Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Учебно-воспитательные циклы в работе классного руководителя как средство социализации личности

Учебно-воспитательные циклы в работе классного руководителя как средство социализации личности


И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Толстой Л. Н.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в отдельных областях науки и техники, прочных "знаний, умений и навыков" в учебной деятельности, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинство, независимость в суждениях. Именно от этих умений и качеств во многом зависит успех человека и общества в целом в преодолении противоречивых условий социальной жизни.

В школе № 4 г. Белгорода педагоги уделяют значительное внимание воспитанию учащихся, совершенствованию воспитательной работы с детьми. Наличие в штате учебного заведения двух психологов и социального педагога позволяет расширить возможности и масштабы деятельности в данном направлении [6;27]. Расположение школы в центре города позволяет использовать в воспитательной работе с учащимися возможности городских культурных учреждений: театров, музеев, выставочных залов, кинотеатров, библиотек и других учреждений.

Актуальность опыта обусловлена тем, что изменения, происшедшие в последние 10 лет во всех сферах политической, экономической и социальной жизни Российского общества, породили многочисленные проблемы. Одна из наиболее актуальных – критическое осмысление перемен в социальной и духовной жизни, определение тенденций дальнейшего развития и содержания социального воспитания как контролируемого института социализации детей. Трудно переоценить роль семьи в процессе социализации личности. Но многие родители, занятые, в первую очередь, материальным обеспечением семьи, поглощенные решением своих личных проблем, зачастую отдаляются от ребенка и практически не занимаются воспитанием детей, предоставленных самим себе. Устранение семьи от воспитания детей, от процесса социализации – одна из основных проблем, стоящих перед образовательными учреждениями. Особенно эта проблема обостряется в условиях экономических кризисов.

Изучение уровня социальной адаптированности у учащихся 8-х классов в 2011-2012 учебном году с использованием «Методики для изучения социализированности личности учащихся», разработанной профессором М. И. Рожковым [2;64], показало следующие результаты:

· с одной стороны, учащиеся имеют высокий уровень (53%) социальной активности, то есть молодежь действительно является очень активной социальной группой;

· с другой стороны, учащиеся показали средние уровни нравственной воспитанности (70%), социальной адаптированности (57%) и автономности (53%).

Поэтому противоречие между высоким уровнем социальной активности молодежи (потребности что-то делать) и невысоким уровнем социальной адаптивности на фоне отстранения некоторых родителей от систематического участия в воспитательном процессе заставляет организовывать воспитательный процесс таким образом, чтобы воспитательное воздействие носило не эпизодический характер решения появляющихся проблем, а как бы органически вплеталось в систему учебно-воспитательной работы в целом, активизируя социальную деятельность личности.

Ведущая педагогическая идея опыта – способствовать успешной социализации личности школьника через использование учебно-воспитательных циклов.

Работа над темой опыта охватывает период с 2008-2009 по 2011-2012 учебные годы и является логическим продолжением участия автора в опытно-экспериментальной работе коллектива МБОУ «СОШ №4» по теме «Ценностно-ориентированный подход как фактор развития творческой личности школьника».

Диапазон опыта – воспитательная работа классного руководителя (классные часы и т. д. ), уроки истории, обществознания, экономики, права и внеклассная работа по предмету.

Новизна опыта заключается в рационализации планирования работы классного руководителя-предметника, то есть в использовании учебно-воспитательных циклов.

В последнее время особое внимание исследователей стало уделяться изучению проблем социального воспитания и социализации личности. Основываясь на теоретических положениях философских концепций развития личности Э. Берна, К. Г. Юнга, К. Янга и др. , и социально – психологических исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. В. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, современные исследователи (Л. В. Байбородова, А. А. Бодалев, Л. П. Буева, Б. З. Вульфов, М. С. Комаров, М. З. Ильчиков, Б. А. Смирнов, Т. В. Лисовский, А. В. Мудрик, М. И. Рожков Д. И. Фельдштейн и др. ). определили задачи, механизмы и факторы социализации человека на современном этапе развития российского общества, обосновали роль социального воспитания и образования в процессе социального становления.

