Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Опыт профессионалов
  • Возрастные закономерности и особенности функции сердечно-сосудистой системы детей 7-11 лет и ее реакция на дозированные мышечные нагрузки

Возрастные закономерности и особенности функции сердечно-сосудистой системы детей 7-11 лет и ее реакция на дозированные мышечные нагрузки

Возрастные закономерности и особенности функции сердечно-сосудистой системы детей 7-11 лет и ее реакция на дозированные мышечные нагрузки

Актуальным является своевременное и качественное физическое развитие ребенка, что можно судить только с учетом реакции функциональных систем организма. Недонагрузки, как и физические перегрузки могут оказать решающее влияние на развитие детского организма и привести к нежелательным последствиям. В то же время адаптация ребенка к правильно организованным возрастающим нагрузкам, может дать толчок к раскрытию физиологических резервов организма ребенка, к поднятию общего функционального состояния и поможет сформироваться в гармонически правильно развитую личность. Это приведет к снижению роста заболеваемости детей, повышению работы иммунных систем организма. Более глубокое и совершенное изучение основ физического воспитания – это своеобразная гарантия снижения травматизма, который преследует детей с низкой физической подготовленностью или с неадекватно большими физическими нагрузками, которые могут привести к задержке роста ребенка, снижению его компенсаторных возможностей и перенапряжению центральной нервной системы.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей возрастной динамики показателей физической подготовки и реакции сердечно-сосудистой и дыхательной системы в условиях специальной физической подготовки детей 7-11 лет.

Перед настоящим исследованием были поставлены следующие задачи:

1)Определить уровень физической подготовленности детей 7-11 лет по Берлинским тестам ГТО;

2) Исследовать показатели сердечно-сосудистой системы у детей 7-11 лет, занимающиеся в экспериментальной и контрольной группах;

3) Исследовать показатели дыхательной системы у детей 7-11 лет, занимающиеся в экспериментальной и контрольной группах;

Гипотеза исследования: мы выдвинули предположение, что используемые в практике показатели физического развития можно усовершенствовать, поскольку они не учитывают гетерохронность их изменений в режиме усиленной физической подготовки детей на уроках физической культуры в школе.

Научная новизна заключается в следующем:

– измеряются показатели физической подготовленности детей 7-11 лет, и дается сравнительная характеристика с Берлинскими тестами ГТО.

– анализируется динамика показателей функциональной подготовки детей 7-11 лет в ходе использования дополнительной физической нагрузки при занятиях физической культурой;

– анализируется состояние кардиореспираторной и дыхательной системы детей 7-11 лет, занимающихся физической культурой;

– определяются характерные пути взаимосвязи физической подготовленности с уровнем состояния кардиореспираторной и дыхательных систем.

Теоретическое и практическое значение работы:

– выдвинутые в работе теоретические положения и представленные

практические рекомендации могут быть использованы в процессе физической подготовки детей в общеобразовательных школах;

– сформировать медицинские основы влияния дополнительной физической нагрузки на физическое развитие и подготовленность, детей 7-11 лет.

– использовать результаты исследований кардиореспираторной системы

детей 7-11 лет для более рациональной физической нагрузки.

Предмет исследования – показатели физического развития, сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей 7-11 лет.

Объект исследования: дети 7-11 лет, учащиеся средней школы №63 г. Омск.

Предмет исследования: функциональные показатели детей 7-11 лет.

Для решения поставленных задач использовался ряд методов исследования:

1. Анализ литературных источников, что способствовало более глубокому пониманию изучаемой проблеме;

2. Соматометрические измерения.

Определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ) спирометром, дыхательный объем (ДО), ЧСС в покое и после нагрузки, артериальное давления. Кровяное давление измерялось аппаратом Рива-Рочи по методу Короткова, проводился тест Мартине с видоизменениями по Рюффье. Оценка производилась по формуле:

I = P1 + P2 + P3 – 200

10

P1 – Артериальное давление в покое.

Р2 – Артериальное давление после нагрузки.

Р3 – Артериальное давление на 3 минуты восстановления.

Оцениваются полученные данные по баллам:

Меньше 0 = Отлично.

От 0 до 5 = хорошо.

От 6 до 10 = посредственно.

От 11 до 15 = слабо.

Больше 15 = неудовлетворительно.

3. Тестирование.

Речь идет о методах комплексного тестирования («батареи тестов»), основанных на спортивных упражнениях: бег на 60м. , подтягивание, из виса лежа, сгибания и разгибания рук, тройной прыжок;

4. Педагогический эксперимент.

Эксперимент проводился на учащихся школы №63 г. Омск. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу входили ученики 1-4 класса, не занимающиеся по специальной методике и не занимаются никакими видами спорта. В экспериментальной группе ученикам давалась дополнительная нагрузка в течение 8 месяцев.

