Метод проекта как условие развития творческой личности
Метод проекта как условие развития творческой личности
ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ИНДУСТРИЯ,
НАПРАВЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ.
С. П. КАПИЦА
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюби. он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы проблема была взята из реальной жизни, являясь знакомой и значимой для ребенка. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему.
В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формировать проблемы и находить пути решения; развитие у учащихся критического мышления.
Проектная деятельность – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Этим и обусловлено распространение в школах методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.
При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы подпроекта, партнеров по работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию у учебе, познавательную и творческую активность.
Данная деятельность требует от учителя, который выбрал для себя направление работы с помощью метода проекта, не только быть учителем-предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками. Нельзя резко ограничивать самостоятельность и инициативу учащихся, чтобы у них не пропал интерес к творчеству.
Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.
Работа над творческим проектом проводится поэтапно. Исследователь Н. В. Матяш выделил три основных этапа: организационно – подготовительный, технологический и обобщающий (см. табл. 1)
Таблица 1
Этапы выполнения творческого проекта
№ п/п |
Название подэтапа | Содержание подэтапа | ||
I. Организационно – подготовительный этап | ||||
11 | Поиск проблемы | Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное. Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологии их выполнения и критерии оценивания |
||
2. | Осознание проблемной области | Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирает одну, наиболее актуальную. Учитель выступает в роли консультанта. |
||
3. | Выявление конкретной потребности. Первое мини– исследование | Опираясь на собственные знания и обобщая информацию различных источников, учащиеся проводят мини – исследования. Учитель – наблюдатель, консультант, советчик |
||
4. | Определение конкретной задачи и ее формулировка | У-ся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта. Учитель помогает уточнить формулировку |
||
5. | Построение «звездочки обдумывания». Второе мини – исследование | У-ся на листе бумаги составляют схематический перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, дизайн. Учитель проверяет, уточняет, советует
|
||
6. | Выработка идей, вариантов, альтернатив. Третье мини – исследование. | Учащиеся на листе бумаги «набрасывают» возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов, картинок и т. д. Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу |
||
7. | Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Четвертое мини-исследование | Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают эскиз продукта проекта с его описанием. Учитель наблюдает, консультирует, обобщает |
||
8. | Разработка технологического процесса | Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля. Учитель наблюдает, консультирует, обобщает |
||
9. | Контроль качества | Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества проекта. Учитель проверяет, обобщает результаты |
||
II. Технологический этап | ||||
10. | Выполнение технологических операций | Учащиеся подбирают режимы работы, самоконтроль, вносят изменения в технологический процесс, контролируют последовательность операций, режимы обработки, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, контролируют организацию рабочего места | ||
III. Обобщающий этап | ||||
11. | Коррекция | Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устанавливают и устраняют недочеты | ||
12. | Контроль, испытание | Учащиеся осуществляют контроль и коррекцию параметров продукта Учитель наблюдает, консультирует |
||
13. | Записки, реклама | Учащиеся готовят рекламу. Учитель наблюдает, консультирует |
||
14. | Оформление | Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями Учитель консультирует, помогает |
||
15. | Самооценка | Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта Учитель наблюдает, консультирует |
||
16. | Защита проекта | Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы Учитель слушает и участвует в оценке проекта |
||
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Некоторые критерии оценивания работ учащихся
- Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
- Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения своей работы.
- Практическое использование предметных и надпредметных знаний, умений и навыков.
- Количество новой информации, использованной в работе.
- Степень осмысления использованной информации.
- Уровень сложности и степень владения использованными методиками.
- Оригинальность идеи, способа решения проблемы.
- Осмысление проблемы проекта и формирование цели проекта или исследования.
- Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности.
- Владение рефлексией
- Творческий подход к подготовке объектов наглядности для презентации.
- Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Собранный материал реферата носит общепринятый характер, и был успешно использован в моей личной практике. Чтобы приобрести опыт и найти что-то новое, нужно работать, искать, не бояться браться за эксперимент.
«Чтобы научить решать задачи, надо их решать», – заметил когда-то Д. Пойа.
Литература:
- Биология. 5– 9 классы: проектная деятельность учащихся/ авт. – сост. Е. А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт. – сост. Н. В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Обществознание . 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. -сост. О. А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2011
- Опытно– экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы) /авт. – сост. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Технология. Творческие проекты: организация работы/ авт. – сост. А. В. Жадаева, А. В. Пяткова. – Волгоград: Учитель, 2011.
С. С. Пожидаева, МБОУ Парабельская гимназия, с. Парабель, Томская область