По их мнению, система образования, конечно, не является единственным институтом, оказывающим влияние на социальное становление человека. Но именно на ней в настоящее время лежит большая ответственность за процесс интеграции индивида в социальную систему, освоение им знаний, социальных норм и культурных ценностей. Именно образовательные учреждения, аккумулируя в себе кадровые, материальные, методические ресурсы, рассматриваются как центр социокультурного поля, фокусирующего позитивные социальные воздействия на учащегося.

Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных явлений - социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Индентификация – это способ принятия ценностей, норм, образцов поведения в обществе как свои собственные.

В основу современных подходов к определению социализации и социального становления детей положены исследования А. В. Мудрика, который рассматривает социальное становление как процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемой в специально созданных воспитательных организациях. Основными механизмами и факторами социализации личности А. В. Мудрик считает семью и ближайшее окружение, различные социальные институты, субкультуру общения и межличностного взаимодействия личности. Результативность (социализированность) личности рассматривается как сформированность черт, задаваемых статусом личности и требуемых в данном обществе: конформность индивида к социальным предписаниям, развитие определенных качеств, которые фиксируются понятиями "социальная зрелость", интеллигентность, трудолюбие, профессиональная, политическая и мировоззренческая зрелость. Социальное становление происходит в результате семейного, религиозного и социального воспитания, роль и значение которых в различных типах общества неоднозначны.

В содержательном определении социальное становление – процесс постоянного физического, психологического и социального роста ребенка, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, которое происходит в постоянно расширяющихся сферах деятельности и социальных контактов со сверстниками, другими детьми, взрослыми.

Задачи социального становления детей определяются как задачи социализации ребенка на каждом из возрастных этапов и исходят из социального заказа общества, состоящего из запросов самих детей и их родителей , а также из потребностей различных организаций, учреждений и предприятий. На каждом возрастном этапе развития личности А. В Мудрик выделяет следующие группы задач: естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этане определенного уровня физического и сексуального развития, имеющие определенные нормативные различия для тех или иных религиозно-культурных условий; социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждою возрастною этапа в конкретном социуме в определенный период ею истории; социально -психологические задачи трактуются как становление самосознания личности и, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения [8].

В основе опыта лежат два теоретических положения: во-первых, принцип личностно-ориентированного воспитания, содействия становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, развитию их творческих способностей [4]; во-вторых, концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса Бабанского Ю. К. [1], так как в ней рассматривается очень актуальная сегодня проблема оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся [5;10]:

– комплексное планирование учебно-воспитательной работы;

– выбор оптимального сочетания методов, форм и средств обучения;

– дифференцированный подход к учащимся.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель опыта: создание условий для социализации личности школьника через использование учебно-воспитательных циклов.

Задачи опыта:

  • формирование у учащихся совокупности социальных знаний, способности к передаче социальной информации, интереса к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме;
  • интенсификация участия в социально-значимой деятельности;
  • воспитание социально адекватной нормативности поведения;
  • помощь учащимся в творческой актуализации собственного опыта.

Эффективным решением поставленных задач может являться проведение циклов учебно-воспитательных мероприятий объединенных общей темой. Цикл – законченный ряд чего-либо излагаемого («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).

Тема цикла и входящих в него мероприятий и уроков определяется учителем и объявляется учащимся заранее. В старших классах ребята могут сами предлагать мероприятия в тематический цикл. Учащимся предлагается выбрать то мероприятие цикла, в котором они хотели бы участвовать. Более пассивных детей учитель привлекает сам.

Не стоит путать данную организацию учебно-воспитательной работы с КТД, который является очень популярным при проведении воспитательных мероприятий и не имеет выхода на уроки.

