Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Опыт профессионалов
  • Развитие интеллектуально – творческих способностей обучающихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие интеллектуально – творческих способностей обучающихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие интеллектуально – творческих способностей обучающихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Кто на себя глядит,

тот видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе, тот истинно велик.

Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование интеллектуальной, творческой, социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал.

Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей обучающихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интеллекта, интересов и склонностей к творческой деятельности.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться интеллектуально-творческим потенциалом подрастающего поколения.

Креативное мышление обучающихся в учебном процессе

Все выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного и нравственного развития. В отечественной и зарубежной педагогике разработаны различные теории обучения, затрагивающие проблему интеллектуально-творческого развития школьников. Так, Я. Л. Пономарев и А. З. Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, М. И. Махмутов и Л. М. Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Л. В. Занков, разработавший теорию развивающего обучения.

Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Поэтому на образовании лежит ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха не только в школе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, уже, будучи взрослыми.

Можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания интеллектуально-творческих способностей в школе.

  • Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт.
  • Проявляйте сами и цените юмор.
  • Чаще задавайте вопрос «а что, если?. . » – это позволяет проявить свободную фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность.
  • Поощряйте стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
  • Организовывайте ситуации, требующие творческого отношения.
  • Старайтесь избегать вопросов, на которые предполагается однозначный ответ: « да» или « нет».
  • Позволяйте учащимся делать ошибки. Недаром говорят, что на ошибках учатся, поскольку они представляют собой активный поиск решения.
  • Воспитывайте в учениках адекватное отношение к критике и похвалам со стороны окружения.
  • Учите школьников принимать и ценить собственное и чье-то еще творческое мышление и достигнутые результаты.

Развитие интеллектуально-творческого мышления обучающихся на уроках истории и обществознания

Как же построить учебную деятельность школьников, чтобы максимально раскрыть их интеллектуально-творческие способности? Важное условие успешного развития творческого мышления обучающихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроках истории и обществознания направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся:

  • умений анализировать,
  • синтезировать,
  • находить причинно – следственные связи,
  • обобщать,
  • делать выводы,
  • классифицировать,
  • сравнивать,
  • выделять главное.

Один из способов развития интеллектуально-творческого мышления обучающихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера.

К задачам творческого характера относят

  • проблемные задачи,
  • проблемные вопросы, ситуации и задания, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов.
  • организация работы с документально-методическим комплексом;
  • организация игрового обучения;
  • организация диалогового обучения.

Рассмотрим проблемный подход в обучении творчеству.

Изложение является проблемным, если оно "всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Это могут быть ситуации неожиданности, конфликта, несоответствия, неопределенности, предположения, выбора.

Решение проблемной задачи проходит несколько этапов.

1. Изучение условий задачи, сущности вопроса и выявление важнейших данных, которые можно использовать.

2. Создание общего плана действий, выдвижение гипотез.

3. Доказательство или опровержение, выбор методов решения задач.

4. Проверка правильности решения, сопоставлений результатов с исходными данными.

Выделено три уровня проблемности.

  • Первый уровень (проблемное положение) характеризуется тем, что все этапы решения проблемной задачи осуществляет сам учитель.
  • На частично-поисковом уровне отдельные этапы решения проблемной задачи осуществляют сами ученики.
  • На исследовательском уровне все этапы решения проблемной задачи осуществляет сам ученик. Учитель же определяет способы и приемы создания проблемной ситуации. К ним относятся столкновение учащихся с жизненными фактами, которые требуют теоретического осмысления.

Особой формой реализации исследовательского обучения выступает проектное образование. Учащиеся готовят различные виды проектов практического и исследовательского характера. В данном случае появляется проектный метод обучения. Проекты могут быть групповыми и индивидуальными, по форме реализации – рефератами, творческими и практическими работами. В процессе работы над проектом у школьников развиваются: коммуникативные, личностные, социальные, исследовательские способности.

Творческие задачи обычно содержатся в учебниках под знаком "звездочка". Они могут иметь различный характер. В задачниках для самостоятельной работы кроме репродуктивных задач также могут содержаться творческие, требующие использования нестандартного метода решения.

Проблемное обучение я использую на различных этапах урока. Перед изучением нового материала я ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового материала. Учитель может проводить целые уроки изучения нового материала в форме проблемного изложения. Начиная изучение нового материала, учитель выдвигает проблему, предлагает учебный материал и дает ориентиры для решения проблемы, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее "переоткрыть" (например, определить, в чем заключалась прогрессивность экономической политики правительства Петра I).

