Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Учебно-воспитательные циклы в работе классного руководителя как средство социализации личности. Приложения

Учебно-воспитательные циклы в работе классного руководителя как средство социализации личности. Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНКУРС «СОВРЕМЕННЫЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»

Сценарий мастер-класса по теме

«Работаем с классом: помощь школьникам в профориентации»

(классный час-диагностика «Кем быть?»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мастер-класс по теме «Работаем с классом: помощь школьникам в профориентации» (классный час «Кем быть?») предназначен для учащихся 11-х классов, для которых ведущей деятельностью является познавательная, а центральное новообразование – профессиональное самоопределение.

Цель мастер-класса заключается в создании условий для:

– выявления склонностей учеников к различным видам человеческой деятельности;

– обеспечения готовности учащихся 11-х классов к профессиональному самоопределению;

– формирования у учащихся убежденности в том, что благодаря силе воли, желанию можно развить свои способности и добиться в своей профессии хороших результатов.

Задачи мастер-класса:

– обогащение сознания учащихся знаниями о современном обществе и роли человека в этом обществе;

– усвоение детьми умений и навыков практической деятельности по самопознанию;

– содействие становлению и проявлению профессиональной субъективности и индивидуальности учащихся.

В основе отбора материала в соответствии с целями и задачами мастер-класса лежит принцип личностно-ориентированного воспитания, содействия становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, развитию их творческих способностей, поэтому форма проведения – классный час-диагностика. Диагностический материал позволяет обучить воспитанников познанию себя, самоанализу, составлению программ самовоспитания и саморазвития, включению учащихся в процесс самоопределения и самосовершенствования своей личности. Преобладающий метод организации деятельности – диалогический (интерактивный), акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка:

– обсуждение результатов диагностики («Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии», психологический тест «Насколько вы волевой человек?» и «Тест на профессиональную ориентацию»);

– обсуждение материалов учебного электронного издания (тема «Ваши способности в вашей власти»);

– обсуждение фильма-интервью «Уроки нравственности с Альбертом Лихановым. Ирина Роднина: упорство».

В процессе проведения мастер-класса используются информационные технологии: во-первых, мультимедийная презентация «Кем быть?»; во-вторых, материалы учебного электронного издания «Обществознание» (практикум), разработанного ведущими специалистами лаборатории Обществознание» РАО под руководством академика РАО Л. Н. Боголюбова, что позволяет связать учебную деятельность и воспитательную работу, сделать более практически значимым учебный материал.

Оборудование: ПК, проектор, экран, магнитная доска и набор магнитов, телевизор и видеомагнитофон, плакаты по теме «Кем быть?», диагностический материал на каждой парте, кружки из цветной бумаги для коллективной работы.

Ожидаемый результат: освоение учащимися элементарных навыков познания себя в сфере профессиональной деятельности, формирование убежденности в необходимости постоянного самовоспитания и саморазвития; включение учащихся в процесс самоопределения и самосовершенствования своей личности как важного фактора реализации своих способностей и достижения успеха в профессиональной деятельности в целом. В ходе данного мастер-класса у учащихся развивается умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым (коммуникативная компетентность), умение оценивать свои возможности, способность к самоопределению и саморазвитию (автономизационная компетентность).

В качестве критериев оценки результативности классного часа с точки зрения личностно-ориентированной технологии выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, комфортность и активность их участия в классном часе.

Решение всех перечисленных задач следует связывать не только с одним данным классным часом, а с продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу, внеклассному мероприятию, родительскому собранию отводится определенное место и роль:

Представленный план работы с 11-А классом на 2007-2008 учебный год является частью целостной системы профессиональной ориентации учащихся старших классов. Данная система отрабатывается на практике с 2000 года и включает в себя как классные часы и урочную деятельность, так и различные формы организации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время (социологические опросы, исследовательские работы, подготовка и представление компьютерных презентаций, использование Интернет-ресурсов, изучение периодической печати, подготовка рефератов, встречи со специалистами, участие в конкурсах). Цель данного направления учебно-воспитательной работы – подготовить учащихся к выбору будущей профессии, познакомить с особенностями регионального рынка труда. Концепция модернизации образования России, принятая 29 декабря 2001 года, одним из условий повышения качества общего образования называет «усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся». Кроме того, в целом образование должно быть более ориентировано на рынок труда и требования социально-экономического развития страны.

– Теоретический материал по теме «Система профессиональной ориентации учащихся старших классов» был награжден в сентябре 2007 года Дипломом III степени на Первом Всероссийском конкурсе «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях».

– Проект учащихся «Изучение рынка труда города Белгорода» опубликован в библиотеке сообщества «НОУ-ХАУ» на портале «Сеть творческих учителей» www. it-n. ru.

Сценарий мастер-класса

Классный час-диагностика «Кем быть?»

Перед началом классного часа создается эмоционально-комфортная атмосфера для общения: учащимся предлагается выбрать, как они хотят сидеть (традиционно за партами или круговая посадка). В данном случае учащиеся решили остаться за партами, чтобы было удобнее смотреть мультимедийную презентацию и документальный фильм.

