Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Опыт профессионалов
  • Мастер– класс по работе с одаренными детьми. Тема: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов

Мастер– класс по работе с одаренными детьми. Тема: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов

Мастер– класс по работе с одаренными детьми. Тема: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов

Цель: – передать коллегам способы работы с одаренными детьми;

– развивать навыки экологического мышления через исследовательскую работу;

– предоставить средства, позволяющие ребятам самовыразиться, осознать самих себя и свои возможности.

Цель для педагогов: – вооружить педагогов инструментарием ведения исследовательской деятельности на занятиях.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

Уважаемые коллеги позвольте представить мне тему моего мастер– класса: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе: «Углубленная биология» для одаренных детей в рамках темы: «Исследования состава крови ». Я предлагаю провести нашу работу в III этапа.

I. Информационный;

II. Практический;

III. Завершающий, рефлексия мастер– класса.

Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего занятия.

В последние годы резко возрос интерес к проблемам дополнительного образования одаренных детей. Биологические олимпиады, смотры, конкурсы все шире стали использоваться в познавательном процессе, выявлении развитии одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей.

У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Накоплены новые данные, возникли новые представления во всех разделах биологии. Проблемы, рассматриваемые современной биологией, достаточно сложны и многообразны, и для их познания требуется новые подходы в преподавании. Все это требует от преподавателя разработки таких программ и учебных пособий, которые помогли бы детям в полной мере реализовать свои возможности.

Принимая во внимание общую социальную значимость работы с одаренными детьми, а так же координальные изменения, происшедшие в биологии в последние годы, была предпринята попытка разработать экспериментальную программу по биологии повышенной сложности «Углубленная биология»(автор кандидат биологических наук И. И. Бесчетнова), в которой особое место отводиться выработке у обучающихся умений и навыков самостоятельного проведения научного эксперимента, вопросам, связанным с практическим применением биологических знаний в медицине и т. д. Программой предусматривается наблюдение и экспериментирование во всех основных сферах биологических дисциплин ботаники, зоологии, анатомии и физиологии.

Что касается вопроса организации координации, контролирования образовательного процесса, то он складывался из ряда взаимосвязанных процедур. Первая процедура предполагала построение прогнозов, планирование, программирование таких составляющих как: содержание, структура, уровень подготовки ученика, уровень готовности самого педагога. Вторая– образовательный мониторинг это постоянное наблюдение за процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату, сбор информации о ходе и развитии образовательного процесса, первичную обработку и систематизацию полученной информации. Третья – анализ собранной информации, который позволял анализировать результативность работы.

Так в учебном процессе развитие одаренного ребенка следует рассматривать, как развитие его внутреннего деятельностного потенциала способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы педагога должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этого предпочтительны следующие методы работы:

– исследовательский;

– проблемный;

– проективный.

Существуют следующие формы работы: лекции, дискуссии, разноуровневые задания, творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, ТРИЗ, интеллектуальные игры.

Эти методы и формы дают возможность одаренным детям выбрать подходящие им виды творческой деятельности. Я остановлюсь на одной из форм работы с одаренными детьми – исследовательской деятельности.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров.

Так, например, при изучении темы «Кровь» дети получают информацию, которая в дальнейшем вызывает у них интерес к исследованию. Далее моя задача состоит в том, чтобы они смогли собрать доступную информацию и обработать ее так, как это делают ученые. Я предлагаю ребятам подготовить сообщение на данную тему, используя при этом справочную литературу, энциклопедию, интернет, т. е. собрать необходимый материал и составить схему сообщения. Например, мини сообщение: «Кровь расскажет о многом», «Состав крови», «Это удивительная жидкость», «Донорство в России».

Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше интересней пойдет работа. Определив последовательность работы, далее учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Эти и другие виды задания позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы.

Как же мы над этим работаем?

Практическая часть.

Уважаемые коллеги на ваших столах стоит необходимое оборудование для исследования состава крови, но прежде, чем перейти к исследованию, я предварительно ознакомлю Вас с информацией о составе крови ( идет погружение в тему).

Кровь– это жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы жидкого межклеточного вещества сложного состава (схема).

Ваша задача рассмотреть строение некоторых форменных элементов крови.

Практическая работа: «Строение крови».

Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп, карточки.

Цель: 1. Изучить строение крови человека и лягушки.

2. Сравнить строение крови человека и лягушки, определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Порядок работы:

1. Рассмотреть препарат крови человека, обратить внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов, лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.

Зарисуйте три– четыре эритроцита и один лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.

2. Притом же увеличении микроскопа, рассмотрите препарат крови лягушки, обратить внимание на величину, форму и количество лейкоцитов и эритроцитов в препарате. Зарисуйте два-три эритроцита и один лейкоцит, обозначьте клетки и их ядра.

