Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие у обучающихся навыков смыслового чтения художественных текстов

Развитие у обучающихся навыков смыслового чтения художественных текстов

…Читай не затем,

чтобы противоречить и опровергать;

не затем, чтобы принимать на веру;

и не затем, чтобы найти предмет для беседы;

но чтобы мыслить и рассуждать.

Ф. Бэкон

Лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» – читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Необходимость обучения читательской грамоте закреплена в ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, где подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность темы «Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов». Проблема понимания текста требует для своего решения инновационных подходов, имеющих выход в образовательную практику. Традиционный подход к формированию умения понимать текст не удовлетворяет современным требованиям.

Сегодня дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед школьниками. Задача учителя – развивать у обучающихся такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для усвоения всех школьных дисциплини являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Только читая и осмысливая прочитанное, можно научиться выражать свои мысли правильно, весомо, образно.

От того, насколько мастерски, творчески учитель продумывает алгоритм работы с текстом, зависит эффективность и результативность обучения школьников. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса.

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, учитель должен не просто формировать и развивать необходимые качества обучающегося, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. А это, прежде всего, малая родина, родной язык, вековые традиции, семья. Важная роль в этом процессе, на наш взгляд, отводится урокам литературного краеведения. Музей писателя-земляка К. Д. Воробьёва, действующий в МБОУ «Средняя школа № 35», даёт нам широкие возможности для использования на уроках произведений Е. И. Носова, В. П. Деткова, П. Г. Сальникова, современных поэтов Ю. Асмолова, Е. Шанина, В. Корнеева и др.

Очевидно, что не каждый текст может быть использован для развития определенных умений чтения. Так как же помочь ребенку осмыслить прочитанное?

В первую очередь, конечно, это работа с текстом до чтения. Данный этап включает в себя определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Рассмотрим это на примере рассказа Е. И. Носова «Яблочный Спас».

Фрагмент технологической карты урока:

3. Определение темы и цели урока (целеполагание)

– Определите и сформулируйте тему урока (рассматриваем именно образ главной героини).

– Какие слова из текста вы могли бы предложить в качестве темы урока?

– Как бы вы определили проблему рассказа?

Предполагаемые ответы:

– «Или она сама чья-то потерявшаяся душа?»,

– «Дак и вся моя жизнь такая: черно-белая…»,

– «Чего уж, жизнь миновала»,

– «Душа малостью живет…» Последняя цитата наиболее полно отражает внутренний мир героини.

Автор затрагивает многие проблемы:

проблема добра, справедливости, проблема памяти, смысла жизни, одиночества, социальные проблемы, но все-таки основная – проблема нравственной красоты человека.

Регулятивные УУД:

самостоятельное формулирование познавательной цели данного этапа урока, сохранение учебной задачи.

Планирование совместно с учителем своих действий с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Познавательные УУД:

развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

На втором этапе (а это самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся) происходит выявление первичного восприятия. Сначала это медленное «вдумчивое» повторное перечитывание всего текста или его отдельных фрагментов. Затем – анализ текста, в котором возможно использование следующих приёмов: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Далее – беседа по содержанию текста. Обобщая прочитанное, возможно вновь обратиться к отдельным фрагментам текста.

Фрагмент технологической карты урока:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

4. Организация деятельности по восприятию текста

В качестве эпиграфа предлагаю слова В. П. Астафьева: «Песнь моего друга, как цветок чабреца, некорыстна с виду, но чист и высок её тон».

– Как эпиграф можно связать с темой урока?

– Какое впечатление оставил прочитанный рассказ?

– О чьей душе пойдет речь?

Предполагаемые ответы:

– от прочитанного болит душа;

– жалко бабу Пулю;

– почему люди такие равнодушные.

Индивид. работа со словарем С. И. Ожегова

Душа* – внутренний психологический мир человека, его сознание и свойство характера

Личностные УУД:

самоопределение, побуждение к деятельности.

