

2) Осознание личностью своих мировоззренческих свойств.

Рефлексивный компонент даёт основание говорить об его многофункциональности.

Эмоциональный компонент влияет на формы выражения потребностей, предшествует деятельности, побуждая и направляя её. Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение.

Коммуникативный компонент теснейшим образом связан со всеми сторонами человеческого сознания и проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями, раскрытии субъективного мира одного человека для другого и главное в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности.

В психологическом же плане творчество является совокупностью тех компонентов дея-тельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

 Подготовка (зарождение идеи);

 Созревание (концентрация, стягивание знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

 Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

 Проверка.

6. 2. Комплекс показателей развития творческих способностей.

Диагностика эмоционального и коммуникативного компонентов содержала анкетирование, тестирование, изучение и анализ результатов работы с компьютерными технологиями, наблюдение в процессе занятий, беседы, отзывы учителей по другим предметам, классных руководителей.

Так, тест на определение уровня творческого потенциала учащихся, позволяет оценить умение принимать нестандартные решения. В результате тестирования выявилось, что у учеников 7 класса вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.

Определены показатели развития творческих способностей:

 владение большим объёмом информации;

 самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;

 установление причинно-следственных связей;

 обнаружение скрытых зависимостей и связей;

 умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию;

 по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи;

 способность обобщать и организовывать имеющуюся информацию и др.

Развитию творческих способностей на уроках информатики способствуют следующие педагогические условия (апробированные мной):

 разрешение и поощрение множества вопросов;

 создание и разработка приёмов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;

 стимулирование ответственности и независимости;

 акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобще¬ниях, сопоставлениях;

 поощрение помощи «отстающим» со стороны «продвинутых» учеников, выступающих в роли помощников и консультантов

 внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.

6. 3. Анализ уровня информационной компетентности учащихся.

Достаточно длительный (в рамках столь быстро развивающейся отрасли знаний) период работы учителем информатики позволяет мне сделать следующий вывод: уровень компьютерной грамотности учащихся растет год от года благодаря следующим факторам:

 Смещение основы изучаемого предмета от «компьютера» в сторону «информации»;

 Применение новых форм работы, направленных на развитие активности и самосто-ятельности;

 Использование новых компьютерных технологий в разработке и проведении уроков;

 Возможность использования результатов детского творчества при обучении следу-ющих поколений учеников;

 Увеличение количества домашних компьютеров;

 Доступность большего объема информации благодаря информационно-коммуника-тивным технологиям.

6. 4. Система обучения, направленная на развитие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий.

В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации учитель вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними.

Основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Для достижения этих целей учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся испытывали сверхдоверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

1) Формы обучения:

a) Урочная деятельность.

Необходимо наряду с традиционными формами уроков информатики применять и нетрадиционные формы:

· урок-лекция;

· урок-путешествие;

· урок-экспедиция;

· урок-исследование;

· урок-инсценировка;

· учебная конференция;

· урок-экскурсия;

· мультимедиа-урок;

· проблемный урок.

· урок-практикум;

· урок-диалог;

· урок-игра (конкурс, викторина) и т. д.

b) Внеурочная деятельность.

Эта форма работы привлекает из-за нетрадиционных видов деятельности, активной совместной деятельности педагогов и учащихся, которая увлекает и одних и других. Это:

· предметные недели;

· экскурсионная работа;

· участие в творческих конкурсах (в т. ч. дистанционных);

· создание фотоальбома – летописи школьной жизни и т. д.

c) Кружки, факультативы.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют круж-ковые, факультативные занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, они способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбирать себе дело по душе, выявлять, ставить и разрешать интересующие проблемы, углубляться в ту или иную тему предмета.

d) Элективные курсы.

Элективные курсы играют ключевую роль в системе профильного обучения. Основная их задача состоит в удовлетворении индивидуальных образовательных интересов, потреб-ностей и склонностей каждого ученика в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

e) Индивидуально-групповая работа.

Большую роль в развитии творческих способностей имеет индивидуальный подход к учащимся. Это обуславливается не только индивидуальными качествами учащихся, но и наличием компьютера дома или тем количеством часов, которые он проводит на кружке, а также интересом к информатике. Преподавание информатики для интеллектуально развитых детей требует разработки специфических программ и методов обучения, которые должны, с одной стороны, учитывать их высокую восприимчивость к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческих способностей детей.

