Реализация технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания в средней общеобразовательной школе
Реализация технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания в средней общеобразовательной школе
Актуальность проблемы:
Современное историко-обществоведческое образование переживает период пересмотра его содержания и технологий его подачи. Вместо знаньевой парадигмы выступает личностно-ориентированная парадигма. В связи с чем, выделяется в качестве основной цели – не получение массы знаний, а воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся, создание условий для национальной идентичности подрастающего поколения, формирования подлинно исторического сознания. Содержание нового ФГОС предполагает упор:
– во-первых на активные формы обучения;
– во-вторых на самостоятельность личности на уроке и вне;
– в-третьих на развитие критического исторического мышления
Что детерминирует интерес педагогов-практиков к технологии проблемного обучения. Большинство ученых, методистов и учителей признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. На практике было выявлено, что доминирование репродуктивных подходов в преподавании истории и обществознания создает у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение.
Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позициях ученика и учителя, в их общении в учебно-воспитательном процессе. В массовом традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий учителя, «сосуд», который надо наполнять знаниями. Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить своё сознание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. Этот подход в образовании не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении природой, а закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, в частности, учителем. Для традиционного обучения характерно управление и исполнение, руководство и подчинение, постоянная оценка действий ученика.
Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.
По результатам анализов многочисленных исследований, проводимых в педагогике, можно убедиться, что большинство педагогов-практиков понимает значение проблемного обучения, его функции, многие из них хотя бы частично внедряют эту технологию в свою педагогическую деятельность. С целью повышения уровня усвоения УУД я использую технологию проблемного обучения на уроках истории и обществознания на протяжении ряда лет, в которой основополагающим является:
– учитель не над учеником, а с учеником;
– включение в работу не только органов чувств, но и эмоциональной сферы ребёнка;
– выполнение всей работы учащимися самостоятельно, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта.
-Ведущая идея педагогического опыта
Последовательное систематическое применение технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания приведет к развитию компетенций:
1) личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, способность ставить цели и строить
жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
2) метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
3) предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
-Концептуальность
В основе работы по технологии проблемного обучения лежит процессуальная ориентация, учебное исследование, выдвижение и проверка гипотез, эксперимент, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, развитие восприимчивости, поиск личных смыслов, принятие решений. Ученик при таком методе обучения превращается из пассивного слушателя в активного участника процесса обучения.
Цель применения технологии проблемного обучения: формирование личностных, метапредметных, предметных компетенций у учащихся.
Задачи:
• Способствовать овладению знаниями исторической картины мира: умению объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
• Формировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
• Развивать умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей, на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
– Оптимальность и эффективность средств.
В ходе работы мной выявлено, что на уроке по технологии проблемного обучения оптимальными и наиболее эффективными элементами становится вводно-мотивационный этап – стадия вызова, этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы – стадия осмысления и этап контроля-коррекции – стадия размышления.
Каждый из этих этапов определенным образом организуется. Рассмотрим на конкретных примерах, как это реализуется практически.
Вводно-мотивационный этап – стадия вызова. На этом этапе:
Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются следующие приёмы: составление кластера, в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями; мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников.
На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели.
На стадии осмысления даётся возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом):
• V – это я уже знал;
• + – узнал новое;
• ? – не понял;
– по окончании чтения учащиеся обсуждают в группе только один значок: ? – не понял.
Стадия размышления позволяет учащимся осмыслить всё, то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Используются приёмы: групповая дискуссия, написание мини-сочинения – эссе, составление схем или подготовка своего вывода в виде синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, где рифма необязательна.
Он составляется по следующему алгоритму:
1. ) самое важное слово урока;
2. ) 2 прилагательных его характеризующие;
3. ) 3 глагола;
4. ) выразить свое отношение к проблеме урока;
5. ) резюме 1 словом.
Для эффективной реализации данной технологии следует соблюдать следующие педагогические условия:
• системность и последовательность в применении методов;
• включение учащихся в решение поставленной проблемы;
• позитивный настрой учащихся и учителя в процессе решения проблемы;
• сотрудничество учителя и учеников в процессе обучения.
• использование потенциальных возможностей учебного
предмета «история», «обществознание» для развития логического мышления учащихся;
Средства обучения:
текст учебника, различные виды документов, методические и наглядные пособия, ИКТ.
– Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическая база опыта основана на идеях и разработках известных отечественных ученых, психологов, педагогов и методистов: Г. К. Селевко, Н. А. Менчинской, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Т. В. Кудрявцева, Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманской, которые внесли значительный вклад в изучение, разработку и исследование технологии проблемного обучения.
Технология проблемного обучения – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей.
Основные характеристики проблемного обучения:
1) новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;
2) в ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает высокого уровня;
3) темп передачи информации зависит от учащегося или группы учащихся;
4) повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;
5) результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Стержнем методической конструкции данной технологии является проблема, т. е. вопрос, содержащий внутреннее противоречие. В процессе решения проблемы ученик выполняет определенный алгоритм учебных действий, изучает необходимый объем материала; тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения.