Проблемно-поисковый метод обучения нецелесообразно применять при изучении изобилующего фактами или нового сложного для учеников материала, а также при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с учениками.

Использование творческих заданий на уроках истории и обществознания

Вот уже несколько лет российские ученики проходят серьезные итоговые испытания в виде Единого Государственного экзамена. Контрольные измерительные материалы включают в себя классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, с открытым кратким ответом, а также задания с развернутым ответом, предполагающие различные виды деятельности: анализ источника, систематизация материала, представление общей характеристики, сравнение событий, явлений, анализ версий. Поэтому, при выполнении тестов ученикам необходимы навыки творческого мышления.

Для того чтобы работать с тестами, учителю необходимо знать, какие знания и умения по истории и обществознанию могут контролироваться такими заданиями.

1. Хронологические знания и умения.

а) Называть даты важнейших событий.

б) Соотносить год с веком, устанавливать последовательность событий.

2. Знание фактов.

а) Называть место, обстоятельства, участников, результаты.

б) Означать границы государств и представлять знания по исторической географии.

в) Знать достижения культуры и науки.

3. Умение анализировать.

а) Сопоставлять единичные исторические факты и общие явления

б) называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений

в) классифицировать исторические явления по указанному признаку

г) сравнивать исторические события и явления.

4. Знания понятий и терминов.

5. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

6. Знание и умение работать с историческими источниками.

а) Определять автора, время, время создания

б) находить необходимую информацию

в) сравнивать несколько источников

г) умение работать с исторической картой.

История Отечества традиционно считается важнейшей частью школьного курса исторической науки. Ясно, что чисто описательный стиль неуместен при изучении столь важного предмета. Школьникам надо дать возможность сравнивать мысли и дела предшественников со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению и в конечном счете – к сознательному научному моделированию бесконечного исторического процесса, который так бурно протекает в наши дни.

На уроках ребятам предлагается решить ряд оригинальных задач по отечественной истории, с учетом их возрастных особенностей. Вопросы эти, как правило, трудные и редко допускают однозначный ответ. Их обсуждение на уроках очень полезно: так дети и подростки достигают с помощью учителя наивысших доступных им вершин исторической мысли и познают на личном опыте вкус к научной работе. Иногда это приводит к неожиданным результатам.

Для групповой и индивидуальной работы может быть использован прием « кластер».

Этот метод помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:

  • написать ключевое слово или предложение на бумаге
  • записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме
  • выписывать можно столько идей, сколько захочется.

На уроках истории и обществознания большим успехом у учеников пользуется составление синквейна. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации. Так как в любой теме много ключевых понятий и терминов, то для более глубокого их понимания и используется синквейн.

Для погружения обучаю щихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций по ранее изученному или новому вопросу.

В течение урока для отработки какого-либо понятия обучающимся предлагается прием «корзина идей». Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме?

Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме.

Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями. Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары.

В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.

Прием « инсерт» или пометки на полях, особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях «v» – если информация им известна; «+» – информация, которая услышана впервые; «-» – сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; « ?» – то, что осталось непонятным.

На уроках обучающимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало:

  • кроссворды,
  • ситуация-сценка,
  • соцопрос,
  • анкетирование,
  • творческое перо,
  • анаграммы,
  • ролевые игры
  • письмо к… и так далее.

Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут обучающимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать интеллектуально- творческое мышление, повысить мотивацию и активность обучающихся на уроке.

Список литературы

1) Развитие креативных способностей в учебном процессе. Челябинск: Издательство Челяб. гос. унта, 2002

2) Система творческих заданий как средство развития творческих способностей школьников. Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. 2001.

3) Аванесов В. Г. Методологические и теоретические основы тестового контроля. Спб. ; 1994

4) Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М. , 2000

5) Лернер И. Познавательные задачи в обучении истории. – М. : Просвещение, 1968

6) Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве, Москва «Просвещение»,

7) Вяземский Е. Е. , Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. Практ. пособие. М. : Владос, 2000.

Климушкина Л. Г. Новое в преподавании истории. Познавательно-исследовательский комплект: "Методика учебного исследования". Пермь, 19

Л. Л. Соловьева, МКОУ "Самохваловская ООШ", Шатровский район, Курганская область