5. Методы математической статистики.

Средняя арифметическая: M = ∑ V / n Средняя арифметическая обозначается буквой M и вычисляется путем сложения всех полученных однородных показателей и деления полученной суммы на число вариантов.

Стандартное отклонение: δ = +√∑d x P / n-1 Стандартное отклонение является производной величиной извлеченной из квадратного корня от суммы разностей возведенных в квадрат всех вариант и их средней величины.

Достоверность: t = M1 – M2 / √m1 + m2 Данная величина используется тогда, когда необходимо установить насколько исследуемые характеристики (в данном случае средние арифметические величины) достоверно различны, то есть для установления статистически реальной значимости разницы между ними. Далее достоверность различий определяется по таблице вероятностей Стьюдента, в зависимости от числа степеней свободы вариаций, которые равны количеству наблюдений без единицы.

Уровни достоверности обозначаются буквой р. В медицинских исследованиях принят как достаточный 95 – процентный уровень достоверности (р Достоверность и обоснованность полученных данных исследования обеспечивается:

1) используемыми в работе современными методами статистической обработки полученных данных;

2) используемыми методологическими позициями проведенной работы;

3)использованием комплексов методов, адекватных поставленным задачам;

4) сочетанием качественного и количественного анализа полученных материалов;

5) опытно-экспериментальной проверкой разработанных данных и рекомендаций.

Эксперимент в течение 8 месяцев проводился на базе обычной средней школы №63 г. Омск. При выборе детей в экспериментальную группу, выбирались те ученики, которые долговременно не занимались в спортивных секциях и не имевших спортивную квалификацию. Обследованиями было охвачено 50 детей в возрасте от 7 до 11 лет. Все дети были разделены на 2 группы по 25 человек в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 1: Возрастной состав испытуемых (число обследованных детей в каждой возрастной группе).

Возраст в годах

Количество испытуемых (чел)

Контрольная группа (чел)

Экспериментальная группа (чел)

7

10

5

5

8

10

5

5

9

10

5

5

10

10

5

5

11

10

5

5

ВЫВОДЫ: 1. Был определен уровень физической подготовленности в

экспериментальной и контрольной группах в возрасте от 7 до 11 лет по следующим параметрам (Берлинские тесты ГТО):

А) Бег на 60м. В экспериментальной группе результаты лучше, чем в контрольной на 1сек. В экспериментальной группе у девочек 7-11 лет наблюдается положительная динамика от 1,5 до 2,6сек. , у мальчиков от 0,1 до 0,7сек.

Б) Подтягивание на перекладине. В экспериментальной группе результаты больше на 3 подтягивания, чем в контрольной. В экспериментальной группе у девочек 7-11 лет наблюдается положительная динамика от 1 до 4 раз, у мальчиков в среднем в два раза.

В) Сгибание рук в упоре лежа. В экспериментальной группе результаты лучше, чем в контрольной на 1 показатель. В экспериментальной группе у девочек и мальчиков 7-11 лет наблюдается положительная динамика в 1-2 раза.

Г) Тройной прыжок. В экспериментальной группе результаты лучше, чем в контрольной на 1м. В экспериментальной группе у девочек 7-11 лет наблюдается положительная динамика от 0 до 0,4м. , у мальчиков от 0,9 до 1,3м.

Д) По бальной системе в экспериментальной группе результаты лучше, чем в контрольной на 3 балла. В экспериментальной группе у девочек 7-11 лет наблюдается положительная динамика от 1 до 4 баллов, у мальчиков от 2 до 7 баллов.

2. При исследовании сердечно-сосудистой системы у детей в возрасте от 7– до 11 лет, занимающихся в экспериментальной и контрольной группах показатели артериального давления, ЧСС соответствуют возрастным закономерностям. В тесте Мартине с видоизменениями по Рюффье в экспериментальной группе дети быстрее восстановились, чем в контрольной. В экспериментальной группе у девочек 7-11лет наблюдается положительная динамика от -4 до -2, у мальчиков от -3 до -2.

3. При исследовании сердечно-сосудистой системы у детей в возрасте от 7 до 11 лет, занимающихся в экспериментальной и контрольной группах показатели жизненной емкости легких и дыхательного объема соответствуют возрастным особенностям. В экспериментальной группе наблюдается увеличение легочных объемов на 50 и 150мл. по сравнению с контрольной.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:1. Возрастные особенности детей не всегда сами по себе приводят к существенному увеличению отдельных показателей физической подготовленности. Отсюда следует рекомендации: возрастные особенности детей следует рассматривать в совокупности с другими факторами, как питание, режим его дня, особенности содержания вне учебно-тренировочных занятий.

