Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления при изучении истории»

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления при изучении истории»

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития

критического мышления.

Задачи:

1. Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования

роста творческого потенциала педагогов.

2. Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям, так как они являются одним их инструментов в работе с одарёнными детьми.

3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Методические цели:

1. Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

3. Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности;

Раздаточный материал для участников: тексты документов, заготовка кластера из бумаги, шесть разноцветных шляп, памятки «Приёмы ТРКМ», красочные опорные конспекты для приёма «Толстые и тонкие вопросы».

Ход мастер-класса

I. Организационный момент.

-Уважаемые коллеги! Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.

Здравствуйте те, кто уже проснулся!

Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!

Здравствуйте те, кто способен любить!

Здравствуйте те, кто желает творить!

Кстати, о творчестве! На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы ТРКМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.

Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

II. Теоретическая часть

Технология критического мышления – означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Критическое мышление:

– естественный способ взаимодействия с идеями и информацией;

– разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить;

– особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения;

– отправная точка для развития творческого мышления.

Критическое мышление:

● Во-первых – это мышление самостоятельное

· Во-вторых – это мышление обобщенное

· В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

· В четвертых – это мышление аргументированное

· В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

· формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);

· развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

· формирование культуры чтения и письма;

· формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

· стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

· запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Критический мыслитель:

· Формирует собственное мнение

· Совершает обдуманный выбор между различными мнениями

· Решает проблемы

· Аргументированно спорит

· Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение

· Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий.

Из существующего большого количества приёмов я определила для учащихся пока только таковые: игра «Верите ли Вы, что…?», инсерт, кластер, «шесть шляп», толстые и тонкие вопросы, синквейн.

Они универсальны. Их можно применять не только на учебных и воспитательных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т. д. ). Технология универсальна ещё в том, что ложится на любой урок и сотрудничает с любой педагогической технологией.

III. Практическая часть.

1. Игра «Верите ли Вы, что…?» (работа в парах)

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что . . . ?». Вы обсуждаете ответы в парах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. После этого учащиеся переходят к изучению нового материала, работа с приложением №1 – текст «Гороскоп майя». Изучив новый материал на стадии осмысления, учитель предлагает обучающимся вернуться к заполненной таблице.

5. Возврат к вопросам.

– А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

– Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак.

6. Подведение итога.

– По каким вопросам ваше мнение совпало?

– Объясните, почему вы так решили?

– По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Этот приём я использую на стадии вызова, для того, чтобы актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом; пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;

2. «Инсерт» (индивидуальная работа)

А теперь я предлагаю перейти к следующему приёму. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Называется он «Инсерт».

Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Маркировочные знаки: « – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного. После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Иногда этот приём называют “таблицей двойной (или тройной) записи”.

«

«+»

«-»

«?»

Уже знал

Новое

Думал иначе

Есть вопросы, не понял

3. «Кластер» (работа в группах)

Более подробно рассмотрим приём «кластер» («гроздь»).

Цель приёма: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

После неоднократного использования приёма на уроках истории мной были выработаны следующие рекомендации:

1. Начинать работу по составлению кластера надо всем классом. Учитель записывает тему в центре доски, а ученики набрасывают идеи.

2. Работа с информационным текстом проводится совместно с детьми, и дети выделяют ключевые слова для наращивания кластера.

3. Во время работы с кластером одновременно подтверждаются или опровергаются предположения по теме, сделанные в начале построения кластера.

4. Чтение кластера – основной этап работы, поиск причинно-следственных связей между ключевыми словами или блоками. Проводятся линии соединения.

5. Выход на творческую работу. Более подробно рассматриваются отдельные смысловые блоки, ключевое слово как новое понятие, требующее дополнительного разъяснения или подтверждения предположения, поиск полной необходимой информации.

6. Чтение кластера – очень важный момент. Происходит систематизация материала. Здесь могут возникнуть опровержения, укрупнение одного или нескольких блоков («гроздей»), появление новых.

Кластер может работать как стратегия всего урока по базовой модели (вызов-осмысление-рефлексия).

Таким образом: кластер охватывает большое количество информации учебного текста и дополнительной литературы.

● Кластер – опора для пересказа научных текстов.

● Кластер – один из способов реализации учебного исследования.

● Кластер – графическое оформление исследуемого материала.

Возможна и такая модель урока.

Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.

Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.

Третий этап урока. Защита кластеров.

Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания. Этот прием можно применять на каждой из трех фаз, по которым строится урок.

● Кластер даёт возможность продолжить исследования по теме или выполнить творческое задание.

● Кластер – активный метод обучения в формировании УУД.

● Кластер – это один из стратегически активных методов, который организует взаимодействие учащихся и учителя. А продуктом такой деятельности является интеллектуальное моделирование – информация, выстроенная в определённой последовательности. Овладение данной информацией и есть результат, достижение образовательной цели урока.

4. «Шесть шляп» (индивидуальная работа)

Каждому участнику мастер-класса вверяется одна из шести шляп. Причем, могут использоваться настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту «Сингапур», исходя из цвета шляпы.

Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

– Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.

1. Белая шляпа – статистическая (событие оценива­ется на основе данных статистики).

2. Жёлтая шляпа – позитивная (положительная оцен­ка события).

3. Чёрная шляпа – негативная (отрицательная оцен­ка события).

4. Зелёная шляпа – творческая (самые невероятные, необычные идеи).

5. Красная шляпа – эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).

6. Синяя шляпа – аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.

Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития…

5. «Толстые и тонкие вопросы» (работа в группах)

Теперь, чтобы погрузиться в текст, давайте поработаем с тонкими и толстыми вопросами. Напомню, что тонкие вопросы подразумевают однозначные ответы, а толстые требуют рассуждения. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.

Задание группам: составить по 2 вопроса (одной группе – тонкие, другой – толстые). Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова – это вопросы, пробуждающие интерес к теме, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, на стадии рефлексии при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Группы друг другу задают вопросы.

IV. Рефлексия

А сейчас я попрошу всех участников мастер-класса высказать своё впечатление о ТРКМ и нашем занятии, опираясь на фразы:

Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать . . .

Мне больше всего удалось . . .

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за. . .

Меня удивило…

Для меня было открытием то, что . . .

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

На будущее я учту…

Итог работы. И в заключении мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе. А в этом нам призвана помочь ТРКМ. Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п. ).

Е. Д. Конышева, МКОУХМР СОШ с. Селиярово, Ханты-Мансийский АО