Программа проведения изучения учащихся и составление психолого-педагогической характеристики в помощь педагогам
Программа проведения изучения учащихся и составление психолого-педагогической характеристики в помощь педагогам
Содержание изучения | Методы изучения |
IОбщие сведения об обучающихся: Фамилия, имя дата рождения. В каких детских учреждениях находился (ясли, детский сад, школа и др. )? |
Изучение документации |
II История развития: Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды? Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни? |
Беседа врача с родителями. Изучение медицинской документации. |
III Семья ребенка: Состав семьи; взаимоотношения между членами семьи. Профессия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Условия воспитания. Режим дня ребенка.
|
Посещение семьи, беседа с родителями. |
IV Физическое состояние учащегося: Изменения в физическом развитии (рост, упитанность и т. д. ). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. |
Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. Обследование ребенка врачом. |
V Особенности познавательной деятельности ребенка: 1. Состояние анализаторов. 2. Познавательные интересы, любознательность.
3. Особенности внимания. Легко ли привлекается Устойчивость внимания. Легко ли переключается с одного вида на другой? Объем внимания. Степень развития произвольного внимания. 4. Особенности восприятия и мышления. Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени. Точность и осмысленность восприятия. Понимание содержания картин, текстов. Способность обобщать и делать самостоятельные выводы. Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий между ними. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий. Установление причинно-следственных зависимостей. 5. Особенности памяти. Преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Быстрота и прочность запоминания. Что лучше запоминает: Цифры, факты, описания? Использование приемов запоминания, припоминания. Индивидуальные особенности памяти. 6. Особенности речи. Дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, объяснений). Понимание письменной речи (текстов, таблиц и т. д. ). Запас слов, грамматический строй речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать? Нет ли болтливости, нецеленаправленной речи? 7. Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов самостоятельная работа с книгой, самоконтроль и пр. Особенности усвоения учебного материала. Умение применять усвоенный материал, подбирать собственные примеры на изученное правило. Трудности в овладении учебным материалом. Результаты работы, проведенной учителем по преодолению этих трудностей.
8. Отношение к отдельным учебным предметам. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.
|
Изучение медицинской документации. Специальное исследование. Индивидуальные беседы с учащимися, наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное время. Изучение творческих работ детей.
Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Специальный эксперимент.
Наблюдения на занятиях и вне занятий. Беседы с ребенком. Специальный эксперимент.
Беседы с родителями, воспитателями о ребенке. Наблюдения за ребенком на занятиях, во внеурочное время. Индивидуальные беседы с ребенком. Специальный эксперимент.
Наблюдение за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Беседы с ребенком. Изучение письменных работ. Специальный эксперимент.
Наблюдение во время занятий. Беседы с педагогом. Изучение работ детей.
Изучение педагогической документации. Беседы о ребенке. |
VI Эмоционально-волевая сфера Глубина и устойчивость чувств. Преобладающее настроение ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма. |
Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент.
|
VII Особенности личности. Нравственные качества и общественная направленность личности. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, в школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружбы с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Поведение в учебной игровой и трудовой деятельности. Отношение к общественной деятельности, как выполняет поручения. Уровень притязаний и самооценка. |
Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент. Наблюдение за ребенком в различной деятельности. Беседа с педагогами. Специальный эксперимент. |