Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование УУД у школьников на уроках физической культуры

Формирование УУД у школьников на уроках физической культуры

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи

знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие

способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать

пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе

говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать

"архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой

цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных

учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях

познания.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование

совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию

"научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний

и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает

умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания,

формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию

этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные

действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой

ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной

деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-

смысловых характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

– обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые

средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результа-

ты деятельности;

– создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на

основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения

знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной

области.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих

ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный,

регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и

коммуникативный.

Виды универсальных учебных действий, формируемые на уроках физической культуры:

Личностные:

– самоопределение;

– смыслообразование.

Регулятивные:

– соотнесение известного и неизвестного;

– планирование;

– оценка;

– способность к волевому усилию.

Познавательные:

– формулирование цели;

– выделение необходимой информации;

– структурирование;

– выбор эффективных способов решения учебной задачи;

– рефлексия;

– анализ и синтез;

– сравнение;

– классификации;

– действия постановки и решения проблемы.

Коммуникативные:

– строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами;

– постановка вопросов;

– разрешение конфликтов.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-

смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с

принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить

нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и 4

межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует

выделить три вида личностных действий:

– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

– смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью

учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и

тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен

задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и

уметь на него отвечать.

– нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого

содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся

организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что

уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

– планирование – определение последовательности промежуточных целей с

учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его

временных характеристик;

– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

– коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ

действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого

результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

– оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё

нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

– саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому

усилию и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные,

логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

– структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и

письменной форме;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в 5

зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных

текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,

публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка

языка средств массовой информации;

– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-

символические действия:

– моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где

выделены существенные характеристики объекта;

– преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих

данную предметную область.

Логические универсальные действия:

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;

– подведение под понятие, выведение следствий;

– установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и

явлений;

– построение логической цепочки рассуждений, анализ;

– истинности утверждений;

– доказательство;

– выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

– формулирование проблемы;

– самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

– управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных

учебных действий (УУД) со следующими показателями:

– состояние здоровья детей;

– успеваемость по основным предметам;

– уровень развития речи;

– степень владения русским языком;

– умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

– стремление принимать и решать учебную задачу;

– навыки общения со сверстниками;

– умение контролировать свои действия на уроке.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

А. В. Минда, МОБУ Лицей № 8, г. Тында, Амурская область