Классный руководитель:

Здравствуйте, ребята! По-моему, вопрос, заданный поэтом Маяковским много лет назад, особенно актуален сегодня: в старших классах выбор профессии становится необходимостью и реальностью. Этот выбор в ранней юности – один из важнейших. Поэтому тема классного часа «Кем быть?». Ребята, можете ли вы перечислить все профессии, которые существуют в современном мире? (учащиеся с места отвечают, что, конечно, нет) Если мы не можем изучить все профессии для себя, то … нам остается изучить себя для выбора профессии! Это и будет целью нашей встречи! На нашем классном часе присутствует заместитель директора школы по УВР Зубова Татьяна Михайловна.

Обратите внимание на это фото: кажется, что совсем недавно вы пришли в пятый класс. Именно тогда вы написали мини-сочинение на тему «Моя будущая профессия». Посмотрите, о каких профессиях вы мечтали:

С тех пор прошло шесть лет. Выбрать профессию действительно трудно. Готовы ли вы к осознанному выбору профессии сегодня? Перед вами опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии. Вам предлагается ответить на вопросы анкеты и подсчитать результаты.

Учащиеся работают с опросником, подсчитывают результат и закрепляют цветные магниты на магнитной доске в соответствии с полученными данными так, чтобы получилась импровизированная диаграмма (фото ниже).

Классный руководитель – очень приятно, что большинство из вас уже практически готовы к выбору профессии, но всего один из вас продемонстрировал высокую степень готовности. Значит, наш классный час будет очень актуальным и полезным! Какие факторы влияют на выбор будущей профессии? Социологи выделяют следующие основные факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассниками: способности (склонности), мнение родителей (и окружающих), мода (престиж) и будущая заработная плата. Согласны ли вы с мнением специалистов?

Учащиеся закрепляют на доске кружки фиолетовой бумаги, выделяя по два фактора, влияющих, по их мнению, больше всего на выбор профессии (фото).

Каждый ученик кратко поясняет причину своего выбора:

способности – 17

– мода и престиж – 1

– мнение родителей – 1

– будущая зарплата – 9

Классный руководитель – Наибольшее количество голосов приходится на фактор «способности». Поэтому давайте поговорим о способностях подробнее! Внимание на экран …

На данном этапе используется прием коллективного обсуждения материала учебного электронного издания «Обществознание» (практикум), разработанного ведущими специалистами лаборатории Обществознание» РАО под руководством академика РАО Л. Н. Боголюбова: тема «Ваши способности в вашей власти»:

– что такое способности;

– виды способностей;

– выдающиеся способности (на примере Леонардо да Винчи);

– вундеркинды (Моцарт, Грибоедов, Винер);

– споры о происхождении способностей (божественный дар, наследственность, труд и упорство).

Классный руководитель – выбирая себе профессию, молодые люди часто не представляют себе то, насколько они сами пригодны для этой профессии, так как они считают свою пригодность чем-то само собой разумеющимся. А некоторые думают об этом долго и мучительно. Но нередко их выводы не соответствуют действительности, так как у них может быть неправильное представление о самих себе. Итак, профессий много. Знать их все невозможно. Точно определить свою годность к той или иной профессии тоже трудно. Так как же быть? Для начала попытайтесь определить, какая сфера человеческой деятельности наиболее для вас привлекательна. Для какой сферы есть необходимые задатки, способности? Вам предлагается выполнить задания теста на профессиональную ориентацию.

Учащиеся работают с тестом.

Классный руководитель – Какие результаты вы получили?

Учащиеся озвучивают результаты тестирования:

– какие высказывания, по их мнению, наилучшим образом характеризуют характер;

– какие профессии рекомендует им тест на профессиональную ориентацию;

– а главное … думал ли кто-нибудь выбрать именно ту профессию, которую рекомендует им тест на профессиональную ориентацию.

Классный руководитель – Жизнь может внести самые неожиданные коррективы в состоявшееся решение. В одной из московских школ проводили «Вечер инженера» и когда гости, заканчивая свои сообщения, говорили, что счастливы, все видели, понимали – это именно так! Но 9 из 12 приглашенных родителей вовсе не собирались стать инженерами. Более того, пятеро страстно стремились попасть в другие вузы, получить другую специальность. Оказывается, пригодность человека к профессии не есть что-то всегда от природы данное. Способности человека вообще развиваются лишь в процессе профессиональной деятельности. Открою секрет: когда-то я мечтала работать следователем в органах внутренних дел. Просто я любила смотреть детективы и фильмы про милицию. Но оказалось, что быть учителем и классным руководителем – мое призвание! Когда человек начинает осознавать свое призвание? Какую роль играют обстоятельства или случай? Достаточно ли одних способностей, чтобы стать истинным профессионалом своего дела? От чего вообще, может зависеть профессиональный успех?

Проследим, что об этом говорит многократная чемпионка мировых и олимпийских игр по фигурному катанию Ирина Константиновна Роднина. Посмотрите, пожалуйста, фильм-интервью «Уроки нравственности с Альбертом Лихановым» и попробуйте ответить на вопрос: от чего, по мнению Ирины Родниной, зависит профессиональный успех?

Учащиеся смотрят фильм-интервью проекта «Уроки нравственности с Альбертом Лихановым. Ирина Роднина: упорство». После просмотра организуется обсуждение поставленного перед просмотром вопроса: от чего зависит профессиональный успех? По фильму можно выделить следующие факторы:

– необходимо делиться с людьми тем, что умеешь делать, нести окружающим свой талант;

– необходимо постоянно стремиться к достижению чего-то нового, лучшего;

– необходима поддержка близких людей;

– необходимо проявлять упорство и силу воли.