2. Выявленную возрастную динамику показателей физической подготовленности детей 7-11 лет следует рассматривать как своеобразную научную основу в разработке нормативов физической подготовленности. Это позволит каждому из занимающихся передвигаться по возрастным категориям более обоснованно и объективно.

О. Н. Демченко, БОУ "СОШ №63", г. Омск

Актуальным является своевременное и качественное физическое развитие ребенка, что можно судить только с учетом реакции функциональных систем организма. Недонагрузки, как и физические перегрузки могут оказать решающее влияние на развитие детского организма и привести к нежелательным последствиям. В то же время адаптация ребенка к правильно организованным возрастающим нагрузкам, может дать толчок к раскрытию физиологических резервов организма ребенка, к поднятию общего функционального состояния и поможет сформироваться в гармонически правильно развитую личность. Это приведет к снижению роста заболеваемости детей, повышению работы иммунных систем организма. Более глубокое и совершенное изучение основ физического воспитания – это своеобразная гарантия снижения травматизма, который преследует детей с низкой физической подготовленностью или с неадекватно большими физическими нагрузками, которые могут привести к задержке роста ребенка, снижению его компенсаторных возможностей и перенапряжению центральной нервной системы.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей возрастной динамики показателей физической подготовки и реакции сердечно-сосудистой и дыхательной системы в условиях специальной физической подготовки детей 7-11 лет.

Перед настоящим исследованием были поставлены следующие задачи:

1)Определить уровень физической подготовленности детей 7-11 лет по Берлинским тестам ГТО;

2) Исследовать показатели сердечно-сосудистой системы у детей 7-11 лет, занимающиеся в экспериментальной и контрольной группах;

3) Исследовать показатели дыхательной системы у детей 7-11 лет, занимающиеся в экспериментальной и контрольной группах;

Гипотеза исследования: мы выдвинули предположение, что используемые в практике показатели физического развития можно усовершенствовать, поскольку они не учитывают гетерохронность их изменений в режиме усиленной физической подготовки детей на уроках физической культуры в школе.

Научная новизна заключается в следующем:

– измеряются показатели физической подготовленности детей 7-11 лет, и дается сравнительная характеристика с Берлинскими тестами ГТО.

– анализируется динамика показателей функциональной подготовки детей 7-11 лет в ходе использования дополнительной физической нагрузки при занятиях физической культурой;

– анализируется состояние кардиореспираторной и дыхательной системы детей 7-11 лет, занимающихся физической культурой;

– определяются характерные пути взаимосвязи физической подготовленности с уровнем состояния кардиореспираторной и дыхательных систем.

Теоретическое и практическое значение работы:

– выдвинутые в работе теоретические положения и представленные

практические рекомендации могут быть использованы в процессе физической подготовки детей в общеобразовательных школах;

– сформировать медицинские основы влияния дополнительной физической нагрузки на физическое развитие и подготовленность, детей 7-11 лет.

– использовать результаты исследований кардиореспираторной системы

детей 7-11 лет для более рациональной физической нагрузки.

Предмет исследования – показатели физического развития, сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей 7-11 лет.

Объект исследования: дети 7-11 лет, учащиеся средней школы №63 г. Омск.

Предмет исследования: функциональные показатели детей 7-11 лет.

Для решения поставленных задач использовался ряд методов исследования:

1. Анализ литературных источников, что способствовало более глубокому пониманию изучаемой проблеме;

2. Соматометрические измерения.

Определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ) спирометром, дыхательный объем (ДО), ЧСС в покое и после нагрузки, артериальное давления. Кровяное давление измерялось аппаратом Рива-Рочи по методу Короткова, проводился тест Мартине с видоизменениями по Рюффье. Оценка производилась по формуле:

I = P1 + P2 + P3 – 200

10

P1 – Артериальное давление в покое.

Р2 – Артериальное давление после нагрузки.

Р3 – Артериальное давление на 3 минуты восстановления.

Оцениваются полученные данные по баллам:

Меньше 0 = Отлично.

От 0 до 5 = хорошо.

От 6 до 10 = посредственно.

От 11 до 15 = слабо.

Больше 15 = неудовлетворительно.

3. Тестирование.

Речь идет о методах комплексного тестирования («батареи тестов»), основанных на спортивных упражнениях: бег на 60м. , подтягивание, из виса лежа, сгибания и разгибания рук, тройной прыжок;

4. Педагогический эксперимент.

Эксперимент проводился на учащихся школы №63 г. Омск. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу входили ученики 1-4 класса, не занимающиеся по специальной методике и не занимаются никакими видами спорта. В экспериментальной группе ученикам давалась дополнительная нагрузка в течение 8 месяцев.

5. Методы математической статистики.

Средняя арифметическая: M = ∑ V / n Средняя арифметическая обозначается буквой M и вычисляется путем сложения всех полученных однородных показателей и деления полученной суммы на число вариантов.