Структура учебно-воспитательного цикла

id11054 id11054 id11054 id11054 id11054Урок (история, экономика, обществознание)

Внеклассная работа

по предмету

Воспитательная работа

Урок

(учебная деятельность)

Внеклассная работа

Классный час

Тема учебно-воспитательного цикла «Жизнь, похожая на легенду» (посвящается Василию Ерошенко), 11 класс

-использование накопленного материала на уроке истории по теме «Культура России в первой половине XX века»

-экзаменационный реферат по данной теме

-изучение литературы по теме (исследовательская работа)

-выступление учащихся в классах школы по данной теме

– посещение библиотеки имени В. Ерошенко в Белгороде

«Белгородский край в период фашистской оккупации»

(посвящается 65-летию Курской битвы), 9 класс

-использование накопленного материала на уроках истории по темам: «Партизанское движение в период Великой Отечественной войны на примере Белгородского края» и «Курская битва»

-изучение темы «Новый режим в Белгороде в период оккупации»;

-посещение экспозиции музея-диорамы «Детство, опаленное войной»

-встреча с бывшей узницей фашистских концлагерей;

– классный час «Война в истории семьи»;

-приглашение работника Белгородского литературного музея с выступлением по теме «Голос героической души: война в произведениях белгородских литераторов»

«Кем быть?» (проблема выбора профессии учащимися старших классов)

(приложение 1 )

-рассмотрение темы «Рынок труда» на уроке экономики

встреча со специалистами Белгородского городского центра занятости

– классный час-диагностика «Кем быть?»

– творческая работа учащихся класса по теме

«Символ успешной профессиональной деятельности»

-родительское собрание «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»

Представленный опыт работы может быть успешно использован учителями других предметов, например, цикл учебно-воспитательных мероприятий, посвященных Году семьи

11 класс

Учитель – Михайлевская Е. А.

7 класс

Учитель – Ткаченко М. А.

Октябрь

Обсуждение на уроках обществознания следующих вопросов:

– Тенденция уменьшения числа детей в семье и возможные пути решения проблемы (тема «Демографическая ситуация в России и в мире»)

– Тенденция более широкого вовлечения женщин в различные сферы общественной жизни (тема «Семья и брак как социальные институты»)

Ноябрь

- Экспериментальная методика изучения объяснения школьниками факторов собственного развития с целью выявления степени значимости влияния семьи как фактора воспитания

– выполнение учащимися творческой работы (эссе) по теме: «Роль семьи в воспитании ребенка».

Октябрь

- Анкетирование учащихся по теме «Моё общение».

Ноябрь 2007

– Классное родительское собрание

«Наши мамы – лучше всех».

– Классный час «Взаимоотношения

с родителями»

Внеклассное мероприятие «Ослабление воспитательного потенциала семьи: есть ли выход из проблемы?» (приложение 2 )

Декабрь

– Обсуждение на уроках права тенденции роста числа гражданских браков (тема «Семейное право»)

Январь-февраль

– «Роль семьи в развитии моральных качеств человека» (проведение социологического опроса по теме; оформление результатов; организация классного часа по итогам опроса)

Март

– классный час «Я верю, что все женщины прекрасны» (для мам, сестер и бабушек)

Май

– классный час, посвященный 65-летию Курской битвы «Война в истории семьи»

– подведение итогов работы выпускного класса по теме

«2008 год – Год семьи»

Декабрь

– Классный час «Остров семейных сокровищ» ролевая игра-путешествие. Анкетирование родителей по теме «Мой ребенок, какой он?»

Февраль

– Классный час «Семейный отдых и развлечения»

Март-апрель

– Классный час «Основные законы бесконфликтного существования»

Май

– Экскурсия учащихся и родителей в весенний лес.

– Проведение праздника «День Именинника».

Богатый материал для организации учебно-воспитательных циклов дает краеведческий материал. Почему именно краеведение? Преимущества изучения краеведения (локальной истории) рассматривались в методической литературе еще в 30-50-е годы и могут быть сведены к следующим положениям [3;40]:

– познание истории родного края, его традиций имеет исключительно важное значение в формировании личности, гражданственности

и патриотизма; является основой для нравственного воспитания;

– локальная история представляет учащимся материал из их непосредственного окружения и опыта и посредством него способствует ознакомлению с методами исторического исследования и помогает формировать историческое сознание;

– локальная история обеспечивает наилучшую основу для активных методов обучения и воспитания;

– локальная история предлагает гуманистический подход к изучению мира, она может быть эффективно скоординирована с местной географией и курсами граждановедения;

– локальная история предлагает реалистичный путь введения в социальную и экономическую историю на национальном, европейском и мировых уровнях.