Классный руководитель – когда Ирине Родниной приходилось проявлять силу воли и упорство?

Учащиеся называют следующие примеры:

– во время тренировок отработка элементов «до самоистязания»;

– когда в детстве приходилось вставать рано на тренировки;

– после падений необходимо было повторять все сначала;

– после ухода из большого спорта надо было найти дело, которое увлекло, где бы человек почувствовал нужность, необходимость в себе.

Классный руководитель – Можно повторить ваш вывод: без трудолюбия, целеустремленности, без приложения воли трудно чего-либо добиться, даже имея большой талант. Существует даже мнение, что «гений – это 1% вдохновения и 99% пота». А насколько вы волевой человек?.

Учащиеся отвечают на вопросы теста, но результаты вслух не обсуждаются.

Классный руководитель – Если результаты теста вам не очень понравились, то у вас есть еще время поработать над своим характером! Наличие таланта, «развитой природной склонности», еще не является залогом успеха. Талант как драгоценный камень дорог и редок, но чтобы он стал цениться гораздо больше, его нужно обработать, придать ему форму, а для этого необходимо много трудиться, проявляя волю к успеху! Ведь «Человек только там удовлетворяет других, где он удовлетворяет самого себя, лишь там он чего-то добивается, где сам верит в свои силы» (Людвиг Фейербах).

К родительскому собранию, которое состоится 20 декабря, давайте подготовим выставку творческих работ по теме «Символ успешной профессиональной деятельности». Ваши творческие работы могут быть индивидуальными или групповыми. Родителям будет очень интересно узнать ваше мнение!

Давайте вспомним цель классного часа и подведем итоги нашей встречи: что вы сегодня попытались узнать о себе нового? Перед вами небольшие листы бумаги, где написано «Сегодня я о себе: (а) не узнал(а) ничего нового; (б) узнал(а), что ………». Выберите свой ответ». Надеюсь, то, что вы узнали, вам пригодиться в жизни, хотя бы немного!

Учащимся дается 1-2 минуты, заполненные листки бумаги складываются в конверт (п

Классный руководитель – Спасибо всем за участие в обсуждении, а следующий раз мы поговорим о …

Использованная литература

1. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

2. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

3. Михайлевская, Е. А. Использование краеведческого материала для развития познавательного интереса учащихся / Е. А. Михайлевская // Ценностно-ориентированый подход как фактор развития творческой личности школьника (Педагогический опыт в современной школе): Сборник научных трудов / Под ред. проф. Ф. И. Собянина, Э. В. Левченко. – Белгород: Издательство «Логия», 2005. – С. 69-76.

4. Мудрик, А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. Для учащихся. – М. : Просвещение, 1990. – 191 с.

5. Прикладная экономика: Учебное пособие для учащихся старших классов: Пер. с англ. – М. : ПРИН-ДИ, 1995. – 240 с.

6. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии. М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 320с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

7. Уроки нравственности: Книга для учителя. – М. : ООО «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2004. – 256 с.

Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (подготовлен профессором В. Б. Успенским).

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое мнение или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора – материальные интересы.

3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.

4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.

6. если Вам не удается получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.

7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.

23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

Обработка и интерпретация результатов: поставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

1) 1, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23…

2) 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24…

Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0 – 6 баллов – неготовность;

7 – 12 баллов – низкая готовность;

13 – 18 баллов – средняя готовность;

19 – 24 балла – высокая готовность.

Психологический тест «Насколько вы волевой человек?»

(«ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ»)

1. Способен ли ты, если надо, встать утром с постели, как бы рано это ни было?

2. Каждое ли утро ты делаешь зарядку?

3. Стремишься ли ты соблюдать режим дня?

4. Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на занятиях не отвлекаться и делать то, что требуется?

5. Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает занятия, мешает на них другим?

6. Всегда ли ты выполняешь домашнее задание, пусть даже не самостоятельно?

7. Читаешь ли ты дополнительно рекомендованную литературу, если это делать не обязательно?

8. Выпоняешь ли поручение, которое тебе не совсем приятно?

9. Попав в конфликтную ситуацию, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не сделать?

10. Способен ли без напоминаний принимать лечение по предписанию врача?

11. Есть ли у тебя дни или часы, в которые любишь заниматься одним и тем же делом?

12. Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это не интересно, доведешь ли начатое до конца?

13. Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?

14. Всегда ли выполняешь свои обещания?

15. Регулярно ли анализируешь свое поведение, поступки и делаешь из этого для себя определенные выводы?

«ДА» – 2 очка

«НЕТ» – 0 очков

«НЕ ЗНАЮ» – 1 очко

Если набралось от 22 до 33 очков – с силой воли все в порядке! Человек вы волевой, на вас можно положиться, не подведете!

Если набралось от 13 до 21 очков, сила воли развита средне. Если чувствуете, что иначе нельзя, вы действуете должным образом, но если увидите, что чего-то можно и не делать, то не станете за это браться. Если вам поручают что-то, вы выполняете, но по своей инициативе лишние обязанности на себя не берете.

Если набралось 12 и менее очков, то с силой воли у вас неблагополучно. Делаете лишь то, что легче и интереснее. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны и попытайтесь хоть что-то изменить. И не сомневайтесь, вы станете более волевым человеком!

Выбор профессии: тест на профессиональную ориентацию

Если приведенные ниже высказывания хорошо передают ваш характер, обведите кружком соответствующие буквы. Вы можете поставить столько кружков, сколько сочтете нужным, но стремитесь ограничить свой выбор только теми высказываниями, которые подходят вам больше всего.