Стандартное отклонение: δ = +√∑d x P / n-1 Стандартное отклонение является производной величиной извлеченной из квадратного корня от суммы разностей возведенных в квадрат всех вариант и их средней величины.

Достоверность: t = M1 – M2 / √m1 + m2 Данная величина используется тогда, когда необходимо установить насколько исследуемые характеристики (в данном случае средние арифметические величины) достоверно различны, то есть для установления статистически реальной значимости разницы между ними. Далее достоверность различий определяется по таблице вероятностей Стьюдента, в зависимости от числа степеней свободы вариаций, которые равны количеству наблюдений без единицы.

Уровни достоверности обозначаются буквой р. В медицинских исследованиях принят как достаточный 95 – процентный уровень достоверности (р Достоверность и обоснованность полученных данных исследования обеспечивается:

1) используемыми в работе современными методами статистической обработки полученных данных;

2) используемыми методологическими позициями проведенной работы;

3)использованием комплексов методов, адекватных поставленным задачам;

4) сочетанием качественного и количественного анализа полученных материалов;

5) опытно-экспериментальной проверкой разработанных данных и рекомендаций.

Эксперимент в течение 8 месяцев проводился на базе обычной средней школы №63 г. Омск. При выборе детей в экспериментальную группу, выбирались те ученики, которые долговременно не занимались в спортивных секциях и не имевших спортивную квалификацию. Обследованиями было охвачено 50 детей в возрасте от 7 до 11 лет. Все дети были разделены на 2 группы по 25 человек в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 1: Возрастной состав испытуемых (число обследованных детей в каждой возрастной группе).

Возраст в годах

Количество испытуемых (чел)

Контрольная группа (чел)

Экспериментальная группа (чел)

7

10

5

5

8

10

5

5

9

10

5

5

10

10

5

5

11

10

5

5

ВЫВОДЫ: 1. Был определен уровень физической подготовленности в

экспериментальной и контрольной группах в возрасте от 7 до 11 лет по следующим параметрам (Берлинские тесты ГТО):

А) Бег на 60м. В экспериментальной группе результаты лучше, чем в контрольной на 1сек. В экспериментальной группе у девочек 7-11 лет наблюдается положительная динамика от 1,5 до 2,6сек. , у мальчиков от 0,1 до 0,7сек.

Б) Подтягивание на перекладине. В экспериментальной группе результаты больше на 3 подтягивания, чем в контрольной. В экспериментальной группе у девочек 7-11 лет наблюдается положительная динамика от 1 до 4 раз, у мальчиков в среднем в два раза.

В) Сгибание рук в упоре лежа. В экспериментальной группе результаты лучше, чем в контрольной на 1 показатель. В экспериментальной группе у девочек и мальчиков 7-11 лет наблюдается положительная динамика в 1-2 раза.

Г) Тройной прыжок. В экспериментальной группе результаты лучше, чем в контрольной на 1м. В экспериментальной группе у девочек 7-11 лет наблюдается положительная динамика от 0 до 0,4м. , у мальчиков от 0,9 до 1,3м.

Д) По бальной системе в экспериментальной группе результаты лучше, чем в контрольной на 3 балла. В экспериментальной группе у девочек 7-11 лет наблюдается положительная динамика от 1 до 4 баллов, у мальчиков от 2 до 7 баллов.

2. При исследовании сердечно-сосудистой системы у детей в возрасте от 7– до 11 лет, занимающихся в экспериментальной и контрольной группах показатели артериального давления, ЧСС соответствуют возрастным закономерностям. В тесте Мартине с видоизменениями по Рюффье в экспериментальной группе дети быстрее восстановились, чем в контрольной. В экспериментальной группе у девочек 7-11лет наблюдается положительная динамика от -4 до -2, у мальчиков от -3 до -2.

3. При исследовании сердечно-сосудистой системы у детей в возрасте от 7 до 11 лет, занимающихся в экспериментальной и контрольной группах показатели жизненной емкости легких и дыхательного объема соответствуют возрастным особенностям. В экспериментальной группе наблюдается увеличение легочных объемов на 50 и 150мл. по сравнению с контрольной.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:1. Возрастные особенности детей не всегда сами по себе приводят к существенному увеличению отдельных показателей физической подготовленности. Отсюда следует рекомендации: возрастные особенности детей следует рассматривать в совокупности с другими факторами, как питание, режим его дня, особенности содержания вне учебно-тренировочных занятий.

2. Выявленную возрастную динамику показателей физической подготовленности детей 7-11 лет следует рассматривать как своеобразную научную основу в разработке нормативов физической подготовленности. Это позволит каждому из занимающихся передвигаться по возрастным категориям более обоснованно и объективно.

О. Н. Демченко, БОУ "СОШ №63", г. Омск