Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок как основная форма обучения компетенции здоровьесбережения. (Из опыта работы)

Урок как основная форма обучения компетенции здоровьесбережения. (Из опыта работы)

Понятие «формирование» означает процесс целенаправленного воздействия на человека. Результатом этого процесса выступают количественные и качественные изменения, характеризующие человека как личность. Таким образом, когда мы говорим о методике формирования, то понимаем под этим целенаправленное воздействие – ориентацию целей, содержания, форм и методов обучения на развитие определённых качеств личности, например её компетентности.

Наиболее общепринято считать, что компетентностный подход охватывает цели, содержание, методы и формы обучения, оценку полученных результатов. При традиционном подходе цели ориентированы на процесс обучения, при компетентностном подходе – на результат. Планируемые результаты обучения – компетенции – требования к уровню подготовки учащихся. Они выражаются в предметно-деятельностной форме.

Организация компетентностного содержания основывается на положениях А. В. Хуторского о важности поиска проявлений ключевых компетенций в конкретном учебном предмете, создания различных ситуаций, требующих выражения собственного мнения, отношения, выбора. (Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //Народное образование. – 2003. – № 2. )

Для нас представляет интерес мнение, что, разрабатывая компетентностное содержание, важно отобрать не то, что будет полезно ученику, а то, с чем он сталкивается в действительности. Изменение требований к организации учебного содержания влечёт за собой пересмотр форм и методов обучения.

Обязательный минимум содержания Государственного образовательного стандарта по физической культуре ориентируется на реализацию следующих целевых установок:

в начальной школе – на укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие и общую физическую подготовку, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, обучение формам коллективного взаимодействия и сотрудничества, способам организации самостоятельных занятий физической культурой в условиях активного отдыха и досуга;

в основной школе – на профилактику и укрепление здоровья учащихся, коррекцию основных показателей физического развития и повышение функциональных возможностей основных систем организма, развитие физических качеств и физических способностей, обучение техническим действиям из базовых видов спорта и комплексам физических упражнений оздоровительной направленности, формам организации индивидуальных занятий физической культурой;

в средней (полной) школе (базовый уровень) – на гармоничное физическое развитие и прикладно– ориентированную физическую подготовку, укрепление здоровья и профилактику вредных привычек, обучение современным оздоровительным системам и технике физических упражнений в избранном виде спорта, развитие творческого отношения и компетенций в организации самостоятельных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью исходя из состояния здоровья и физического развития, сложившихся интересов к физической культуре. (Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»)

Содержание федерального компонента Государственного стандарта опирается на методологические подходы, разработанные отечественной педагогической наукой.

Личностно ориентированный подход в образовательном процессе предполагает рассматривать физическую культуру не только как средство укрепления здоровья и развития физических кондиций человека, но и как явление общечеловеческой культуры, связанной с культурой здоровья, телосложения, движений; как способ развития личности, обеспечивающий творческую активность, культуру поведения, общения, взаимодействия с людьми.

По мере развития мышления, происходящего под воздействием целостного образовательного процесса, физическая культура приобретает для учащихся личностные смысл и направленность, раскрывается в индивидуальных и общественно востребованных качествах и ценностных ориентациях. Это позволяет им осознанно рассматривать себя как элемент исторически сложившегося сообщества, социума, коллектива. Формирующееся под влиянием изучения физической культуры представление о собственном «Я» усиливает мотивацию учащихся на овладение учебным содержанием данного предмета.

Таким образом, овладение содержанием учебного предмета «физическая культура» не только обеспечивает всестороннее физическое развитие и физическую подготовленность учащихся, укрепление их здоровья, но и способствует развитию их гуманитарной культуры, содействует активному включению в социальные процессы, в здоровый образ жизни.

Деятельностный и практико-ориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. И здесь уже недостаточно обучения отдельным знаниям, навыкам и умениям, воспитания отдельно взятых качеств и способностей. Здесь необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие личности учащихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования самостоятельности учащихся, самостоятельного мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно относиться к новациям.

Как следствие этого, для формирования самостоятельности учащихся в содержание образования по физической культуре впервые вводятся темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и коллективных формах занятий. При этом отбор учебного содержания, ориентированного на формирование самостоятельной деятельности, осуществляется с учетом возрастных интересов учащихся. Эта ориентация побуждает учащихся к активному самообразованию, поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, взаимодействию и творческому сотрудничеству как со своими сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Содержание стандарта образования, акцентируя внимание к личностным аспектам учебного предмета по физической культуре, предъявляет новые требования не только к подготовке учащихся, но и к обновлению профессионального арсенала учителя физической культуры. За последнее десятилетие в теории и практике преподавания физической культуры разработано немало перспективных технологий, позволяющих достаточно эффективно решать задачи образования и развития учащихся, формировать их самостоятельность и активность на уроках.