Может возникнуть вопрос: какая связь между проблемой социализации и краеведением? На этот вопрос дает ответ результат опроса 61 учащегося 11-х классов гимназии № 4 по теме «Место Вашей будущей работы» (декабрь, 2009 года). Были даны следующие ответы:

– скорее всего в Белгороде или Белгородской области – 72%;

– скорее всего вне Белгородской области – 23%;

– скорее всего за пределами государства – 5%.

Таким образом, большинство будущих выпускников собираются реализовать свои возможности в Белгородском крае. И это радует!

Использование учебно-воспитательных циклов обеспечивает целостное построение всей системы воспитательной работы, которая предполагает активную деятельность и взаимодействие всех субъектов воспитания, четкое планирование их взаимодействия, умелое распределение функций, взаимосвязь всех основных компонентов воспитательного процесса (задач, содержания, методов, форм, средств воспитания и анализа его результатов), создание благоприятных условий для воспитания. Предполагается преемственность в воспитании на всех его этапах, обеспечение одновременного комплексного решения всех задач воспитания. В результате происходит:

· формирование и расширение воспитательной среды, каждый компонент которой способствует социализации детей;

· становление и развитие взаимовыгодного социального партнёрства между школой, жителями, организациями, предприятиями для расширения школьных проблем воспитания и обучения;

· повышение социальной значимости школы и её востребованности как гражданского института;

· обеспечение общественно-ориентированного и личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании;

· организация воспитательного процесса на диагностической основе.

· развитие личности каждого ребёнка, его индивидуальности, творческих возможностей и потребностей;

· формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной, природной, культурной среде;

· формирование осознанной принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов.

· развитие общественной активности.

Представленный опыт также основывается на использовании следующих воспитательных технологий:

-групповая проблемная работа: работа со словесным поведением школьников в проблемной ситуации, т. е. организация общения, направленного на внешний предмет, например, выработка групповых норм общения;

-диалог «педагог-воспитанник»: проведение индивидуальной воспитательной работы; оказание педагогической помощи конкретным учащимся.

- технология КТД: коллективное целеполагание, планирование, подготовка, проведение и анализ мероприятий.

Отличительной чертой реализации опыта является тесное взаимодействие с психологической службой школы: совместное с педагогом-психологом изучение коллектива класса, выявление проблем, поиск коррекционных мер.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Результативность опыта заключается:

  1. В личностном развитии учащихся класса

1. 1. Повышение уровня социальной адаптированности учащихся («Методика для изучения социализированности личности учащихся», разработанная профессором М. И. Рожковым)

1. 2. Положительная динамика уровня воспитанности (методика доктора педагогических наук Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»).

  1. Повышение социальной активности учащихся класса – участие в социальных проектах, акциях и конкурсах, например:

Важным фактором социального становления детей является конкретная социально и лично значимая деятельность. Человек должен научиться нести ответственность за свои решения, отвечать за свои действия и извлекать уроки из опыта, полученного в жизни, на уроках, на классных часах. Учебно-воспитательные циклы создают хорошие условия для повышения эффективности процесса социализации. Ведь еще великому русскому писателю Л. Н. Толстому принадлежат слова: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Библиографический список

1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1982. – 192 с.

2. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

3. Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе: Практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.

4. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М. : АПКиПРО, 2002. – 24 с.

6. Ценностно-ориентированый подход как фактор развития творческой личности школьника (Педагогический опыт в современной школе): Сборник научных трудов / Под ред. проф. Ф. И. Собянина, Э. В. Левченко. – Белгород: Издательство «Логия», 2005. – 184 с.

7. Мудрик, А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. Для учащихся. – М. : Просвещение, 1990. – 191 с.

8. Мудрик А. В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. Вып. 3. -М. , 1995. С. 54-57.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Приложение № 1 – Сценарий мастер-класса по теме «Работаем с классом: помощь школьникам в профориентации» (классный час-диагностика «Кем быть?»).

2. Приложение № 2 – Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию «Ослабление воспитательного потенциала семьи: есть ли выход из проблемы?».

Е. А. Михайлевская, МБОУ "СОШ № 4", г. Белгород