А. Я люблю командные виды спорта.

Б. Кроссворды увлекают меня.

В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.

Г. Мне нравится говорить по телефону.

Д. Я машинально рисую картинки в записных книжках.

Е. Я интересуюсь всем, что меня окружает.

А. Мне нравится работать руками.

Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.

В. Я бы предпочел работать на себя, чем на кого-то другого.

Г. Мне нравится помогать людям.

Д. Я люблю использовать свое воображение.

Е. Я неплохо разбираюсь в естественных науках.

А. Я умею обращаться с инструментами.

Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.

В. Я предпочитаю работать не в одиночку, а в коллективе.

Г. Я не стесняюсь высказывать своего мнения.

Д. Я люблю модно одеваться.

Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.

А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении.

Б. Математика – это то, что я знаю лучше всего.

В. Я предпочитаю участвовать в представлении, а не наблюдать за ним.

Г. Я спрашиваю совета при решении возникших проблем.

Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно.

Е. Меня интересует природа.

А. Мне нравятся домашние животные.

Б. Мой почерк четкий и разборчивый.

В. Я хотел бы сделать политическую карьеру.

Г. Я веду дневник.

Д. Я предпочитаю работать самостоятельно.

Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.

Подсчитайте, сколько раз вы обвели каждую букву: если вы обвели одну и ту же букву четыре и более раз, то вы можете выбрать профессию, родственную тем, что приведены на следующей странице под этой буквой. Если вы ни одну букву не обвели хотя бы четырежды, ваши интересы находятся на стадии развития.

Группа А. Возможно, вы умеете обращаться с инструментами. Может быть, вам нравится садоводство. Возможно, недавно вы сделали книжную полку или оборудовали комнату для установки стереосистемы. Может быть, как раз сейчас вы работаете над очередным проектом. Такие дарования нужны для многих профессий. Вы должны поближе познакомиться с теми профессиями, где нужно работать практически:

Инженер-строитель

Фермер

Строитель

Садовод-декоратор

Тренер

Ветеринар

Подрядчик

Летчик

Плотник

Группа Б. Наверное, вам уже не раз приходилось подсказывать другим людям, где они забыли свои ключи или очки. Решение математических задач представляет для вас увлекательную, а не рутинную работу. Может быть, друзья обращаются к вам за помощью на лабораторных занятиях или одалживают ваши конспекты, готовясь к экзамену. Вам может нравиться вести спортивную статистику, играть в карты, шашки или шахматы. С такими интересами вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определенных организаторских способностей и детального анализа:

Программист

Авиационный инженер

Финансовый аналитик

Бухгалтер

Банкир

Библиотекарь

Медицинский техник

Группа В. Вы, наверное, уже знаете, что способность убеждать людей составляет одну из ваших сильных черт характера. Может быть, вы – староста в классе, или один из тех, кого обычно делают ответственным за какое-либо классное мероприятие. Может быть, вы такой человек, который, работая в коллективе, может перепоручить товарищам выполнить часть своей работы. С такими способностями у вас есть шансы преуспеть в профессиях, где требуется руководить, убеждать, распоряжаться и давать указания:

Предприниматель

Продавец

Директор школы

Военнослужащий

Управляющий отелем

Специалист по работе с кадрами

Адвокат

Политик

Группа Г. Возможно, вы часто принимаете добровольное участие в классных мероприятиях. Может быть, вы работаете на общественных началах в вашей школе или церкви. Возможно, вы тратите массу времени на телефонные разговоры с друзьями. Или вам нравится подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься командными видами спорта. С такими интересами вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общение с людьми:

Учитель

Репортер

Медсестра

Врач

Социальный работник

Психолог

Рекламный агент

Начальник офиса

Группа Д. Может оказаться, что вам нравится рассказывать анекдоты и забавные истории. Может быть, вы ведете дневник, в который записываете все, что случается, и то, как вы к этому относитесь. Вероятно, вам нравится читать и мечтать при этом. Возможно, друзья обращаются к вам с просьбами помочь в выборе одежды или придумать поздравление ко дню рождения. С такими задатками и интересами вы можете подумать о профессии, в которой важны творчество и оригинальность:

Актер

Писатель

Фотограф

Художник

Дизайнер

Хореограф

Музыкант

Архитектор

Группа Е. Вам, наверное, известны собственные способности чинить разные вещи или разбирать их, чтобы узнать, как они устроены. Возможно, вам нравится биология. Может быть, ваша любознательность заставляет вас постоянно искать ключи к разгадке стоящих перед вами задач. Может быть, вам нравится бывать в новых местах, узнавать новые для себя вещи. С такими интересами вы, вероятно, захотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности:

Ученый-естествоиспытатель

Психиатр

Специалист по маркетингу

Детектив

Профессор

Юрист среднего звена

Медик-исследователь

Инженер-механик

Инженер-электротехник

Итоги рефлексии «Сегодня я о себе: (а) не узнал(а) ничего нового;

(б) узнал(а), что ………».