Среди перспективных технологий, используемых на уроках, особенно выделяется проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, соблюдение этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и программ, выбор форм организации деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта. В организацию уроков физической культуры в начальной и основной школе необходимо активно внедряем групповые методы работы, творческие задания, элементы деловых и ролевых игр.

Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся:

– естественные силы природы: солнце, воздух и вода;

– режим питания, труда и отдыха;

– утренняя гимнастика;

– уроки физкультуры;

– разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм и т. д.

Поскольку в школе 85-95% учебного времени учащиеся проводят на уроке, он считается основной формой организации учебного процесса.

Физиологический эффект от школьного урока физической культуры на организм занимающегося зависит от его задач и характера учебной работы, но на первый план выдвигаются основные требования ФГОС к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

– построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения;

– реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических;

– обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей;

– установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями;

– активизация развития всех сфер личности учащихся;

– логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;

– эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий;

– формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;

– обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока;

– формирование умения учиться, достигать результатов, заботясь о своем здоровье;

– тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого с учетом особенностей развития учащихся.

Современный урок, прежде всего, это урок, пробуждающий творчество и учителя и учащихся. Важнейшей отличительной чертой такого урока, на наш взгляд, должно быть вовлечение учащихся в совместную с учителем творческую учебную деятельность. На таком уроке мы вместе с учениками находим ответы на поставленные вопросы и решаем возникающие проблемы.

На своём уроке мы ставим цель не только обучить школьников тем или иным умениям, но и обязательно научить их учиться, а также использовать полученные знания в повседневной жизни, т. е. сформировать у них универсальные учебные действия (УДД). Физкультурная познавательная деятельность стимулируется постановкой разнообразных задач, при выполнении которых ребёнок сталкивается с необходимостью получения новых знаний. В этом случае на помощь к ученику могут прийти знания, полученные ранее, в том числе и на других предметах. С этой целью мы практикуем посещение смежных с физкультурой уроков (биология, ОБЖ, музыка, физика), а также проведение интегрированных уроков. Широкое применение межпредметных связей позволяет ученикам более полно и глубоко осмысливать изучаемый материал.

Одним из методов стимуляции учеников при формировании компетенций здоровьесбережения считается индивидуальный подход, при котором большое внимание уделяется психическим, интеллектуальным и физическим особенностям каждого ученика. Это позволяет полнее решать задачи, поставленные перед физическим воспитанием, выявлять склонности учащихся к различным видам физкультурно-спортивной деятельности. Такой подход стимулирует приобретение школьниками навыков самостоятельных занятий физической культурой. С этой целью нами используются карточки-задания «Проверь себя». Они могут включать в себя как вопросы тестового характера, так и практические упражнения.

Из требований современного урока выделяется и такая вечно актуальная задача, как воспитание у учащихся интереса к занятиям физическими упражнениями. Это предполагает возможность отойти от жёсткой регламентации урока, повышение его эмоциональной насыщенности, максимальное разнообразие форм, методов и средств физического воспитания, что мы и стараемся использовать по максимуму:

музыкальное сопровождение;

нестандартное использование спортивных снарядов, инвентаря;

использование необычных спортивных снарядов и инвентаря, сделанных собственными руками;

большое количество игровых приёмов;

выполнение упражнений по желанию учащихся;

использование ИКТ (с его помощью мы создаём медиаблоки по основным темам. Кроме этого, мы используем готовые обучающие видеоуроки из интернета, которые проводят известные спортсмены или тренеры. Цель использования презентаций на уроках физкультуры – это наглядность в изучении раздела Основы знаний, на который мало отведено времени программой (2 часа в процессе уроков);

использование телевидения и СМИ;

– использование спортивных компьютерных игр, ведь в них есть и система судейства и основные принципы огромного количества видов спорта. Можно продемонстрировать такие виды спорта, как горные лыжи, сноуборд, кёрлинг, яхтинг, гольф, большой теннис, бобслей, стрельба, парашютный спорт и т. д.