Индивидуально-групповая работа не так проста, как кажется на первый взгляд. Нужно определенным образом составить методические пособия, подготовить задания различной сложности и направленности, а квалификация преподавателя должна позволять ему «с ходу» ориентироваться в задаче пользователя, чтобы помочь ему выбрать правильные средства. Методы обучения

В настоящее время существуют различные классификации методов обучения. Для того, чтобы решать творческие задачи, необходимы творческие методы.

a) Репродуктивные методы:

· инструктаж;

· практическая тренировка;

· методы иллюстрации, демонстрации, показа и др.

b) Программированное обучение:

· метод алгоритмов;

· метод аналогий;

· проведение опытов, исследований, лабораторных работ и др.

c) Методы дифференциации:

· каждодневного применения самостоятельной работы;

· постепенного нарастания сложности;

· решение одной и той же задачи различными средствами и др.

d) Методы самооценки и самоконтроля.

e) Метод работы в группах.

f) Эвристические методы:

· метод мозгового штурма;

· извлечения скрытых знаний (метод Сократа);

· индивидуальной образовательной траектории;

· рефлексии и др.

g) Метод проектов.

Проектный метод обучения, как никакой другой, позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно констру¬ировать свои знания, нестандартно подходить к решению задач. Но это – тема отдельного исследования.

2) Приемы обучения:

· слушания и рассматривания;

· наблюдения;

· планирования работы с ТСО;

· оперирования образами, представлениями, понятиями, суждениями;

· оперирования умозаключениями и действиями;

· естественного эксперимента;

· выполнения творческих работ;

· решения нестандартных задач;

· игровые приемы и др.

С помощью таких методов и приемов работы дети из «безликой серой массы» превра-щаются в «букет» индивидуальностей, где нет сильных и слабых, и где каждый по-своему хорош!

3) Средства обучения:

· учебники различных авторов;

· методические пособия по отдельным программным продуктам;

· презентации, подготовленные учителем и детьми по различным темам курса;

· разработки творческих уроков;

· компьютеры с программным обеспечением, необходимым для каждого занятия;

· мультимедиа-проектор, экран;

· тестовые задания и т. д.

6. 5. Комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческих способностей на уроках информатики.

1) Начальный (пропедевтический) курс

В курсе информатики учащиеся младших классов знакомятся с множеством новых терминов и понятий: алгоритм, информация, курсор, процессор и т. д. Дети этого возраста способны хорошо запоминать достаточно большой объем материала, а точнее – «вызубрить», то есть изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой.

Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без формирования операций логического мышления.

Один из методов, способствующих осознанию материала, – его образное представление. Большинство детей младшего школьного возраста хорошо воспринимают информацию, кото¬рая представлена в виде занимательного сюжета: рассказа, сказки и т. д. Еще больше им нравится сочинять самим, причем творческая фантазия детей очень плодотворна. Они очень любят рисо¬вать. Предлагаемые детям задания не являются чисто теоретическими, они связаны с реальными жизненными ситуации, что поддерживает мотивацию школьников к изучению предмета.

В заключении хотелось бы отметить, что при организации подобных форм творческой работы учащихся появляется возможность использовать результаты детского творчества при обучении «следующего» поколения, причем авторы работ знают об этом, а иногда и сами выступают перед другими школьниками. Для ребят это переход в позицию взрослого который дает большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученик учится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому, чтобы научить кого-то другого.

6. 6. Выработка критериев оценки результатов творческой работы ученика.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Оценки за творческую деятельность предполагаются только положительные. При желании можно устроить коллективные (экспертные) просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне. При выставлении оценки также может быть учтено мнение учащихся.

Тем не менее, возможен более формализованный подход к оценке результата творческих работ.

1) Оценка кроссворда.

Требования к ученическим кроссвордам следующие:

 Максимальное число пересечений, то есть совмещающихся букв.

 Кроссворд должен содержать не менее 8 слов. Верхний предел не ограничен и зависит от способностей учащегося.

Кроссворд должен быть представлен следующим образом:

1. Сетка кроссворда.

2. Вопросы по вертикали и горизонтали.

3. Заполненная сетка (она позволяет ученику не допускать орфографические ошибки).

При проверке кроссвордов применяется 100-балльная шкала.

Критерии оценки кроссворда объявляются учащимся при выдаче задания.

1. Ученик должен уметь объяснить значение использованных терминов, особенно тех, которые не были введены при изучении темы.

2. Оценивается также красота кроссворда: оригинальность сетки, симметричность ее.

За хорошую сетку начисляется 20 баллов.

3. Оценка повышается, если пересечение слов не по одной букве, а на двух и более. За каждое слово с двумя пересечениями дается 3 балла, три пересечения – 8 баллов, четыре пересечения – 15 баллов, пять пересечений – 20 баллов.

4. На оценку влияет количество слов, использованных автором.

5. За каждое слово сверх заданного минимума оценивается в 10 баллов.

6. За каждую фактическую ошибку в вопросах кроссворда начисляется по 10 штрафных баллов.

