Развитие у обучающихся навыков смыслового чтения художественных текстов
Развитие у обучающихся навыков смыслового чтения художественных текстов
…Читай не затем,
чтобы противоречить и опровергать;
не затем, чтобы принимать на веру;
и не затем, чтобы найти предмет для беседы;
но чтобы мыслить и рассуждать.
Ф. Бэкон
Лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» – читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Необходимость обучения читательской грамоте закреплена в ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, где подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность темы «Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов». Проблема понимания текста требует для своего решения инновационных подходов, имеющих выход в образовательную практику. Традиционный подход к формированию умения понимать текст не удовлетворяет современным требованиям.
Сегодня дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед школьниками. Задача учителя – развивать у обучающихся такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для усвоения всех школьных дисциплини являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Только читая и осмысливая прочитанное, можно научиться выражать свои мысли правильно, весомо, образно.
От того, насколько мастерски, творчески учитель продумывает алгоритм работы с текстом, зависит эффективность и результативность обучения школьников. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса.
Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, учитель должен не просто формировать и развивать необходимые качества обучающегося, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. А это, прежде всего, малая родина, родной язык, вековые традиции, семья. Важная роль в этом процессе, на наш взгляд, отводится урокам литературного краеведения. Музей писателя-земляка К. Д. Воробьёва, действующий в МБОУ «Средняя школа № 35», даёт нам широкие возможности для использования на уроках произведений Е. И. Носова, В. П. Деткова, П. Г. Сальникова, современных поэтов Ю. Асмолова, Е. Шанина, В. Корнеева и др.
Очевидно, что не каждый текст может быть использован для развития определенных умений чтения. Так как же помочь ребенку осмыслить прочитанное?
В первую очередь, конечно, это работа с текстом до чтения. Данный этап включает в себя определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Рассмотрим это на примере рассказа Е. И. Носова «Яблочный Спас».
Фрагмент технологической карты урока:
3. Определение темы и цели урока (целеполагание) | – Определите и сформулируйте тему урока (рассматриваем именно образ главной героини). – Какие слова из текста вы могли бы предложить в качестве темы урока? – Как бы вы определили проблему рассказа? |
Предполагаемые ответы: – «Или она сама чья-то потерявшаяся душа?», – «Дак и вся моя жизнь такая: черно-белая…», – «Чего уж, жизнь миновала», – «Душа малостью живет…» Последняя цитата наиболее полно отражает внутренний мир героини. Автор затрагивает многие проблемы: проблема добра, справедливости, проблема памяти, смысла жизни, одиночества, социальные проблемы, но все-таки основная – проблема нравственной красоты человека. |
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели данного этапа урока, сохранение учебной задачи. Планирование совместно с учителем своих действий с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные УУД: развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
|
На втором этапе (а это самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся) происходит выявление первичного восприятия. Сначала это медленное «вдумчивое» повторное перечитывание всего текста или его отдельных фрагментов. Затем – анализ текста, в котором возможно использование следующих приёмов: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Далее – беседа по содержанию текста. Обобщая прочитанное, возможно вновь обратиться к отдельным фрагментам текста.
Фрагмент технологической карты урока:
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
4. Организация деятельности по восприятию текста | – В качестве эпиграфа предлагаю слова В. П. Астафьева: «Песнь моего друга, как цветок чабреца, некорыстна с виду, но чист и высок её тон». – Как эпиграф можно связать с темой урока? – Какое впечатление оставил прочитанный рассказ? – О чьей душе пойдет речь? |
Предполагаемые ответы: – от прочитанного болит душа; – жалко бабу Пулю; – почему люди такие равнодушные. Индивид. работа со словарем С. И. Ожегова Душа* – внутренний психологический мир человека, его сознание и свойство характера |
Личностные УУД: самоопределение, побуждение к деятельности. Регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
|
5. Работа с информационным полем | 1. – События разворачиваются 19 августа в христианский праздник Преображение Господня. Что вам известно об этом празднике? 2 – Звон колоколов… А на душе тихо, спокойно, светло и радостно. – Как писателю удалось передать праздничное настроение?
3. – Веяло яблоками, вот и нашему герою захотелось купить их. Что заставило остановиться перед « маленькой щупленькой бабулькой»? |
1. Информационный проект о празднике Преображение Господня (Яблочный Спас) 2. Ответы учащихся: – это картины природы: «утро клубилось молодыми августовскими туманами, пьянящий аромат с примесью душицы, русые скошенные поля в блестках соломы … перезвоны какого-то большого празднества сами по себе зарождались в мглистом таинстве встающего погожего дня». – Это, конечно, и люди: «белели бабьи платки», «Люди, неловко прихорошенные обновами… хлестко окропляли плоды…». – «В Малых Ухналях, как и во всей святой Руси… начался Яблочный Спас». 3. Зачитывают описание внешности старушки, её портрет, деталь – «дрожащая рука, обтянутая сухой, ломкой кожей со вздутыми сильными прожилками и узловатыми косточками пальцев» 4. Чтение диалога в лицах со слов: «Никто не неволил…» до слов: «Возьми попробуй…» |
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. Работа с информационным текстом | 1. – Какой эпизод из жизни Евдокии Лукьяновны произвел яркое впечатление?
2. Охарактеризуйте бабу Пулю одним словом. |
1. – На войне была снайпером, но среди крови и смерти сохранила чистую душу, не озлобилась; – сохранила как память сапог убитого на войне любимого; – бескорыстно пришла на помощь дочери. 2. – невзрачная, скромная, незаметная, искренняя, сильная духом, боевая, милосердная |
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи |
Не менее значим заключительный этап – работа с текстом после чтения, когда происходит концептуальная беседа, коллективное обсуждение, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Работа с заглавием, иллюстрациями, соотнесение видения художника с читательским представлением может быть продолжена разными видами творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Фрагмент технологической карты урока:
8. Стадия практического осмысления | 1. –Посмотрим, как язык, стиль писателя помогают ярче представить образ главной героини, её внутренний мир, душу?
2. – А какие еще художественные приемы использовал автор, чтобы подчеркнуть одиночество Евдокии Лукьяновны?
3 Что символизирует бабочка?
4. – В чем сила духа бабы Пули?
|
1. Исследовательский проект «Это творила рука Мастера». Цель: выявить индивидуальные особенности языка писателя, исследовать те ключевые стилистические позиции. Которые делают язык писателя неповторимым Вывод: стиль Е. И. Носова характеризуют тонкое чувство языка, искусство выразительной детали. 2. Исследовательский проект «Роль художественной детали». Цель: уяснить, какова роль художественной детали в раскрытии авторского замысла. Вывод: С помощью художественной детали Е. И. Носов проясняет внутренний мир героини и свое отношение к ней; деталь необходима для наиболее полного и точного выражения мысли и чувства 3. Предполагаемые ответы: – бабочка– олицетворение души бабы Пули, только она не потерявшаяся, не заблудившаяся, может быть, одинокая, но олицетворяет силу и выносливость, терпение главной героини. 4. – В вере в людей, Бога. |
Познавательные УУД: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах; создание ситуации речевого высказывания, участие в диалоге. |
Итак, осмысленное чтение – это сложный и многогранный процесс, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Развитые умения и навыки смыслового чтения художественных текстов дают возможность обучающимся быть способными к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] #"21600,21600" filled="f" path="m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe" o:spt="75" stroked="f" o:preferrelative="t">
2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. -№ 5.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия, 2000.
М. А. Каргалова, МБОУ "СОШ №35 им. К. Д. Воробьёва", г. Курск