Особенностями уроков в начальной школе является большое использование игровых методов обучения, которые позволяют вызвать интерес у детей и побудить их к дальнейшему изучению нового, неизведанного. Поэтому на уроках мы применяем в большом количестве различные карточки с заданиями, схемы, загадки, стихотворения, провожу мини-конкурсы, мини-викторины. Например:

при изучении темы «Режим дня» детям предлагается отметить на рисунке правильную последовательность режимных моментов

указать на рисунке основные части тела, которые «работали» во время выполнения того или иного упражнения;

кто больше назовёт зимних или летних видов спорта;

соотнести картинки с изображением видов спорта и используемого инвентаря;

у кого из ребят на рисунке правильная осанка и почему;

самый большой интерес вызывает игра «Прыг-скок» команда», в которой ребята подбрасывают большой куб, на сторонах которого изображены части тела человека, и демонстрируют упражнение для этой части тела, все остальные повторяют.

Как правило, эти задания используются в сочетании с другими элементами урока и занимают малое количество времени. Кроме этого, на своих уроках в начальной школе при изучении новых двигательных действий в качестве наглядного приёма мы часто используем карточки, на которых изображена техника выполнения того или иного упражнения. После объяснения дети пробуют повторить увиденное на карточке.

Занимаясь физкультурой в школе и дома, дети тем не менее не могут и не должны ограничиваться уровнем школьной программы. Для этого в каждом классе работает информационный стенд «Это интересно», в котором ребята самостоятельно сообщают информацию из истории физической культуры и спорта, интересные факты о здоровье человека, новости спорта, достижения спортсменов. Рубрика учителя физкультуры называется «Полезные советы».

В основной школе мы уже не только знакомим с основами физической культуры, но и активно ее формируем, приспосабливаясь к индивидуальным особенностям учащихся. При этом используемые упражнения несут не столько познавательную нагрузку, сколько ориентированы на общеприкладную их направленность. Школьникам даём уже не только задания, но и показываем, как используются оздоровительные и развивающие упражнения в различных ситуациях, с которыми может на практике столкнуться учащийся.

Например, мало научить школьников выполнять дыхательные упражнения – нужно еще научить их использовать эти упражнения для разных целей: для быстрого восстановления после умственной или физической работы, при возникновении стрессовых ситуаций или просто плохого настроения, при подготовке к выполнению ответственной работы, требующей повышенного внимания или сложной координации. При этом практические знания должны опираться на четкие и доступные школьникам теоретические сведения.

На этом этапе подготовки школьников мы широко используем:

комплексы дыхательной гимнастики для укрепления дыхательной системы;

совершенствуем навыки мышечной релаксации в процессе выполнения физической работы различного характера;

предлагаем комплексы для регуляции эмоционального состояния и противодействия неблагоприятным физическим и психологическим факторам внешней среды (аутотренинг);

элементы атлетической гимнастики для устранения недостатков телосложения;

комплексы для профилактики простудных заболеваний, закаливания;

приёмы массажа и самомассажа;

вводим элементы физкультурно-оздоровительных систем (дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, стретчинг, ритмическая гимнастика);

воспитываем интерес к спорту через телевидение и средства массовой информации.

Основной акцент в работе со старшеклассниками по формированию у них компетенций здоровьесбережения делается на самостоятельность учащихся в достижении результатов, получении и анализе полученных знаний. Но это вовсе не означает «пущенность на самотёк» этого процесса. На уроках мы работаем над их совершенствованием, используя различные формы:

тестирование,

викторины, анкеты,

показательные выступления,

самостоятельные проведения частей урока;

метод круговой тренировки

проектная деятельность.

С ранней весны и до поздней осени занятия физической культуры проводятся на свежем воздухе, на спортивной площадке. Широко используем различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключение, успокоение временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функции организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.

Одной из доступных форм, являющейся продолжением учебно-воспитательной в школе, являются домашние задания по физической культуре. В процессе выполнения домашних заданий учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, учатся следить за своим организмом, вырабатывают привычки. Кроме того, стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать свои теоретические знания, развивать необходимые физические качества. Все это постепенно приводит к формированию личности ученика в процессе обучения.

Основная задача домашних заданий по физической культуре – создать условия для подготовки учащихся к выполнению требований государственной программы по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя домашние задания, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки учащихся, обучение изготовлению несложного спортивного инвентаря, формирование навыков личной гигиены и т. п. Следовательно, содержание домашних занятий зависит от того, какие задачи ставит учитель физической культуры перед учащимися. По своей направленности они могут быть:

задания, связанные с совершенствованием навыков выполнения отдельных или комплексов упражнений;

задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений;

задания, связанные с использованием компетенций в повседневной жизни.

Успешность выполнения домашних заданий по физической культуре будет обусловлена их практической значимостью в жизни школьника, поэтому учитель должен учитывать это при планировании.

Среди перспективных технологий, используемых не только в старших классах, а даже с учениками начальной школы, является проектная деятельность. Проекты на уроках физкультуры – это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т. д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у основной массы ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания.

Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами. А еще – проектная деятельность, где и учитель и ученики, выполнив определенные задания и изучив определенный, интересующий их вопрос, проведя исследования, презентуем свой опыт. С использованием презентаций урок физкультуры стал более современным, повысился престиж предмета физкультуры (не только физическая, но умственная, творческая работа учеников и учителя).

Одной из важнейших технологий здоровьесбережения является школьная оценка, особенно на уроке физкультуры. Встречая детей на уроке, мы помним, что каждый ребенок должен постоянно ощущать себя успешным, задача учителя – помочь ему в этом. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к моему уроку. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Поэтому так важно использовать оценку как мощный инструмент для поддержания интереса к своему предмету. Мы используем самые разные виды оценки:

Словесная оценка – похвалить ученика за хорошее выполнение упражнения, помощь учителю, пожурить рассеянного ученика за невнимательность. Вы не поставили за это никакой отметки, но вы его оценили.

Знак внимания – жестом похвалить игрока за хорошо выполненное действие, улыбнуться, погрозить пальцем, состроить гримасу. Этим вы тоже не оставили без внимания деятельность ученика.

Анализ – в короткой беседе с учеником стараюсь подчеркнуть его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком, в то же время указываю на то, над чем еще нужно поработать, чтобы быть еще лучше.

Разнообразие применяемых нами форм и методов работы на уроках физической культуры должно способствовать формированию следующих компетенций здоровьесбережения:

– ключевые: (формирование воли к победе), социальная (спортивные игры как средство развития социальной компетенции), познавательная, личностная, информационная, коммуникативная, самообразовательная, компетентное отношение к собственному здоровью;

– предметные: оздоровительно-адаптивная, организационная (режим дня), двигательно-кондиционная, двигательно-прикладная, спортивно-рекреативная.

– метапредметные: освоенные обучающимися универсальных учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Но тут же встает ряд острых вопросов:

– как определить профиль необходимой компетенции для физической культуры? как наиболее эффективно развивать разные аспекты компетенции учащихся?

– как мерить уровень «тонких» составляющих компетенции?

Ответить на эти вопросы можно следующим образом:

– Для того чтобы определить профиль компетентности, следует: четко определить цель; определить возможные способы ее достижения и, исходя из результатов анализа внешних и внутренних ресурсов, выбрать оптимальный план нагрузок для каждого ученика; смоделировать деятельность учащихся по достижению данной цели (создать алгоритм); определить какие установки, знания, навыки, качества, опыт необходимы ученику для реализации алгоритма.

– Для того чтобы померить «тонкие» составляющие компетенции необходимо найти относительно несложные виды деятельности, результаты которой измеримы и соотнесены с тестируемым параметром компетенции. Но контрольные испытания, задания, тестирования и т. д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то мы вносим в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Иначе сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. Примером является дневник самоконтроля учащегося.

Важным условием формирования у учащихся ключевых компетенций является учет и максимальное удовлетворение образовательных потребностей школьников, поэтому учителю следует выявить наличие уже имеющихся у учащихся образовательных потребностей (стремления школьников к приобретению знаний, умений и качеств личности, составляющих ключевые компетенции) и их уровень. Диагностика осуществляется разными методами: в результате наблюдения за деятельностью учащихся, проведением анкетирования, тестирования, организацией бесед и пр. Для получения объективной информации в диагностировании могут принимать участие не только школьники, но и их родители, учителя, одноклассники.

В соответствии с действующим стандартом учитель по физической культуре должен быть подготовлен к учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой, физкультурно-спортивной и оздоровительно-рекреативной деятельности. Он должен обладать компетентностью в этих видах деятельности.

Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры обязательно должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Мы, учителя физической культуры, в отличие от других учителей, проводим с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому можем найти в ученике то, что остается скрытым от других.

Но какими разнообразными и качественными не были бы формы нашей работы по формированию компетенций здоровьесбережения, мы остаёмся сторонником той мысли, что самым главным и мощным стимулом, вызывающим интерес к предмету и побуждающий детей к обучению, был, есть и будет личный пример самого учителя, являющийся наглядным воспитательным оружием школьной учебно-воспитательной работы. Нельзя научить детей тому, чего ты сам не умеешь и не хочешь уметь, а выражаясь языком новых образовательных стандартов, если ты профессионально не компетентен. Поэтому мы всегда стремимся оставаться в хорошей спортивной форме, с удовольствием посещаем с детьми спортивные секции, являясь активным членом школьного спортивного клуба «Олимп». Наша семья (муж, сын и дочь) не имеем вредных привычек, все вместе часто участвуем в спортивных соревнованиях школы и станицы. Мы все являемся сторонниками здорового образа жизни, потому что постоянно совершаем пешие прогулки на природу, поездки на различные спортивные мероприятия в г. Краснодар, участвуем в акциях и т. п. Одним из последних наших увлечений стало посещение ледового катка и вечерние роликовые заезды. Нашим ноу-хау мы можем смело считать совместные просмотры особо значимых спортивных соревнований по ТВ, что привлекает внимание даже самых ленивых учеников и наших родителей.

