Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Работа по достижению качества образования

Работа по достижению качества образования

«В школьном деле учитель – центральная фигура.

Высота уровня школьного преподавания, его качество больше всего зависят от качества самого учителя».

Н. Н. Баранский

Современные требования предполагают сформировать у учителя умение работать с научной и методической литературой и самостоятельно выполнять научные исследования по методике обучения географии. О значении научной деятельности учителя Н. Н. Баранский говорил: «Эта работа нужна для того, чтобы учитель не превратился в «человека в футляре», чтобы он продолжал деятельно работать, потому что учитель без творческой работы превращается в схоласта не только полезного, а по существу прямо-таки вредного для умственного развития врученной ему молодежи».

На данном этапе своей педагогической деятельности я ощущаю себя, именно, таким учителем. Раскрывая особенности своей работы по достижению качества образования, хочу честно признаться, что пока эта работа не является систематической.

Приведение методов обучения в соответствии с социальными требованиями жизни – основа работы преподавателя в современных условиях. В классах, в которых я работаю, обучаются учащиеся разной подготовленности, с разными возможностями. Одни схватывают материал на лету, другим нужен месяц, третьим полгода, а есть и такие учащиеся, которые не воспринимают материал совсем.

Я давно убедилась, что все мои нравоучения, убеждения взяться за учебу, за изучение географии результатов не дают. Просить и приказывать бесполезно. Поэтому в своей работе, прежде всего, стала стараться учитывать недостатки мышления, низкую работоспособность, низкую мотивацию, слабую волю и, разумеется, следствие этих причин – отсутствие навыков учебной деятельности, узкий кругозор.

Работая над проблемой повышения эффективности урока, я столкнулась с проблемой, "Как работать на уроке с группой и одновременно с каждым учащимся?" В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни. Каждый из нас выбирает тот или иной принцип обучения. Просмотрев методическую литературу, испробовав на уроках элементы различных форм уроков развивающего обучения, решила строить процесс обучения, при котором, зная и учитывая индивидуальные различия учащихся, определить для каждого наиболее рациональный характер работы на уроке. Так как именно эта форма работы позволяет решить многие из перечисленных выше проблем. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса – лежит в основе принципа дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их способностей.

Суть дифференцированного подхода для меня заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому учащийся должен прийти к конечной цели, т. е. к самостоятельному выполнению задания и усвоению учебного материала

Базовый уровень стараюсь раскрывать через репродуктивный и конструктивно-описательный уровень усвоения системы знаний, умений и навыков.

На репродуктивном уровне от учащихся требую: пересказывать изученный материал разной степени сложности; давать определения и формулировки; показывать по географическим картам объекты и указывать их положение; наносить на контурную карту объекты и явления географической деятельности и т. д.

На конструктивно-описательном уровне у учащихся стараюсь требовать давать описания изучаемого явления, процесса, выявлять их особенности.

Для повышенного уровня усвоения знаний стараюсь использовать конструктивно-аналитический и творческий уровень.

Продуктивные действия учащегося: анализ, систематизация, обобщение, объяснение, раскрывают суть конструктивно-аналитического уровня.

Оценить, доказать, прогнозировать, проектировать – вот виды деятельности учащихся на творческом уровне.

Пример: урок в 6а классе по теме «Мировой океан».

Репродуктивный уровень:

1. В чем особенности географического положения Карибского моря.

2. На карте каждая цифра обозначает крупные части Мирового океана: моря, заливы, проливы, острова, полуострова. Определите эти объекты и запишите их названия.

Конструктивно-описательный уровень:

1. Дайте описание рельефа дна Мирового океана вдоль параллели 20 градусов северной широты.

2. Используя план описания географического положения морей, дайте описание географического положения Баренцева моря.

Конструктивно– аналитический уровень:

1. Если бы у вас появилась возможность отправиться в путешествие по Мировому океану, куда бы вы отправились и почему? Используя карты атласа, составьте характеристику данного района.

2. Проанализируйте особенности географического положения морей Черного и Охотского. Выявите черты сходства и различия.

Творческий уровень:

1. Как вы понимаете слова «Мировой океан – кладовая планеты». Докажите правдивость этих слов.

2. Представьте, что вы создаете новую географическую карту Мирового океана. Что вы на ней поместите, свой выбор обоснуйте.

На первом этапе в своей работе стараюсь изучать индивидуальные особенности учащихся и групп учащихся;

с целью выяснения уровня и объема знаний по предмету провожу «Нулевой срез»; наряду с использованием технологии критического мышления и говорения, чаще стала разрабатывать тесты проверки знаний учащихся;

в начале учебного года с целью повышения мотивации учащихся к предмету, провожу сочинение на тему: « Мои рассуждения, зачем следует учить и знать географию». Учащимся предлагаю выполнить творческое задание, например, к высказыванию о географии, сделать рисунок, подобрать стих или любое другое посильное для учащегося задание в 6 классе, в 8 и 9 классе создать, нарисовать образ России.

На втором этапе – применяю карточки – консультации; опорные конспекты.

Пример: урок в 6а классе по теме «Течения в океане».

План.

1. Причины возникновения течений

2. Типы течений

3. Схема поверхностных течений в океане

Карточка-консультация.

Прочитайте тему и вопросы плана урока

Подберите в соответствии с темой урока необходимые карты атласа

Внимательно прочитайте информацию в тексте учебника на стр. 80

Постарайтесь изложить главное в опорном конспекте по рассматриваемому вопросу

карточки – алгоритмы;

Пример: 9 класс. Тема «Межотраслевые комплексы»

Составить план изучения межотраслевого комплекса с поддержкой в виде алгоритма:

Изучение объектов:

Внешний вид

Состав и структура

Функции

Процессы, влияющие на проявление функций

Связь объекта с другими системами

Применяю технологию личностно-ориентированного подхода: составляю уровневые практические работы, которые направлены на проверку знаний и выявление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам.

Если учащиеся получают неудовлетворительную оценку за практическую работу, или они хотят повысить свою оценку, им разрешается в любое удобное для них время прийти переписать работу, сделать работу над ошибками.

На третьем этапе по развитию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, самостоятельно работать с учебной литературой, справочниками, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, учу отвечать, не боясь ошибиться, не стесняясь своего, пусть не совсем удачного ответа или мнения. Учащиеся получают возможность внести изменение в планирование работы на уроке, получают возможность оценить урок, выбрать из него те моменты и формы, которые им понравились.

Уровни и виды домашнего задания:

  1. Первый – обязательный уровень. Он должен быть по силам каждому и понятен каждому учащемуся.

Например, 6а класс. Учебник Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова Москва, Просвещение, 2006 год. Параграф 24, стр. 73 задание 2.

  1. Второй – повышенный уровень. Параграф 24. Стр. 73 задания 2,1,5.