Простой подход к решению сложной проблемы
Простой подход к решению сложной проблемы
.
– Постройте структурную формулу изомера. Среди приведенных формул найдите изомеры. Определите тип изомерии.
Кажется, что может быть проще. Качественный и количественный состав остается тем же, меняется только порядок соединения атомов в молекуле. Но как часто учитель в ответ на подобное задание слышит молчание, видит растерянный взгляд ученика. Непонимание нарастает, как снежный ком, от темы к теме. Не спасают положение заучивание определений и правил наизусть, бесконечное пересчитывание атомов, от огромного количества повторяющихся знаков химических элементов углерода и водорода пестрит в глазах. В чем причина?
Понятие изомерии органических веществ одно из фундаментальных общехимических понятий, без знания которого невозможно уяснить природу ни одного органического соединения. Какой бы класс органических соединений мы ни изучали, всегда приходится сталкиваться с явлением изомерии. В основе многообразия неорганических соединений лежит 110 химических элементов таблицы Д. И. Менделеева, органических – только два. Как из двух может получится много? Серьезный вопрос, философский, глубоко научный. А, может быть, отбросить в сторону серьезность и немножко поиграть.
Пишу на доске пары слов: колба – бокал, сокол – колос, мода – дома, ром – мор. Ставлю вопрос.
– Чем слова, объединенные в пары, отличаются друг от друга?
В ответ единодушное – «Порядком букв в слове». Объясняю, так и в химии, поменялись в молекуле местами буквы-атомы, получилось новое слово– соединение, с новыми свойствами. По аналогии формируем ключевое понятие органической химии – изомерия.
Изомеры это вещества, имеющие одинаковый состав, но различное строение, а поэтому и различные свойства.
Затем, для тренировки, лепим цепочки углеводородов из пластилина. Правило одно: шарики-углероды покрупнее и, например, красного цвета должны быть обязательно соединены с четырьмя (согласно валентности) любыми другими атомами, а шарики-водороды поменьше, например, синего цвета только с одним (валентность 1).
Игра в слова и двадцать минут веселой лепки из пластилина позволяют учащимся в дальнейшем без особого труда образно представить, а затем и написать формулы изомеров.
Внешняя простота такой формы подачи весьма сложного учебного материала таит в себе глубинные психологические основы. Учащиеся не просто получают новую информацию, а сами экстраполируют имеющиеся с детства твердые знания на новый незнакомый объект, одновременно анализируя его свойства, а затем и синтезируя новое понятие. При этом задействованы все типы восприятия и аудиальный, и визуальный, и тактильный.
Надеюсь, что предложенный подход поможет и учителям и учащимся в изучении одного из основных понятий органической химии – изомерия органических соединений.
Литература
1. Савин Г. А. Изомерия органических соединений. Волгоград: Учитель, 2005.
М. Д. Скоркина, МБОУ Белогорская СОШ, Кемеровская область