На классном часе присутствовало 19 человек. Были получены следующие ответы:

А) не узнали ничего нового – 15%

Б) узнали – 85%; из них узнали, что, оказывается:

– имеют способности к определенному виду деятельности – 24%

– не очень хотят поступать в то учебное заведение, в которое им советуют родители и теперь поняли, почему – 5,3%

– имеют низкий уровень готовности к выбору профессии – 10,5%

– имеют слабую силу воли – 21, 6%

– имеют высокий уровень силы воли и довольны этим – 29%

– все, что о себе узнали – большая новость – 9,6%

Диаграмма «Узнали, что оказывается …»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОНКУРС ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ «МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ-3»

НОМИНАЦИЯ «ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,

ПОСВЯЩЕННОЕ ГОДУ СЕМЬИ»

Авторы

Михайлевская Елена Александровна – учитель истории и обществознания, классный руководитель 11 класса

Ткаченко Мария Александровна – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7 класса

Внеклассное мероприятие по обществознанию

«Ослабление воспитательного потенциала семьи: есть ли выход из проблемы?»

Цели мероприятия – создание условий для:

– осознания учащимися ценности изучаемой темы, социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

– для развития у школьников качеств полемиста, собеседника, владеющего приемами доказывать и аргументировать свою точку зрения;

– воспитания уважения к семейным традициям и непреходящим жизненным ценностям.

Оборудование

– на каждом столе: раздаточный материал для участия в работе

– видеопроектор и ПК

– мультимедийная презентация к мероприятию

При подготовке и организации внеклассного мероприятия использовалась методика Гражданский Форум [5;5]. Применение методики Гражданский Форум помогает педагогам решать ряд задач:

  • это форма общественного обсуждения, которая способна продвигать школьников на первую ступеньку гражданского участия, приобщать к политическому процессу. Форум – это способ преодоления безразличия, пассивности к тем общественным процессам, которые затрагивают жизнь каждого человека. Благодаря этому, у ребят формируется собственный взгляд на сложные проблемы внутри страны;
  • методика учит мыслить в масштабах интересов всего общества, анализировать, выявлять преимущества и недостатки того или иного подхода, задумываться о последствиях;
  • форум призывает к терпимости, сопереживанию, взаимопониманию, значит, имеет большие возможности в нравственном воспитании молодежи;
  • дискуссия такого типа – это путь к объединению людей, который помогает в выработке реальных совместных действий для решения проблем, а так же в том, чтобы почувствовать себя частью общества.

ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

(Звучит музыка, учащиеся и гости занимают свои места. Под музыку учитель читает стихотворение)

Учитель: Всё начинается с семьи…

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Все начинается с семьи…

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…

Всё начинается с семьи…

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи…

Дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятии, посвященном Году семьи. Давайте с вами закроем глаза и представим себя на многолюдной улице. Вы идете по тротуару, а навстречу вам толпа людей. Представили? Откройте глаза, свои ощущения выразите одним словом (ответы участников). Закройте, пожалуйста, ещё раз глаза. Представьте себе следующую ситуацию: вы дома, вечер, вся семья собралась в зале, все с нетерпением ждут начала любимого кинофильма. Откройте глаза, свои ощущения выразите одним словом (ответы участников).

– Скажите, где вам больше понравилось находиться? (ответы учащихся)

– Замечательно, ведь на сегодняшнем занятии речь пойдет о семье.

Наши гости:

– специалисты Центра социальной помощи семье и детям Губанова Наталья Сергеевна и Закаморная Маргарита Анатольевна

– студент Белгородской Православной Духовной семинарии Якуба Юрий Иванович

– педагог-психолог школы № 4 – Ройченко Татьяна Ивановна

– учащиеся 7 класса

15 июня 2007 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года семьи». Давайте ознакомимся с его содержанием:

Указ «О проведении в Российской Федерации Года семьи»

Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, постановляю:

1. Провести в 2008 году в Российской Федерации Год семьи.

2. Образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года семьи.

Назначить председателем организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года семьи Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д. А.

3. Председателю организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года семьи в 2-месячный срок утвердить состав организационного комитета.

4. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок утвердить разработанный организационным комитетом по проведению в Российской Федерации Года семьи план основных мероприятий с указанием объемов и источников их финансирования.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить соответствующие мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года семьи, уделив особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Среди учащихся школы был проведен опрос, целью которого являлось выяснение степени значимости родителей (семьи) как факторов, влияющих на их развитие. Было опрошено 65 учащихся 10-11 классов и получены следующие результаты:

Социологи, психологи, педагоги выделяют следующие тенденции развития современной семьи:

– Более широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни.

– Уменьшение числа детей в семьях.

– Ослабление воспитательного потенциала семьи.

– Рост числа гражданских браков

Мы уже рассматривали с вами первые две тенденции на уроках обществознания. Поэтому тема нашего мероприятия сегодня звучит так «Ослабление воспитательного потенциала семьи: есть ли выход из проблемы?». Цель нашей встречи – рассмотреть основные причины ослабления воспитательного потенциала семьи и сформулировать рекомендации по решению данной проблемы.

Тенденцию роста числа гражданских браков мы рассмотрим на уроках права уже на следующей неделе при изучении темы «Семейное право».

А что же такое семья? Не будем вспоминать научное определение этого понятия. Каждая группа получает по три лепестка большой ромашки: на каждом лепестке вы пишите по одному слову, с которым у вас ассоциируется понятие «семья». Представитель от каждой группы объяснит всем свой выбор! (2-3 минуты учащиеся работают, затем от каждой группы выходит 1-2 представителя, прикрепляют лепестки ромашки с комментариями).