Регулятивные УУД:

составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

5. Работа с информационным полем

1. – События разворачиваются 19 августа в христианский праздник Преображение Господня. Что вам известно об этом празднике?

2 – Звон колоколов… А на душе тихо, спокойно, светло и радостно.

– Как писателю удалось передать праздничное настроение?

3. – Веяло яблоками, вот и нашему герою захотелось купить их. Что заставило остановиться перед « маленькой щупленькой бабулькой»?

1. Информационный проект о празднике Преображение Господня (Яблочный Спас)

2. Ответы учащихся:

– это картины природы: «утро клубилось молодыми августовскими туманами, пьянящий аромат с примесью душицы, русые скошенные поля в блестках соломы … перезвоны какого-то большого празднества сами по себе зарождались в мглистом таинстве встающего погожего дня».

– Это, конечно, и люди: «белели бабьи платки», «Люди, неловко прихорошенные обновами… хлестко окропляли плоды…».

– «В Малых Ухналях, как и во всей святой Руси… начался Яблочный Спас».

3. Зачитывают описание внешности старушки, её портрет, деталь – «дрожащая рука, обтянутая сухой, ломкой кожей со вздутыми сильными прожилками и узловатыми косточками пальцев»

4. Чтение диалога в лицах со слов: «Никто не неволил…» до слов: «Возьми попробуй…»

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Работа с информационным текстом

1. – Какой эпизод из жизни Евдокии Лукьяновны произвел яркое впечатление?

2. Охарактеризуйте бабу Пулю одним словом.

1. – На войне была снайпером, но среди крови и смерти сохранила чистую душу, не озлобилась;

– сохранила как память сапог убитого на войне любимого;

– бескорыстно пришла на помощь дочери.

2. – невзрачная, скромная, незаметная, искренняя, сильная духом, боевая, милосердная

Коммуникативные УУД:

владение монологической и диалогической формами речи

Не менее значим заключительный этап – работа с текстом после чтения, когда происходит концептуальная беседа, коллективное обсуждение, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Работа с заглавием, иллюстрациями, соотнесение видения художника с читательским представлением может быть продолжена разными видами творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Фрагмент технологической карты урока:

8. Стадия практического осмысления

1. –Посмотрим, как язык, стиль писателя помогают ярче представить образ главной героини, её внутренний мир, душу?

2. – А какие еще художественные приемы использовал автор, чтобы подчеркнуть одиночество Евдокии Лукьяновны?

3 Что символизирует бабочка?

4. – В чем сила духа бабы Пули?

1. Исследовательский проект «Это творила рука Мастера».

Цель: выявить индивидуальные особенности языка писателя, исследовать те ключевые стилистические позиции. Которые делают язык писателя неповторимым

Вывод:

стиль Е. И. Носова характеризуют тонкое чувство языка, искусство выразительной детали.

2. Исследовательский проект «Роль художественной детали».

Цель: уяснить, какова роль художественной детали в раскрытии авторского замысла.

Вывод:

С помощью художественной детали Е. И. Носов проясняет внутренний мир героини и свое отношение к ней; деталь необходима для наиболее полного и точного выражения мысли и чувства

3. Предполагаемые ответы:

– бабочка– олицетворение души бабы Пули, только она не потерявшаяся, не заблудившаяся, может быть, одинокая, но олицетворяет силу и выносливость, терпение главной героини.

4. – В вере в людей, Бога.

Познавательные УУД:

структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные УУД:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах; создание ситуации речевого высказывания, участие в диалоге.

Итак, осмысленное чтение – это сложный и многогранный процесс, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Развитые умения и навыки смыслового чтения художественных текстов дают возможность обучающимся быть способными к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] #"21600,21600" filled="f" path="m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe" o:spt="75" stroked="f" o:preferrelative="t">

2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. -№ 5.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия, 2000.

М. А. Каргалова, МБОУ "СОШ №35 им. К. Д. Воробьёва", г. Курск