Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие критического мышления на уроках обществоведческих дисциплин

Развитие критического мышления на уроках обществоведческих дисциплин

Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто его окружает.

Ученик, изучая курс обществознания, приобщается к различным сферам общественной жизни, а это, в свою очередь, является условием становления свободной и социально ответственной личности, которая осознанно прокладывает свой жизненный путь. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Известно, что всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности.

Задача обществоведческих дисциплин в школе – не только изложение теоретических основ и развитие интереса к общественной проблематике, но формирование механизма критического восприятия социальных явлений, где главным является не отвержение, а анализ и избирательность восприятия.

Содержание курсов обществоведческих дисциплин, с одной стороны, дают богатые возможности для развития интеллектуальных способностей, а с другой стороны, учителя истории и обществознания остро нуждаются в том, чтобы

школьники, изучающие данные предметы, обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Мало знать исторические и общественные факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией.

На уроках часто возникают определенные трудности.

Во-первых, многие учащиеся не обладают культурой чтения, т. е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. И как следствие – снижение интереса к предмету.

Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно– следственные связи.

В-третьих, в большинстве случаев учащиеся не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу, же возникают затруднения.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информаций.

Развитие мышления логического, критического, а тем более творческого – это сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решения, поэтому многие считают, что он доступен лишь учащимся старших классов, но это далеко не так. Нужно уже в младших классах перед учащимися ставить логические задачи, которые приводят к выполнению сложных мыслительных операций, формируя у детей критическое мышление, приводящее к высокому уровню – уровню принятия решения. Ученик критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др. , т. е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся).

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.

Все, кто использует данную технологию на уроках, знает, что основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Итак, первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.

Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert, таблица аргументов, выделение ключевых слов, новый кластер, сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма; дебаты.

Для развития критического мышления я на своих уроках использую отдельные приёмы ТРКМ.

На примере своих уроков, мне хочется показать применение этих приемов.

Урок обществознания в 6 классе по теме: «Семья – ячейка общества» (учебник Боголюбова Л. Н. ).

Цель урока: дать представление о семье – как основной группе общества; рассмотреть отношения внутри семьи, определить классификацию семей.

Для того чтобы вовлечь учеников в работу урока, предлагаю им ответить на вопросы, глядя на экран, где представлены фотографии различных семей:

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

– Зачем человеку семья?

– Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудностей?

В данном случае ребята получают возможность самостоятельно размышлять, и, используя, данные приемы из урока в урок они привыкают к этому, свободно высказывают свою точку зрения, не боясь быть не точными.

Итак, главное слово нашего урока, «семья». (Слайд) Прошу учеников написать это слово в середине листа тетради и записывать слова, которые приходят на ум по данной теме.

Этот прием называется кластер (пучок, созвездие) – способ систематизации информации, этот прием может использоваться на разных этапах работы.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала, систематизации знаний.

На стадии рефлексии – при подведении итогов урока.

И когда ребята выскажут различные точки зрения, можно их подвести к определению понятия «семья». Итак, что же такое семья? Какое вы бы дали определение?

Изучение истории и обществознания невозможно без активной работы с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. На данном уроке был использован прием "концептуальная таблица". Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Чтобы заполнить таблицу необходимо внимательно прочитать документы и найти ответы на вопросы.

Тип семьи Традиционная семья Современная семья
Состав
Взаимоотношения
Система ценностей

Процесс составления синквейна очень нравится моим ученикам. Его хорошо выполняют все без исключения, и каждый хочет зачитать свой пример. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное из урока.

Домашнее задание для учащихся – это творческое задание. Они должны написать небольшой рассказа о своей семье.

Как я уже отмечала, что данные приемы можно использовать на любой ступени обучения.

Пример 2. Урок обществознания в 9 классе по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность» (учебник Боголюбова Л. Н. ).

Цель: расширить и углубить представления учащихся о правонарушениях как юридическом понятии, познакомить с особенностями юридической ответственности.

Урок начинаю с беседы.

Ребята, когда мы возмущаемся чьим-то поступком, мы можем воскликнуть: «Ты что ненормальный?» А в ответ услышим обиженное – «сам ты сумасшедший». А ведь зря он обижается, под словом ненормальный мы понимаем совсем иной смысл.

– Что мы имеем в виду?

– Кого считать нормальным человеком?

Учащиеся высказывают свои точки зрения, и приходят к выводу, что нормальный человек – это тот, кто подчиняется нормам человеческого общежития, тот, кто не нарушает норм права, уважает законы.

– А всегда люди поступают правомерно?

– Так о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

На уроках я использую и прием маркированной таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал». В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Данный прием дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома.

Знаю Хочу узнать Узнал
В первую колонку учащиеся записывают то, что они уже знают об этом вопросе; группируют предложенные идеи и категории Спорные идеи и вопросы. Затем читается текст, и находятся ответы на вопросы.

Записывается то, что учащиеся узнали из текста.

Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.

Использование данного приёма позволяет связать воедино все стадии урока и поддерживать стойкий высокий интерес в течение всего урока.

Приведу еще один пример. В 9 классе при изучении темы «Семейное право» (учебник Боголюбова Л. Н. ) ставятся уже другие цели: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений; сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правого регулирования семейных отношений.

На данном уроке использовала прием «Пометки на полях». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует школьников к поиску неизвестного, обращению к разным источникам информации.

Ребята на уроке узнают много нового для себя. Например, когда мы говорим о гражданском браке. Большинство учащихся все они считают, что это брак без регистрации, но на уроке, работая с текстом, мы выясняем, что гражданский брак – это как раз официально оформленные отношения мужчины и женщины. А совместное проживание без регистрации – фактический брак.

Домашнее задание – это также творческое задание.

Для более успешной адаптации во взрослой жизни необходимо учить детей различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно («толстые» вопросы). «Толстые» вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие разнообразные ответы.

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

Кто. . . ?

Что. . . ?

Когда. . . ?

Может. . . ?

Будет. . . ?

Мог ли. . . ?

Как звали. . . ?

Было ли. . . ?

Согласны ли вы. . . ?

Верно. . . ?

Дайте объяснение, почему. . . ?

Почему вы думаете. . . ?

Почему вы считаете. . . ?

В чем разница. . . ?

Предположите, что будет, если. . . ?

Что, если. . . ?

Приём «толстых» и «тонких» вопросов использую на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и позволяет лучше усвоить содержание текста.

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления позволяет создать на уроках обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать результат. Поэтому не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Каждый из нас пытается найти нужные приемы и методы для своего предмета. Главное понять, что одна технология не является «панацеей» в этом вопросе. На своих уроках я использую элементы не только ТРКМ, но и элементы других технологий, например, проблемно – диалогической. Но, на мой взгляд, ТРКМ имеет множество преимуществ перед другими технологиями.

Во-первых, учебный процесс всегда строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Поэтому и работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

О. Ф. Репникова, "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 24 г. Саранска"