2. 2. 2 Внеурочная деятельность как альтернатива стандартному уроку и её роль в формировании компетенции здороьесбережения.

Учебная работа по физической культуре – важнейшая часть физического воспитания. В то же время уроки занимают довольно незначительное время в недельном двигательном режиме учащихся. В связи с этим неэффективно использовать уроки лишь в целях повышения двигательной подготовленности. Уроки физической культуры должны отвечать образовательным задачам, иметь инструктивную направленность и способствовать вооружению учащихся способами саморазвития. Но всю учебную деятельность, проводимую на уроках, должна подкреплять и подпитывать внеучебная, внеурочная работа.

Практикой доказано, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах. Это означает, что новая школа, ее образовательная система с необходимостью требуют переосмысления базовых условий организации школьной жизни: целей, задач, средств, способов оценивания.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление.

Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения включает в себя: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д. ; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Новый Стандарт образования предполагает создание программ внеурочной деятельности и предъявляет к ним ряд требований.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программыначального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

– пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

– формирование установки на использование здорового питания;

– использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

– применение рекомендуемого врачами режима дня;

– формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

– становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

– формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Составленная в нашей школе программа внеурочной деятельности включает в себя работу 2 клубов спортивно-оздоровительной направленности: «Спасайкин» и «Здоровейка».

Клуб «Спасайкин» создан для того, чтобы дети получили не только теоретические знания, которые смогут им помочь в опасных и трудных жизненных ситуациях, но и практически их усвоили. Наиболее продуктивным и эмоциональным методом воспитания и обучения ребёнка младшего школьного возраста является игра. Программа клуба построена на материале в занимательной и игровой манере, имеет увлекательный внутренний сюжет.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование разнообразных форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.

Кроме этого, система внеклассной работы включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (физминутки, динамические паузы, подвижные игры на переменах), что позволяет поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, активизировать двигательную активность учеников, воспитывает желание быть здоровыми.

Внеклассные занятия физической культурой и спортом можно рассматривать как представление учащимся возможностей для получения дополнительного образования в ходе занятий избранным видом спорта в школьных секциях. Всё свободное от уроков время наш спортивный зал предоставлен для работы секций волейбола, баскетбола, ОФП, ритмической гимнастики.

Одним из направлений внеклассной работы является расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. К этой работе привлекаются классные руководители и медицинские работники.

Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в нашей школе проводятся прогулки и экскурсии на природу, организуются походы по родному краю, соревнования по спортивному ориентированию и т. д. Особо значимым мероприятием в этом направлении являются ежегодные Дни Здоровья, сопровождающиеся коллективным выходом на природу, в которых принимают участие все ученики школы, а также родители.

Особый интерес и, как правило, массу положительных эмоций вызывают физкультурно – массовые и спортивные соревнования, проводимые на различных уровнях. Такие мероприятия позволяют школьникам продемонстрировать свои достижения и успехи, привлечь взрослых, а особенно родителей, почувствовать себя сопричастными к развитию физической культуры и массового спорта. К числу таких мероприятий можно отнести проводимые в школе традиционные соревнования «А ну-ка, парни!», «Вперёд, девчата!», Смотр песни и строя, проводимый ежегодный праздник в рамках недели физической культуры и спорта «Быстрее, выше, сильнее!», участие во Всекубанской Спартакиаде «Спортивные надежды Кубани» разного уровня, Спартакиаде допризывников.

Одним из направлений внеклассной работы стало участие наших ребят в предметной олимпиаде школьного, районного и зонального уровней, а также активизация работы спортивно-оздоровительной секции в школьном научном обществе учащихся, которая уже 3 года приносит свои результаты: призовые места в научно-практических конференциях районного, зонального и краевого уровня.

Всё это позволяет сформировать в процессе физического воспитания соответствующий уровень целенаправленного, избирательного и результативного использования возможностей ребёнка. При этом отличительные ведущие признаки этого уровня – осознанность и самостоятельность.

И. В. Власова, МБОУ СОШ № 56, ст. Варениковская, Крымский район, Краснодарский край