Развитие координационных способностей на занятиях ритмической гимнастикой
Развитие координационных способностей на занятиях ритмической гимнастикой
Основа ловкости – высокоразвитое мышечное (двигательное) чувство и пластичность нервных процессов. Чем выше у гимнаста точность ощущения и восприятия собственных движений, тем быстрее он овладевает новыми упражнениями. Значительную роль здесь играет предшествующий двигательный опыт. Новые движения быстрее осваивают те гимнастки, у которых больше запас различных двигательных координаций и навыков.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др. ), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др. ), упражнения в равновесии.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, лазаний, метаний
(приложение 1).
Чтобы выполнить упражнение легко, изящно, точно и экономно, необходимо научить детей произвольно и своевременно расслаблять мышцы и регулировать степень мышечных усилий. Эта важная задача решается с помощью упражнений на расслабление.
Способность произвольно расслаблять мышцы можно развивать только при правильном восприятии изменяющегося состояния мышц. Для этого необходимо использовать такие упражнения, с помощью которых занимающиеся научились бы:
– четко различать ощущение максимально напряженного и полностью расслабленного состояния мышц по сравнению с обычным, сильным и незначительным;
– расслаблять одни группы мышц и одновременно напрягать другие;
– поддерживать движение расслабленной части тела по инерции активными движениями других частей тела;
– определить в процессе упражнения фазы отдыха и максимально расслаблять мышцы.
При выполнении упражнений на расслабление напряжение мышц надо сочетать с вдохом и задержкой дыхания, расслабление – с активным выдохом.
Для развития ловкости применяются подвижные игры, разнообразные акробатические и гимнастические упражнения. Лучшим же средством для ее развития являются упражнения из художественной гимнастики, особенно с предметами.
Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей
Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать их развитие по унифицированному критерию.
Этот теоретический и практический материал, полученный в последнее время, не нашел еще должного отражения в нашей учебной и методической литературе. Исследователи в целом единодушны, называя важнейшие количественные показатели координационных способностей: точность, быстроту, экономичность. Так как координационные способности не существуют сами по себе, а находятся в разных системах взаимоотношений с целым рядом других, критериями оценки координационных способностей являются правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:
1. Время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности.
2. Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей.
3. Координационная сложность выполняемых двигательных заданий или их комплексы. В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека.
4. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным).
5. Сохранение устойчивости при нарушении равновесия.
6. Стабильность выполнения сложного в координационном отношении движения (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности – количеству попаданий в цель.
Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие,
которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения
туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к
телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению
друг к другу в пространстве могут быть: одноименными – движения совпадают по
направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными
– выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков
поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые
руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты
вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая
отведена в сторону).
Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на
спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки
на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая);
последовательными – движения рук или ног следуют одно за другим с
отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения
прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как
бы догоняют друг друга. Для развития координации в
упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме
того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются
руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения,
объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух
звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и
более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить
туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец,
полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения
частей тела (например, правая рука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же
выполняет левая рука; или; правая – в сторону, левая – в сторону, правая -
вверх, левая – вверх и т. п. ). Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа – необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым
компонентом любого двигательного действия.
При проверке координации движений рук использовались следующие
упражнения:
Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Начать маховые движения правой
рукой и подключить в противоположном направлении движения левой рукой
(наподобие движения при ходьбе).
Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Начать движение вверх, вниз
правой рукой, сгибая ее в локтевом суставе, присоединяя по команде левую
руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и наоборот.
Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Начать движения правой рукой
вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединить движения левой рукой
– вперед, назад. Направления движения противоположные.
При подборе двигательных заданий по определению возможности совместных
координированных действий рук и ног исходят из следующих положений:
– перекрестная координация в работе рук и ног увеличивает устойчивость
при выполнении основных видов локомоций общеразвивающих упражнений;
– более естественной легкой в выполнении является односторонняя
координация;
– большую сложность для детей представляет концентрация внимания на одновременном действии четырех конечностей, поэтому двигательные задания должны быть простыми по технике выполнения.
На проявление координации движения руг и ног большое влияние оказывают:
а) направленность совершаемых действий;
б) темпы их выполнения;
в) методика демонстрации показа и словесного пояснения.
Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Отвести в сторону правую руку и
в противоположную сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно согнутую в
локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Отвести вперед правую руку и
назад левую ногу и наоборот.
Так как освоение сложнокоординированных двигательных действий
связано с напряжением внимания, следует первоначально создать у занимающихся
представление об этом движении. Как известно, представление о каком-либо
движении влечет за собой незначительное сокращение тех скелетных мышц,
которые осуществляют это движение. Поэтому учащимся прежде всего дается
показ в обычном темпе, затем дается подробное словесное объяснение с
замедленной демонстрацией образца. После этого предлагается вместе с
педагогом выполнить данное движение.
Способность правильно координировать свои движения – залог того, что
ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как
правильно выполняются упражнения, зависит и степень нагрузки на какую-либо
часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всего организма в
целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует
проводить на уроках, которые будут детям интересны. К занятиям такого рода и
относится ритмическая гимнастика.
И. В. Пономарёва, МБОУ СОШ № 58, cт. Варениковская, Крымский район, Краснодарский край