Учитель – в современной России насчитывается более 40 млн. семей. В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные и многодетные. Но сколько бы в семье не было детей «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» (Конституция РФ, статья 38). В чем сущность воспитательной функции семьи? (освоение новым поколением социальных ролей, получение знаний, опыта, моральных и других ценностей).

В процессе подготовки мероприятия учащиеся класса выполнили творческую работу – эссе, посвященное проблеме воспитания детей в семье. На основании ваших работ были выделены основные причины, которые способствуют ослаблению воспитательного потенциала современной семьи. Этими причинами, по вашему мнению, являются:

– Недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

– Увеличение времени, которое родители тратят на зарабатывание материальных средств;

– Увеличение числа разводов и неполных семей;

– Отсутствие духовной близости и взаимоуважения между членами семьи, понимания интересов другого поколения.

Недостаточный уровень знаний и навыков родителей

по воспитанию детей.

Как научить родителей быть настоящими родителями? (обсуждение в группах и оформление результатов обсуждения на специальном стенде: кто-нибудь из учащихся обязательно скажет о специальных занятиях, тренингах и т. п. ).

Учитель: Семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни, постоянное общение с детьми. Иногда в семье воспитывают даже молчанием, взглядом, мимикой или грустью. Учащиеся 7 «Д» класса предлагают вам посмотреть несколько сценок на тему: «Семейное воспитание».

Сценка № 1

Учитель: Наши родители очень нас любят, покупают нам красивую одежду, готовят нам еду и стирают; если мы болеем, бережно за нами ухаживают, переживают с нами все наши неудачи. Некоторые родители, ослепленные своей любовью, не замечают, что дети пользуются их добротой. Предлагаем вам посмотреть шуточную сценку «Инвалид».

Родители: Здравствуйте, юные зрители!

Мы Петрушкины родители,

Старик и старушка.

Это наш сын Петрушка.

Петрушка: Здравствуйте, дети и их родители!

Пообщаться со мной, не хотите ли?

Я – мальчишка удалой,

Очень шустрый, озорной.

А подраться, пошалить,

Кто же может не любить?

Родители: На часах девятый час,

Торопись, сыночек в класс,

Вот тебе книжки и тетрадки,

Мама пирог положила сладкий,

С маком и корицей,

С перцем и горчицей.

Петрушка: Я сегодня инвалид,

У меня живот болит.

Больно мне ворочаться –

В класс идти не хочется.

Родители: Ты, сыночек, нездоров?

Позовём мы докторов.

Пусть тебя они осмотрят,

Капли разные дадут.

Если это очень нужно,

Пусть укол тебе введут.

Петрушка: Не хочу я докторов.

Я уже почти здоров.

Только кружится слегка

Почему-то голова.

Родители: Ты, сыночек, полежи!

И о школе не грусти!

Справочку тебе напишем

И у доктора подпишем.

Учитель: Помните, родители!

Есть такие дети!

Не пишите справок им

Ни за что на свете!

(Обсуждения сценки учащимися: в этой сценке показаны родители, которые чрезмерно опекают своего ребенка, но подобная любовь и забота далеко не всегда приносит пользу; ребенок же отлично чувствует себя в этой ситуации, он умело манипулирует своими родителями и прекрасно спекулирует их любовью; такой ребенок вырастет избалованным и не самостоятельным, он не будет уметь нести ответственность за свои поступки и будет считать, что ему дозволено и в отношениях со своими родителями и со всеми окружающими. Вот к чему может привести «слепая» родительская любовь!)

Сценка № 2

Учитель: Представьте, что вы родители ребенка, который не хочет выполнять ваши поручения, требования. Не хочет прислушиваться к вашему совету и делает всё по-своему. Уже поздно, а ребенок смотрит по телевизору фильм и не думает ложиться спать, а завтра в школу. Не убирает в своей комнате. Давайте посмотрим сценку и подумаем, почему это происходит с послушным ребенком. Сценка «Рядовой».

Ученик: Я в своей родной квартире,

Как на службе строевой.

Командир на командире…

Я один здесь рядовой!

Всем я должен подчиняться:

По приказу – одеваться,

По приказу умываться,

Ровно заправлять кровать.

По команде – есть садиться,

По заданию – учиться,

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать!

Теперь вам ясно, почему

Я начал огрызаться?

Конец терпенью моему,

ДЕ–МО–БИ–ЛИ-ЗА-ЦИ-Я!

(Обсуждения сценки учащимися: нередко родители Устраивают «армию» в своей семье, а службу несут, соответственно, их дети. Тяжело все делать по приказу и жить по расписанию: шаг влево, вправо – «расстрел»; ребенку не дают проявлять инициативу, а не редко, иметь и, тем более, высказывать свое мнение. В такой обстановке ребенок будет либо подавлен, либо он взбунтуется, а «выливать» свою агрессию он будет на родителей или окружение).

Сценка № 3

Учитель – Народная мудрость гласит: «Каковы корешки – таковы и ветки. Каковы родители – таковы и детки». Так это или не так мы сейчас узнаем.

Вечер. Мама на кухне готовит ужин. Дочь выполняет домашнее задание.

Дочь: Мамочка, мне нужно тебе что-то очень важное рассказать.

Мать: Подожди, мне некогда.

Дочь: Мамочка, помоги мне решить задачу.

Мать: Я занята, делай сама, я потом проверю.

Дочь: Мам, пойдем погуляем.

