Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Метод проекта как условие развития творческой личности

Метод проекта как условие развития творческой личности

ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ИНДУСТРИЯ,

НАПРАВЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ.

С. П. КАПИЦА

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюби. он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы проблема была взята из реальной жизни, являясь знакомой и значимой для ребенка. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему.

В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формировать проблемы и находить пути решения; развитие у учащихся критического мышления.

Проектная деятельность – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.

Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Этим и обусловлено распространение в школах методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.

При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы подпроекта, партнеров по работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию у учебе, познавательную и творческую активность.

Данная деятельность требует от учителя, который выбрал для себя направление работы с помощью метода проекта, не только быть учителем-предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками. Нельзя резко ограничивать самостоятельность и инициативу учащихся, чтобы у них не пропал интерес к творчеству.

Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.

Работа над творческим проектом проводится поэтапно. Исследователь Н. В. Матяш выделил три основных этапа: организационно – подготовительный, технологический и обобщающий (см. табл. 1)

Таблица 1

Этапы выполнения творческого проекта

п/п

Название подэтапа

Содержание подэтапа

I. Организационно – подготовительный этап

11

Поиск проблемы

Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.

Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологии их выполнения и критерии оценивания

2.

Осознание проблемной области

Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирает одну, наиболее актуальную.

Учитель выступает в роли консультанта.

3.

Выявление конкретной потребности. Первое мини– исследование

Опираясь на собственные знания и обобщая информацию различных источников, учащиеся проводят мини – исследования.

Учитель – наблюдатель, консультант, советчик

4.

Определение конкретной задачи и ее формулировка

У-ся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта.

Учитель помогает уточнить формулировку

5.

Построение «звездочки обдумывания». Второе мини – исследование

У-ся на листе бумаги составляют схематический перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, дизайн.

Учитель проверяет, уточняет, советует

6.

Выработка идей, вариантов, альтернатив. Третье мини – исследование.

Учащиеся на листе бумаги «набрасывают» возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов, картинок и т. д.

Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу

7.

Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Четвертое мини-исследование

Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают эскиз продукта проекта с его описанием.

Учитель наблюдает, консультирует, обобщает

8.

Разработка технологического процесса

Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.

Учитель наблюдает, консультирует, обобщает

9.

Контроль качества

Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества проекта.

Учитель проверяет, обобщает результаты

II. Технологический этап

10.

Выполнение технологических операций

Учащиеся подбирают режимы работы, самоконтроль, вносят изменения в технологический процесс, контролируют последовательность операций, режимы обработки, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, контролируют организацию рабочего места

III. Обобщающий этап

11.

Коррекция

Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устанавливают и устраняют недочеты

12.

Контроль, испытание

Учащиеся осуществляют контроль и коррекцию параметров продукта

Учитель наблюдает, консультирует

13.

Записки, реклама

Учащиеся готовят рекламу.

Учитель наблюдает, консультирует

14.

Оформление

Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями

Учитель консультирует, помогает

15.

Самооценка

Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта

Учитель наблюдает, консультирует

16.

Защита проекта

Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы

Учитель слушает и участвует в оценке проекта

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Некоторые критерии оценивания работ учащихся

  1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
  2. Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения своей работы.
  3. Практическое использование предметных и надпредметных знаний, умений и навыков.
  4. Количество новой информации, использованной в работе.
  5. Степень осмысления использованной информации.
  6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками.
  7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.
  8. Осмысление проблемы проекта и формирование цели проекта или исследования.
  9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности.
  10. Владение рефлексией
  11. Творческий подход к подготовке объектов наглядности для презентации.
  12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Собранный материал реферата носит общепринятый характер, и был успешно использован в моей личной практике. Чтобы приобрести опыт и найти что-то новое, нужно работать, искать, не бояться браться за эксперимент.

«Чтобы научить решать задачи, надо их решать», – заметил когда-то Д. Пойа.

Литература:

  1. Биология. 5– 9 классы: проектная деятельность учащихся/ авт. – сост. Е. А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт. – сост. Н. В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Обществознание . 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. -сост. О. А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2011
  4. Опытно– экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы) /авт. – сост. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Технология. Творческие проекты: организация работы/ авт. – сост. А. В. Жадаева, А. В. Пяткова. – Волгоград: Учитель, 2011.

С. С. Пожидаева, МБОУ Парабельская гимназия, с. Парабель, Томская область