Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Анализ эпизода в системе изучения классических произведений в старших классах

Анализ эпизода в системе изучения классических произведений в старших классах

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Тургенев «Русский язык».

Слова, написанные в 19 веке, актуальны и сегодня. Как не впасть в отчаянье, когда становишься свидетелем массового падения культуры, отсутствия интереса к родному языку, к русской литературе.

А между тем, литература – единственный вид искусства, в центре внимания которого человек, его душа.

Сегодня у современной молодежи богатый выбор источников информации, и книга в этом рейтинге занимает далеко не первое место.

Задача словесников заинтересовать учеников своим предметом, затронуть струнки детских душ, привить любовь к художественному слову.

Один из путей решения данной проблемы я вижу в использовании такой формы работы, как анализ эпизода.

Последнее время анализ эпизода – самая популярная экзаменационная тема сочинения. Даже в ЕГЭ по литературе при выполнении задания С требуется применить навыки этой работы.

Анализ эпизода – тема сравнительно молодая и поэтому, с одной стороны, предполагает большую самостоятельность пишущего, с другой, – связанные с этим затруднения. Но главное – это интереснейшая работа ученика и учителя непосредственно с текстом художественного произведения.

В ходе неё нужно умно расходовать силы ученика, грамотно организовывать труд коллектива, а для этого целесообразно учитывать

– Направления современной методики

– Методы изучения по источнику знаний

– Метод как вид деятельности учащихся

– Методы изучения литературы в школе

– Приемы анализа литературного произведения в школе

– Претворение литературных произведений

в других видах искусства

Специфика анализа эпизода состоит в том, что в нём, как в капле воды, нужно увидеть всё произведение, ведь оно – образование, в котором каждая клеточка – часть целого. А значит, для нас важно всё: от главного героя до последней запятой, от вечных тем в авторской трактовке до, на первый взгляд, малосущественной детали.

Урок по анализу эпизода имеет отношение, главным образом, к произведениям крупной повествовательной формы. Например, роман «Тихий Дон». Вот как может выглядеть урок по анализу заключительного эпизода этого произведения.

Предварительно, в ходе домашней работы, ребята составляют план главы.

На уроке, учитывая интересы и способности учеников, чтобы активизировать учебный процесс, делим класс на группы. Каждая группа получает своё задание

Художники делают вывод о том, что «возвращение» созвучно со словом «возрождение». Глава начинается с весеннего возрождения природы, но упоминается о палах, выжженных местах, где нет жизни: не растёт трава, нет птиц и животных. Это можно соотнести с душой Григория, который всё потерял, и не видит смысла жизни.

Биографы приходят к выводу, что герой со смертью Аксиньи утратил не только разум и былую смелость, но и желание жить.

Социологи делают вывод, что Григорий – не один, что есть и другие, оказавшиеся вне круга, те, кому нет места в новом обществе. Спасаясь от репрессий, дезертиры скрываются в лесу. Так автор показывает широту проблемы.

Психологи рассматривают тот же фрагмент, но обращают внимание на настроение Григория Мелехова, на его сны, занятия. Анализ этого фрагмента позволяет понять, что герой тоскует, думает о смерти, занятия ещё раз подтверждают, что он – человек мира, ему нужны дом, семья, дети.

Следователи изучают образ Чумакова и приходят к выводу, что герой за свою жестокость заслуживает осуждения, но в то же время его жалко. У Чумакова нездоровая психика. Он не может без убийства, жаждет крови, Его психика не выдержала испытаний войной. Война убила в нём человека, война покалечила его, вряд ли он может встать на путь исправления. Чумаков противопоставлен «мирным разбойничкам».

Педагоги рассматривают тему детства. Ребята приходят к выводу, что война делает детей несчастными. Например, сын Фомина Давыдка. Он не только остался сиротой, но и становится свидетелем убийств. Вряд ли ребёнок вырастет здоровым, найдёт своё место в жизни, обретёт счастье. А дети Григория? Они сироты при живом отце. Узнав о Давыдке, Григорий, не дожидаясь амнистии, отправляется домой, чтобы защитить, воспитать, поставить на ноги своих детей.

Филологи, работая с фрагментом «Возвращение Григория на хутор», выделяют ключевые слова, определяют их символический смысл.

Режиссёры должны составить киносценарий для фрагмента «Встреча отца и сына», объяснить, что не удалось отразить в сценарии.

Далее демонстрируется фрагмент «Встреча отца и сына» из Х/Ф «Тихий Дон». Предварительно звучит вопрос: «Можно ли поставить знак равенства между финалом книги и финалом фильма? Что осталось за кадром?»

Анализ последнего предложения позволяет увидеть особенность финала романа. Он открыт. Дальнейшая судьба героя неизвестна. Возможно, она трагична, но имеет место и оптимистическое понимание финала.

Так в ходе анализа эпизода мы установили его роль. Автор показал

– историческую обстановку,

– психологическое состояние людей,

– социальные проблемы общества,

– разрешил философские вопросы о жизни, смерти, возрождении, смысле жизни.

Наблюдение над художественными средствами даёт верное и тонкое прочтение, отсюда глубокий анализ эпизода.

Надо заметить, что такая форма работы вызывает у детей живой интерес.

Анализ творческих работ показал хороший уровень качества знаний и уровня обученности.

Е. А. Степанова, МОУ" Гимназия №56", Московская область