Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления на уроках литературы"
Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления на уроках литературы"
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Методические задачи:
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
- Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
- Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
- Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран
Эпиграф: Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг
Ход мастер-класса
Организационный момент.
– Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд 1 Выступление хочу начать со слов Кудрявцева Д. «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». Приём «Верите ли вы …»
– Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
– Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?
– Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
1 этап: Мотивация
– Я себе задавала вопросы: А как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научит отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Критического мышления через чтение и письмо», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать? Слайд 3
Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видах и формах работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на различных уроках. во внеурочной деятельности. Слайд 4
Технология критического мышления предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся. Слайд5
2 этап: Теоретическая часть
Цель – обеспечить понимание участниками правильного составления урока по технологии критического мышления. Понять цели каждого этапа урока.
Чтобы правильно составит урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. Слайд6
Первый этап работы в технологии называется стадия вызова – «создание мотива к обучению».
Второй этап – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
Третий этап – «рефлексия» – размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.
3 этап. Практическая часть.
Цель: участники увидят на примере художественного произведения некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.
4 этап: Подведение итогов.
Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное в своей педагогической практике.
Напишите Синквейн к слову «обучение» Слайд7.
Проанализируйте мастер-класс и на листе пожеланий, используя метод «ХИМС» запишите, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой. Слайд8
Я желаю вам творческих успехов
Т. И. Верзилина, МОУ "СОШ п. Мирный, Дергачёвский район, Саратовская область