Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие творческой и социальной одарённости учащихся как личности

Развитие творческой и социальной одарённости учащихся как личности Младшие школьники – это дети от 6 до 10 лет – ученики начальной школы. Младший школьный возраст благоприятен для формирования у детей способности к длительной целенаправленной деятельности.

Поступление ребёнка в школу резко меняет характер его жизни. Поступление в школу влияет на то, что жизнь ребёнка оказывается подчинённой строгому регламенту: каждый день в определённое время ему надо идти в школу. Не опаздывать, а значит, вставать заранее, соответствующим образом одеваться, собирать книжки, тетради и другие принадлежности, складывать всё в ранец, не забывать взять сменную обувь. А в школе надо сидеть на уроках, внимательно слушать учительницу, выполнять её задания.

Перестройка внешней жизни младшего школьника сопровождается перестройкой его внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности – ребёнок учится управлять ими – управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. По сравнению с дошкольниками младший школьник становится более уравновешенным, более спокойным.

Одновременно развивается и крепнет его воля. Волевая регуляция всей его жизни. Действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы. Всё это приводит к тому, что ребёнок научается управлять своим поведением.

Трансформация непроизвольных функций и процессов в произвольные является главной линией и психологическим механизмом развития младшего школьника.

Однако наиболее важным новообразованием в этом возрасте является формирование личности школьника.

Является ли школьник личностью? С какого момента он становится школьником?

Какие факторы этому способствуют? Мы понимаем под личностью человека, становящегося субъектом своей жизни, определяющего свою линию жизни в окружающем его обществе, занимающего в этом обществе определённое место и исполняющего свою особую роль. Следовательно, школьник является личностью в той мере, в какой у него развиты волевые свойства, делающие его субъектом своей жизни. Умеющим намечать линию своей жизни, управлять своим поведением, для осуществления этой линии жизни. Но поскольку он не существует вне социума, то может стать субъектом своей жизни и соответствующим образом действовать лишь тогда, когда у него разовьются и окрепнут социальные качества – взгляды, убеждения, мировоззрение, определённое отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе.

Личность обладает следующими важнейшими особенностями.

Личность есть всегда единое целое всех черт, при этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому иногда может приобретать совершенно разное, порой совершенно противоположное значение. (Например, настойчивость, смелость, сообразительность и др. могут быть как положительными, так и отрицательными чертами личности. )

Большинство черт личности человека постоянны на достаточно большом отрезке жизни. Поэтому можно говорить об устойчивости личности. А это позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.

Личность всегда активна. Активность личности проявляется в разнообразной деятельности. Поэтому главная задача воспитателя – направлять деятельность каждого ученика на саморазвитие, самовоспитание.

Личность может жить и развиваться лишь в общении с другими личностями. На этой особенности личности основан принцип воспитания, подробно разработанный А. С. Макаренко: воспитание в коллективе и через коллектив. Ребёнок, придя в школу, приобретает тем самым социальный статус: теперь он уже ученик, осуществляющий в обществе определённую роль. Он начинает развиваться как личность. То есть в процессе школьного обучения, общения со взрослыми и сверстниками в школьном коллективе развиваются такие черты, как самооценка, мотивация деятельности, волевые черты, произвольность психических процессов. Учащихся нужно приучать к мысли, что они сами должны заботиться о себе, чтобы они понимали, что никто не обязан им всё давать, что только своим трудом, своим умом можно и нужно обеспечить своё благополучие и успех, но в то же время это возможно лишь на основе взаимопомощи, при участии в общественной жизни своей группы, своего коллектива.

1. Первое, что необходимо делать учителю начальных классов, – это формировать у учащихся нужную мотивацию. В мотивации младших школьников большое место занимают широкие социальные мотивы – долга, ответственности. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Большое место занимают в мотивации младшего школьника мотивы благополучия и престижа.

2. Обучение должно вестись в зоне ближайшего развития, т. е. когда дети сами не могут ещё выполнять какие-то действия, но при помощи учителя научаются их выполнять. Учащихся нужно учить лишь тому, что они ещё не знают, не умеют.

3. Процесс обучения должен состоять из постановки перед учащимися каких-то проблем, задач. Т. к. лёгкое, бездумное учение не только не полезно, но и вредно, ибо притупляет мышление, разрушает волю.

4. Важно, чтобы ребёнок учился не только у учителя, но и у своих сверстников. Многие качества личности, такие, как адекватная самооценка, самосознание своих индивидуальных особенностей, умение правильно учиться и др. , формируются главным образом в межличностном деловом общении сверстников.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:

1. Л. М. Фридман «О психологии младшего школьника» ж. «Начальная школа: плюс, минус» № 2, 2001 г.

2. А. Н. Малюков «Эмоциональное переживание и развитие личности школьника» ж. «Начальная школа: плюс, минус»№ 6,2000 г.