Мать: У меня болит голова, и ужин ещё не готов, займись уроками.

Дочь: Я их уже давно сделала.

Мать: Ну, займись хоть чем-нибудь, не приставай ко мне, поиграй в компьютер.

ЧАС СПУСТЯ

Мать: Олечка, пожалуйста, помой посуду.

Дочь: Мамочка, я занята, я играю в компьютер.

Учитель: Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.

(Обсуждения сценки учащимися: дети очень часто копируют поведение своих родителей; иногда это делается специально, для того, чтобы сказать – «Как Вы мне, так и я к вам!». Поэтому, если мы хотим воспитать «золотых детей», мы должны быть «золотыми родителями» и вести себя с другими и со своим ребенком так, как мы бы хотели, что бы ребенок вел себя по отношению к вам).

Учитель – мы выяснили, что стиль семейных отношений непосредственно влияет на формирование личности ребенка. Давайте проведем небольшой экзамен. Каждая группа получила карточки с заданием «Закончи предложение». После выполнения работы вы объясните почему закончили предложение именно так:

1) Если ребенка в семье постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть)

2) Если ребенок в семье живет во вражде, он учится … (быть агрессивным)

3) Если ребенок в семье растет в упреках, он учится … (жить с чувством вины)

4) Если ребенок в семье растет в терпимости, он учится … (понимать других)

5) Если ребенок в семье растет в честности, он учится … (быть справедливым)

6) Если ребенка в семье высмеивают, он учится … (быть замкнутым)

7) Если ребенок в семье живет в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).

8) Если ребенка в семье поддерживают, он учится … (быть уверенным).

(Работа учащихся в группах, комментирование и оформление результатов своего труда на специальном стенде)

Увеличение времени, которое родители тратят на зарабатывание материальных средств

И так, как надо общаться с детьми мы выяснили, теперь осталось найти время, чтобы осуществить это общение. Цитаты из ваших творческих работ:

– «Сейчас, чтобы обеспечить своей семье достойное существование, люди должны большую часть времени отдавать работе. Детям они в состоянии уделять внимание только вечером, после рабочего дня, и то, это происходит не всегда из-за усталости»

– «Очень часто человеку бывает сложно выполнять две социальных роли – труженика и семьянина».

Какие вы можете предложить варианты решения проблемы? Обсудите это в группе и предложите хотя бы один способ, с помощью которого можно было бы решить эту проблему (учащиеся работают в группах, комментируют результаты своего труда, обсуждают и оформляют на специальном стенде).

Увеличение числа разводов и неполных семей.

По статистике в настоящее время примерно 22% мужчин и женщин России хоть однажды, но разводились. Крах терпит почти каждый второй брак. Без одного из родителей за последние годы остались более 4 млн. детей. В семьях с одним ребенком этот показатель вырос на 11%, а в семьях с двумя и более детьми – на 46%. Как можно попытаться решить эту проблему? Слово предоставляется специалисту Центра социальной помощи семье и детям города Белгорода (сообщение статистических данных по теме, рассказ о работе Центра социальной помощи семье и детям).

Отсутствие духовной близости и взаимоуважения между членами семьи, понимания интересов другого поколения

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого.

Виктор Кузнецов

Еще в церковной литературе Древней Руси неоднократно даются наставления о создании хорошей семьи. Идеалом благословенного Богом супружества представляются святые Петр и Феврония Муромские. Жили они «благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди». Когда же бояре потребовали от Февронии отказаться от княжества из-за ее низкого происхождения, обещая ей это предоставить сколько угодно богатства, святая сказала им: «Ничего иного не прошу, только супруга моего». Верен остался ей и супруг – «пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить». По их молитве Господь сподобил их умереть в один день – 25 июня.

Русская Православная Церковь и сейчас делает все, чтобы укрепить духовные основы семьи. У нас в гостях студент 4 курса Белгородской Православной Духовной семинарии Юрий Якуба (комментированный просмотр мультимедийной презентации «Как создать православную семью»).

Этап рефлексии

Учитель – пожалуйста, закончите фразу «Когда у меня будут дети, то я ……». Давайте соберем ваши ответы в конверт и сохраним их. Когда-нибудь вы придете в школу на юбилейный вечер выпускников, у вас, возможно, уже будут свои дети. Тогда мы еще раз вспомним тему этого мероприятия!

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УЧАСТИЕ!

Так как это внеклассное мероприятие, а не ограниченный строгими временными рамками урок, то на этом этапе важно создать неформальную обстановку: можно даже формально закончить мероприятие, попрощаться с участниками и гостями, а учащимся предоставляется возможность покинуть аудиторию по мере окончания работы.

По окончанию данного внеклассного мероприятия, некоторые учащиеся задержались для того, чтобы задать вопросы гостям. Особый интерес учащиеся проявили к презентации «Как создать православную семью», задавали вопросы Якубе Ю. И.

Текст экспериментальной методики изучения объяснения школьниками факторов собственного развития с целью выявления степени значимости влияния семьи как фактора воспитания

(разработана доцентом А. А. Андреевым)

Цель: выявление степени значимости основных субъектов воспитания как факторов полагаемого (атрибутируемого) школьником влияния на его личностное развитие.

Ход проведения и обработки полученных данных. Методика включает в себя две части. Первая часть состоит из двух заданий. Школьник получает для работы инструкцию и два бланка.

