Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Личностно-ориентированное обучение учащихся на уроках физики с использованием ИКТ

Личностно-ориентированное обучение учащихся на уроках физики с использованием ИКТ

…можно сообщить и передать

информацию ,но нельзя вложить

готовых знаний , можно создать

лишь предпосылки к их овладению…. .

В. Г. Разумовский.

Для каждого здравомыслящего человека начало каждого учебного года всегда сопровождается размышлениями по поводу итогов прошедшего и предположениями о перспективах нового года , воспоминаниях о потерях и планировании чего– то нового,

необычного.

Учитель физики – это уникальный носитель «опыта рода» во всех его составляющих, это и организатор , и управляющий познавательного процесса. Роль учителя физики в познавательном процессе на данном этапе развития очень существенна. Обучение физики в школе имеет целью знакомство с физическими явлениями и методами научного познания природы, формирование на основе этого знакомства представлений о физической картине мира.

Процесс обучения физики по моему мнению должен быть ориентирован на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование умений самостоятельно приобретать новые знания в соответствии с жизненными потребностями и интересами. Моя практика работы в школе показывает , что обычно познавательные ,творческие способности учащихся отодвигаются на второй план.

Учащиеся овладевают « суммой знаний» согласно школьной программы и считают , что этого достаточно для их жизненных интересов. К сожалению в этом возрасте большинство учащихся еще не задумываются всерьез о « далеком будущем» после окончания школы ,поэтому и не проявляют в достаточной мере свои способности. Практика показывает, что необходимо возбудить интерес к физике, а физика как учебный предмет обладает возможность привлечения внимания учащихся почти на каждом уроке демонстраций нового, неизвестного им природного явления, физического эффекта. Поэтому я для обобщения педагогического опыта в школе выбрала тему, связанную с личностно-ориентированным обучением школьников , на которой я хочу остановиться подробно.

На данный момент личностно-ориентированный подход к обучению учащихся приобретает все большее значение. Организуя личностно-ориентированное обучение я должна прежде всего:

а) признать ученика основным субъектом обучения, обладающим своим неповторим опытом;

б)признать основной целью обучения развитие личности учащихся;

в)определить средства достижения этой цели , позволяющие раскрыть субъективный опыт ученика и включить его в процесс познания;

Я хочу выделить основные этапы личностно-ориентированного урока, которые присутствуют на каждом типе моего урока:

а) организационное начало урока;

б) цель урока ;

в) использование всех логических уровней для мотивации содержания урока;

г) учет личностных предпочтений учащихся, их личных ожиданий , целей;

д) четкий результат , формулировка поставленной цели;

е) изучение материала самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей и личностных предпочтений;

ж) дифференцированное обучение учащихся;

з) самостоятельный поиск новых знаний ( рефераты, доклады, интернет-ресурсы, проекты);

и) индивидуальная работа учащихся;

к) групповая работа учащихся;

л) рефлексия (подведение итогов урока ).

Конечно, в процессе подготовки и проведения личностно– ориентированного урока не всегда все удается провести. Это зависит и от типа урока, и от содержания урока, и от настроения учителя и учащихся . При реализации личностно-ориентированного подхода на первый план по –моему должен выступать вопрос о том, как организовать процесс обучения чтобы научная информация , даваемая через содержание учебного материла, превращалась в индивидуальное знание , становилось частью субъективного опыта ученика. Хотелось бы отметить, что основное место отводится овладению школьниками методами научного познания , которые затем превращаются в активную , волевую эмоционально –окрашенную познавательную деятельность. Чтобы раскрыть деятельную природу школьников , я должна изменить свою роль :из единственного источника информации я должна стать организатором ситуаций , в которых у учащихся возникает потребность в той или иной деятельности . Поэтому все опыты по наблюдению физических явлений, эксперименты по изучению физических свойств тел, проверке гипотез, доступные и безопасные для самостоятельного выполнения школьниками , нужно передать им на самостоятельное выполнение. Успешному изучению физики способствует самостоятельное взаимодействие с предметами окружающего мира, экспериментирование, участие в спорах при обсуждении результатов.

На своих уроках я использую следующие педагогические технологии методики:

• ( ИКТ )информационно-коммуникационные

• Творческая работа

• Развивающее обучение

• Проблемно-диалоговое обучение

• Личностно ориентированное обучение

Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные путь и методы стимулирования учебной деятельности

Глобальные изменения, происходящие в настоящее время вызывают необходимость использовать на уроках ИКТ как средства организующие учебную деятельность ученика и способствующие его адаптации в сегодняшней жизни. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является сегодня актуальной проблемой современного школьного образования.

Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.

Методика урока при внедрении ИКТ существенно отличается от классической. Поэтому учителю приходится разрабатывать новые структурно-логические схемы, готовить электронные приложения к урокам.

Средства ИКТ позволяют учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, проводит моделирование сложных физических и объектов; осуществляет автоматизированный контроль качества полученных знаний; реализует технологию дистанционного и личностно-ориентированного обучения.

Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.

Физика наука «недеятельная» , и поэтому мне приходится работать над тем , чтобы найти интересные решения и ответы на те вопросы , которые заставили бы учащихся заниматься определенными видами деятельности. В результате этой деятельности у учеников накапливается материал, который позволяет сформулировать ответы на познавательные задачи, решать задачи-упражнения, составлять кроссворды , писать рефераты , готовить доклады, находить физические величины , составлять уравнения. Особо хочу отметить, что передо мной как учителем физики всегда стоит задача – научить применению полученных знаний по физике в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы , с которой человек сталкивается в быту , на производстве , на отдыхе.

Широкие возможности для ее решения я вижу в методе проектов, которые позволяют развить у школьников способности к самостоятельному познанию нового , интеграции имеющихся знаний , сформировать умения решать жизненные проблемы, создать новые практически значимые продукты в виде устройств , моделей , макетов , измерительных систем .

Использование учащимися проектов – практико-ориентированных , исследовательских , научных , творческих , информационных позволяет проводить мини-исследования с выделением первоначальных фактов , изучением теоретических моделей , постановки проблемы и последовательным решением и самое главное любое исследование начинается и заканчивается экспериментом , а то в свою очередь решением задач разного типа (качественных , расчетных , экспериментальных ) , которые для физики как предмета очень важны .

В заключении я хотела бы сказать, что нельзя останавливаться на достигнутом надо идти вперед, планировать, мечтать , использовать инновационные технологии и надо преподавать так , чтобы ученикам было интересно , чтобы урок задел учащихся за живое , дал толчок его мысли , пробудил интерес к процессу познания.

Главная цель в обучении и воспитании –« дать человеку деятельность , которая наполнила бы его душу . »

Т. Ю. Моржакова, МБОУ СОШ №1, г. Зарайск, Московская область