Отчетное задание.

1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

2. Найдите различия в строении эритроцитов в крови человека и лягушки. Сделайте вывод.

3. Запишите в тетради эритроциты, чьей крови – человека и лягушки способны переносить больше кислород. Объясните причину.

Далее я даю возможность воспитанникам проявить себя, обменяться мнениями, ощутить значимость результата своей работы.

Это предварительный этап работы. (Обмен мнением педагогов).

Затем переходим к I этапу. На этом этапе воспитанники сообщают, что узнали по теме и из каких источников. Литература, справочники, выписки, энциклопедия, презентации демонстрируются всей группе. Нам предстоит систематизировать всю полученную информацию при помощи плана– проекта.

Первый этап плавно перетекает во второй При составлении плана -проекта я опиралась на варианты воспитанников, иначе эта работа потеряет для них свою привлекательность, будет бесполезна и бессмысленна, а так она поможет им ответить на проблемные вопросы, осмыслить темы, которые могут быть предложены мною. Например: «Защитные свойства крови», «Кровь транспортировщик, кормилец, чистильщик».

После этого идет «погружение в тему». Надо отметить, что этот третий этап – самый трудоемкий и ответственный. В ходе его дети делают иллюстрации к ответам, составляют схемы, обсуждают правильность своего выбора, возникает у них интерес к поиску нового. Ежегодно, а точнее четвертый год подряд мы на базе районной клинико-диагностической лаборатории ЦРБ проводим экскурсии: цель которой, является исследование состава крови самими воспитанниками, что, безусловно, повышает их познавательный интерес к изучению биологических дисциплин.

Каждый человек должен знать группу своей крови.

Тема может быть проблемной, когда в основной части исследовательской работы сформулированы ответы на вопросы, заданные во вступлении. Обзорное, когда надо разложить по полочкам объект рассмотрения, привести его к возможной классификации, проследить их развитие, т. е. сюда же входят практические исследования по данной теме. Основная часть должна быть актуальной и значимой и затем идет заключение, подведение итоговой работы.

Хочу подчеркнуть следующее, что среди учащихся не все дети талантливы, поэтому как правило, выбирают темы исследовательских работ для написания реферата, лишь одаренные дети, к сожалению их не так много, как хотелось бы. Но в любом случае, я даю возможность каждому воспитаннику проявить себя, обменяться мнениями, ощутить значимость результатов своей работы, и работы группы.

Рефлексия (биологический диктант).

1. Красные кровяные клетки крови. (эритроциты).

2. Белые кровяные клетки в крови. (лейкоциты).

3. Кровяные пластинки, участвующие в свертывании крови. ( тромбоциты).

4. Нерастворимый белок, образующийся из растворенного в плазме белка фибриногена. (фибрин).

5. Сгусток крови. (тромб).

6. Плазма крови без фибриногена. ( сыворотка).

7. Красящее вещество крови. (гемоглобин).

8. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов. (малокровие).

9. Жидкая соединительная ткань. ( кровь).

10. Жидкое межклеточное вещество, сложного состава, состоящее

из неорганических и органических веществ (плазма).

11. Межклеточное вещество, просочившееся в лимфатические капилляры, называются (лимфа)

Заключительная часть.

Уважаемые коллеги!

На всех этапах работы мы, педагоги, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками: отчет, реферат, проект. Второй, самый важный – педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ.

Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

(Представить достижения воспитанников)

Используемая литература.

1. Гильбух Ю. З. Внимание : одаренные дети. -м 1991г

2. Больных Е. М. , Икрин Т. В. Пиянзина О. П. «Личностно– ориентированное образование и развитие одаренности» Научно– методическое пособие– Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи»№,2002г.

3. Одаренные дети (Общ ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В. М. – М. «Прогресс». 1991 Психология одаренности детей и подростков)

Под ред. Н. С. Лейтеса– М. ,2000

4. Одаренный ребенок (Под ред О. М. Дьячко– М,1997)

5. Савенков А. И. Одаренные дети в школе и дома– М 2000

6. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей– М 2004

7. Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети ( Семья и школа, №3 1990г)

8. Internet.

Приложение№1.

Таблица №1

Форменные элементы крови.

Форменный элементы (название). Наличие ядра. Кол-во в 1мм крови. Функция.

1. Эритроциты

  1. Лейкоциты

3. Тромбоциты или кровяные пластины.

Таблица №2

Форменные элементы крови.

Форменный элементы (название). Где образуются Функция Продолжительность жизни.
1

Эритроциты

2

Лейкоциты

3 Тромбоциты или кровяные пластины.

Н. А. Рыбалко, МБОУ ДОД Веселовский ЦДТ, п. Веселый, Веселовский район, Ростовская область