Результат вычисляется по формуле:

S=3*N2+8*N3+15*N4+20*N5+10*M+20-10*P, где

N2 – количество слов с двумя пересечениями,

N3 – количество слов с тремя пересечениями,

N4 – количество слов с четырьмя пересечениями;

N5 – количество слов с пятью пересечениями

M – количество слов, превышающих минимально заданное,

P – число фактических ошибок в вопросах,

20 баллов начисляется только за красивую сетку кроссворда.

При результате больше 100 – "отлично",

60-100 баллов – "хорошо",

менее 60 – "удовлетворительно".

2) Оценка доклада.

Логика изложения доклада:

a. . Доклад построен неграмотно, не дает представления об основной идее и итогах работы – 0.

b. . Доклад построен логично, но имеются отдельные недостатки – 1

c. . Доклад выстроен логично, грамотно, дает ясное представление о работе, ее структуре, итогах и достоинствах -2.

Качество наглядных (раздаточных, демонстрационных) материалов:

a. . Наглядные материалы отсутствуют – 0.

b. . Наглядные материалы присутствуют, но не совсем адекватны логике доклада – 1.

c. . Наглядные материалы ярко иллюстрируют основную идею доклада – 2.

Компетентность в проблеме исследования

a. . Автор работы не показал компетентность в проблеме исследования – 0.

b. . Автор работы в среднем показал компетентность в проблеме исследования – 1.

c. . Автор работы продемонстрировал высокую эрудицию и компетентность в проблеме исследования – 2.

Качество аргументации при ответах на вопросы:

a. . Ответы на вопросы нечеткие, путанные, не дают представления о точке зрения автора – 0.

b. . Ответы на вопросы в среднем дают представления о точке зрения автора – 1.

c. . Автор продемонстрировал способность формулировать и отстаивать собственную точку зрения по вопросам исследования – 2.

Перевод количественной оценки в качественную

Количественная оценка Качественная оценка

7 – 8 баллов 5

5 – 6 баллов 4

Менее 5 балла 3

3) Оценка презентации.

Критерии оценки

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

– Титульный слайд с заголовком 5

– Минимальное количество – 10 слайдов 10

– Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) 10

СОДЕРЖАНИЕ

– Использование эффектов анимации 15

– Вставка графиков и таблиц 10

– Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных 10

– Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов 10

ОРГАНИЗАЦИЯ

– Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы 10

– Слайды представлены в логической последовательности 5

– Красивое оформление презентации 10

– Слайды распечатаны в формате заметок. 5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ 100

Перевод количественной оценки в качественную

Количественная оценка Качественная оценка

90 – 100 баллов 5

70 -89 баллов 4

50 – 69 баллов 3

менее 50 баллов 2

4) Критерии оценки Web-сайтов

Критерии оценки

СОДЕРЖАНИЕ

Соответствие цели работы 5

Полнота и подробность объяснения материала 20

Соответствие гиперссылок 5

Соответствие графики 5

Грамотность научной лексики, наличие собственного словаря 20

ВНЕШНИЙ ВИД

Ясность навигации 5

Внешний вид заголовков 5

Логичность ссылок 5

Насколько легко читается текст и качество графики 5

Соответствие фона 5

ГРАМОТНОСТЬ

Орфография и синтаксис 20

ОБЩИЕ БАЛЛЫ 100

Перевод количественной оценки в качественную

Количественная оценка Качественная оценка

90 – 100 баллов 5

70 -89 баллов 4

50 – 69 баллов 3

менее 50 баллов 2

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информа-ционных технологий в процессе обучения информатике. Такая система работы позволяет максимально раскрыть творческие способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого.

Подводя итог, хочу сказать, что самая главная задача учителя – научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.

Реализую заявленную цель через использование:

 современных образовательных информационных технологий;

 различных форм организации познавательной деятельности учащихся (групповую – парную);

 методов и приёмов, максимально раскрывающих творческие способности учащихся (интерактивные методы);

 организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода, свободного выбора учащимся уровня сложности решаемых задач.

Хочется отметить, что использование моего опыта работы требует от участников учебно-воспитательного процесса определенных временных и интеллектуальных затрат (постоянное изучение новой литературы, изучение новых сред и языков программирования, определение индивидуальной траектории развития каждого учащегося посредством педагогических средств, мониторинг уровня достижений учеников). Однако вложенный труд, время учителя компенсируются полученным результатом. Таким образом, опыт моей работы по развитию творческих способностей учащихся доступен для использования в тех учреждениях образования, где есть учитель, который ищет, творит, дерзает, горит.

О. Е. Барсуков, МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122», г. Снежинск, Челябинская область