Влияние уроков информатики на формирование общих учебных умений и способов деятельности младших школьников
Влияние уроков информатики на формирование общих учебных умений и способов деятельности младших школьников
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность; и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи; и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса; и эффективно использовать новые технологии.
Компьютер дает возможность намного более полного и глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития ребенка. Современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая.
В последнее время ширится признание того, что пространственное мышление играет важную роль в овладении математикой и другими учебными дисциплинами, но до сих пор развитию навыков формального пространственного мышления уделяется мало внимания в учебном процессе.
Опыт моей работы по формированию общих учебных умений и способов деятельности младших школьников на уроках информатики является актуальным, т. к. благодаря моим урокам учащиеся младших классов:
- знакомятся с базовой системой понятий информатики, получают предметные знания, умения и навыки, которые позволяют младшим школьникам:
§ упорядочивать информацию по алфавиту, по убыванию, по возрастанию.
§ Выполнять инструкции, следовать образцу и простейшим алгоритмам.
§ Находить ошибки в своей работе и их исправлять.
2. осваивают, развивают и корректируют речевую деятельность (коммуникативные умения)
§ строят монологическое высказывание
§ определяют главную мысль высказывания
§ принимают участие в диалогах
для этого на уроках мной используется такой материал, как разнообразные наглядные пособия, элементы эвристической беседы, специальные задания для формирования учебных умений
3. происходит активное развитие определённых видов мышления
§ системного
§ алгоритмического (умение планировать последовательность действий для достижения поставленной цели). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
§ объектно-ориентированного (умение объединять объекты в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие действия, выполняемые над этими предметами)
4. формируется умение преодолевать трудности, совершенствование умения работать самостоятельно (индивидуально и в группе)
§ умение планировать свою работу
§ умение распределить материал во времени
§ организовать рабочее место
§ проконтролировать и оценить свою работу и её результат
§ вырабатывается умение сначала самостоятельно решать проблему, только затем просить помощи.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный опыт не требует от учителя специальной подготовки, поэтому может быть использован учителем любой школы. Мною разработаны:
- упражнения по развитию внимания, мышления младших школьников, в том числе с использованием ПК.
- разнообразные виды тестов, т. к. учащиеся в 11 классе сдают ЕГЭ, то становится актуальным знакомство уже в начальной школе с вариантами тестовых заданий
- уроки по формированию коммуникативных умений, различных видов мышления.
Мой опыт изучен учителями начальных классов нашей школы. Учителя отмечают, что данный опыт позволяет учащимся:
§ уметь выделять главное, видеть общую закономерность, делать обобщенные выводы
§ последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их
§ применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого подхода к достижению цели
По мнению учителей, у тех учащихся начальных классов, которые обучались с применением данного опыта, по сравнению с традиционным обучением:
§ повышается обучаемость
§ улучшается память, внимание, восприятие. Младшие школьники умеют «слышать», «видеть», рассуждать
§ развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал (на русский язык, математику и др. )
Исследования, проведённые в школе показали, что:
Таблица № 1
Оцениваемые показатели | Традиционная школа | Обучение, с применением данного опыта |
Умение классифицировать | 69,2 % | 73,6% |
Умение проводить аналогии | 21% | 34,2% |
Способность к обобщению | 35% | 49,7% |
Положительные результаты внедрения моего опыта в работу начальной школы ещё раз подтверждает значимость предлагаемого опыта.
Е. А. Осипова, ГБОУ СОШ № 603, г. Санкт-Петербург