Технология проблемного обучения включает в себя такую деятельность учителя и учащегося, как: организация проблемной ситуации, формирование проблем, индивидуальное или групповое решение проблем учащимися, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.
Мною разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса :
Рабочие программы по истории:
-для 7 классана основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы к учебнику «Новая история зарубежных стран: конец XVвека – конец XVIIIвека. 7 класс» В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина,2010г. и авторской программы к учебнику «История России. 7 класс»,2010г. А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной;
– для 8класса на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы к учебнику «Новая история зарубежных стран: конец XVIIIвека – начало XXвека. 8 класс» В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина,2010г. и авторской программы к учебнику «История России. XIX век. 8 класс»,2010г. . А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной;
– 9 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2004. , а также Примерной программой основного общего образования по истории // Сайт МОиН РФ и авторской программой к учебнику «История России XX– начало XXI века»,2010г. А. А. Данилова, Косулиной Л. Г. , М. Ю. Брандт;
– для 10 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории . Базовый уровень. 10 класс, 2004г. (Сборник нормативных документов. История /сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев . -М. : Дрофа, 2007. )и авторской программы к учебнику «История России с древнейших времен до конца XIXвека ( в II частях)»,2010г. А. Н. Сахарова, В. И. Буганова, П. Н. Зырянова;
– для 11 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории . Базовый уровень. 11 класс, 2004г. (Сборник нормативных документов. История /сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев . -М. : Дрофа, 2007. )
Рабочие программы по обществознанию:
– для 7-9 класса на основе Федерального компонента государственного общего образования по обществознанию, Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. , авторской программы «Обществознание. 6-11 классы 2007г. » А. Ф. Никитина;
– для 10 класса на основе Федерального компонента государственного общего образования по обществознанию, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. , авторской программы Л. Н. Боголюбова к учебнику «Обществознание. 10 класс, 2010г»;
-для 11 класса на основе Федерального компонента государственного общего образования по обществознанию, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. , авторской программы Л. Н. Боголюбова к учебнику «Обществознание. 11 класс», 2010г.
В работе использую:
1. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «История Росси конец XVI – XVIII век. 7кл. » М. : . : Просвещение, 2010
2. Научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе»
3. О. Н. Журавлева. Тесты по истории Росси: 8кл. : к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной.
4. Н. Б. Суркова, О. А. Яровая. История 5-9классы. Интерактивные методы преподавания. Волгоград:Учитель, 2011
5. Данилов А. А. , Косулина Л. Г. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «История Росси XIXв. 8кл. » М. : Просвещение, 2010.
6. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «История Росси XX– началоXXI века 9кл. » М. : Просвещение, 2010
7. О. Н. Журавлева. Тесты по истории России: 9кл. : к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной.
8. В. В. Кириллов, М. Н. Чернова. Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIXв. М. : Центр гуманитарного образования, 2010.
9. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ. История России. М. : Рустест, 2010.
10. А. В. Рогозин. История. Тематические карточки – информаторы. Тесты. 10-11 классы. Волгоград: Учитель, 2009.
11. А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов Тематическое и поурочное планирование к учебнику «История Росси XX– началоXXI века 11кл. » М. : Просвещение, 2010
12. А. Ф. Никитин. Основы обществознания. М. : Дрофа, 2008.
13. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова. -М. : Просвещение, 2009.
14. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2008.
15. А. Ф. Никитин. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Обществознание» для 7-9кл. М. : Дрофа, 2009.
16. Дидактические материалы по курсу «Обществознание. »/ Под ред. Л. Н. Боголюбова. -М. : Просвещение, 2009.
17. Методические рекомендации по курсу «Обществознание. » /Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2009.
Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Библиотека Школьника, MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficePowerPoint, MicrosoftOfficeExcel, ресурсы Интернета.
Свободно ориентируюсь в современной литературе базовой науки, педагогике, методике.
-Результативность опыта по применению технологии проблемного обучения:
• Повышается познавательная активность на уроке (из пассивного слушателя в активного участника);
• Высокое усвоение УУД на уроке ;
• Формируются личностные компетенции.
Итак, опыт показывает, что реализация технологии проблемного обучения дает положительные результаты работы, стимулирует самостоятельность и саморазвитие в рамках оптимизации учебного процесса. Уровень успеваемости благодаря использованию этой инновационной технологии составляет по истории и обществознанию 100 %, качества знаний колеблется от 58 % и до 80 %. Учащиеся подтверждают уровень своих знаний во время сдачи ГИА и ЕГЭ.
– Возможность тиражирования
Накопленный опыт работы по технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания пропагандируется на республиканских, район– ных семинарах и конференциях , открытых уроках, на школьном сайте и на личном сайте в социальной сети работников образования: http://nsportal. ru/ shpak – olga – mikhaylovna.
Личный сайт :http:// nsportal. ru/shpak – olga – mikhaylovna
О. М. Шпак, МБОУ "Ковылкинская СОШ№3", с. Троицк, Ковылкинский район, Республика Мордовия