Инструкция представляет собой текст следующего содержания:

«Дорогой друг! Для того чтобы лучше узнать себя, разобраться в своих жизненных проблемах, существует много различных способов. Мы предлагаем один из них. На жизнь каждого человека влияет множество самых разных обстоятельств, прежде всего – это люди, его окружающие. Cтепень их влияния, их значение в жизни человека различны. В итоге у каждого человека возникают и развиваются качества его личности: и положительные и отрицательные.

Ты получишь два бланка, на которых будут перечислены различные люди и группы людей – тех, с кем обычно связана жизнь каждого человека. Списки на бланках одинаковы и включают в себя 10 позиций. Порядок работы будет следующим. Внимательно прочти список на бланке № 1. Теперь представь свои лучшие личностные качества с твоей собственной точки зрения. Затем поставь слева от порядкового номера цифру 1 рядом с тем человеком (или с той группой людей), кто оказал наибольшее влияние на развитие самого хорошего, что есть в тебе, в твоей личности. Цифру 2 поставь слева от номера того (или тех), кто оказал наибольшее влияние из оставшихся, и т. д. В конечном итоге число 10 нужно поставить рядом с тем (или с теми), кто оказал наименьшее влияние на развитие твоих лучших личностных качеств.

То же самое нужно проделать и со списком на бланке № 2.

Только подход к расстановке мест будет уже совершенно другим: кто из перечисленных людей или групп людей оказал наибольшее влияние на развитие твоих самых плохих личностных качеств. Постарайся выполнить задание вдумчиво и ответственно»

На обоих бланках (№1 и 2) содержится один и тот же список:

1. Отец.

2 . Мать.

3 . Другие родственники.

4 . Ты сам (сама).

5 . Твой лучший друг (твоя лучшая подруга).

6 . Твои одноклассники (в целом).

7 . Твои учителя (в целом).

8 . Соседи (в целом).

9 . Другие люди, помимо названных, тебе лично знакомые (в целом).

10. Другие люди, помимо названных, тебе лично незнакомые (в целом)».

По результатам первой части методики определяются следующие количественные показатели:

1) Полагаемое (атрибутируемое) школьникам ранговое место каждого из основных субъектов воспитания, включая себя самого, в формировании позитивного компонента реального Я личности;

2) Полагаемое (атрибутируемое) школьникам ранговое место каждого из основных субъектов воспитания, включая себя самого, в формировании негативного компонента реального Я личности;

3) разница в полагаемых (атрибутируемых) школьником ранговых местах каждого из субъектов воспитания при сопоставлении их влиянии на формирование позитивного и негативного компонентов реального Я личности.

Очевидно, что индивидуальные ситуации личностного развития исключительно вариативны. Отсюда ясно, что значимость каждого из субъектов во влиянии на развитие не может быть приведена к какому-то эталонному унифицированному ряду. Поэтому основным количественным показателем будет степень отклонения от нуля разницы номеров рангов для позиции «Ты сам (сама)». Именно отсутствие разницы в ранговых значениях по первому и второму заданию для позиции самого школьника, независимо от их абсолютных значений, следует считать оптимальным.

Во второй части методики определяются ранговые места субъектов воспитания по их значению в принятии школьниками тех или иных жизненных решений. Школьник получает следующую инструкцию:

«Дорогой друг! Человеку в жизни постоянно приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями, решать различные жизненные задачи. Принимая какое-либо решение, человеку нужно учитывать и то, как на него отреагируют другие, какое мнение сложится у людей по поводу принятого решения.

Чье мнение ты будешь учитывать в первую очередь, во вторую и т. д. ?

Воспользуемся списком, с которым ты уже работал. Чтобы правильно выполнить задание, нужно проделать следующее. Ниже приведены три жизненные задачи, по которым тебе приходилось или еще придется принимать решения. После каждой их них перечисли по порядку номера позиций тех людей (или групп людей), чье мнение по поводу принимаемого тобой решения для тебя наиболее важно в первую очередь, во вторую и т. д. В каждой строчке должны быть перечислены все позиции так, чтобы они образовали ряд по убыванию степени значимости.

ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Выбор своего внешнего вида -……

2. Выбор способа проведения своего свободного времени -……

3. Выбор своей будущей профессии -……

При обработке и анализе данных выполнения второго задания диагностическую значимость имеют уже сами значения рангов, придаваемые школьником каждой позиции.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Президента России

2. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

3. Дереклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность»: 5 класс. – М. : «5 за знания», 2006.

4. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н. А. Алексеевой. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.

5. Коваленко, Н. С. Гражданский Форум: от общественного мнения к общественному суждению. Методические рекомендации по использованию методики Гражданский Форум в школьной практике. – Брянск: «Курсив», 2001. – 60с.

6. Михайлевская, Е. А. Использование краеведческого материала для развития познавательного интереса учащихся / Е. А. Михайлевская // Ценностно-ориентированый подход как фактор развития творческой личности школьника (Педагогический опыт в современной школе): Сборник научных трудов / Под ред. проф. Ф. И. Собянина, Э. В. Левченко. – Белгород: Издательство «Логия», 2005. – С. 69-76.

7. Нечаева О. П. Добро и зло в противоречии. //Педсовет. – № 11; 2006.

8. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др. ]; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2007. – 351 с.

9. Обществознание: профил. уровень: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. ]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. – М. : Просвещение, 2007. – 416 с.

Е. А. Михайлевская, МБОУ "СОШ № 4", г. Белгород