Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Чтение – основа обучения

Чтение – основа обучения

« Чтение – основа обучения» – это педагогическая проблема, над которой я работаю. Проработав в школе учителем начальных классов довольно долгий срок (30 лет), убеждаюсь постоянно в том, что для успешного обучения дети должны хорошо читать.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования чтение рассматривается как универсальное учебное действие. Одним из условий успешного обучения будущего читателя и реализации требований стандарта нового поколения – овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Минимальные литературоведческие понятия вводятся для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научить его осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать потребность в чтении, общении с книгой.

Главной целью любого предмета, в том числе чтения, является развитие личности ребёнка, его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей. И я считаю, чтобы учёба была успешной, надо научить ребёнка хорошо читать, бегло, осознанно. Так, навык чтения необходим на любом уроке, будь то чтение, русский язык, окружающий мир или математика. Быстро прочитанная учеником задача будет решена быстрее, нежели учеником слабо читающим, легче будет разобраться в упражнении по русскому языку, выполнить необходимые задания, а уж большие по объёму тексты по окружающему миру будут легче восприниматься, так как ребёнок читает осмысленно.

Таким образом, главным направлением в своей работе я считаю обучение грамотному, вдумчивому и беглому чтению.

Цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Чтобы достигнуть этой цели, нужно вводить учащихся в культуру, учить осваивать их культурные и нравственные образцы, выработанные народом нашей страны и в мире. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которые дети усваивают нравственные ценности.

Велико значение литературного чтения в воспитании и развитии учащихся. Тем более в наш век компьютерных технологий дети много времени проводят возле компьютеров, а средства массовой информации часто разрушают установленные временем нравственные ценности. Становится трудно достучаться до сердец наших учеников.

Сейчас дети не любят читать, они лучше ориентируются в клавиатуре компьютера, чем в оглавлении книги. Поэтому своей прямой обязанностью считаю необходимым вовлекать их в чудесный мир книг, учить читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, способствовать развитию читательской деятельности.

В начальной школе существует два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности ( внеклассное чтение). Внеклассное чтение является обязательной подготовкой к самостоятельному чтению.

Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Для этого у нас в классе создан «Уголок чтения», в котором периодически выставляются детские книги. Ответственным за «Уголок» является библиотекарь, хорошо читающий ученик. Он предлагает ребятам для прочтения книги, заинтересовывает их. Проводит конкурсы рисунков по прочитанным произведениям.

Очень любят ученики литературные викторины по сказкам, рассказам детских писателей. Эти викторины выявляют детей, которые много и с удовольствием читают, а это является стимулом для других ребят – быть лучшим знатоком книги.

Занимаемся мы и проектной деятельностью. Так как 2014год в России объявлен Годом культуры, мы решили подготовить проект «Что за прелесть, эти сказки» по сказкам А. С. Пушкина, ведь именно он является ярчайшим представителем нашей русской культуры. Были организованы рабочие группы, которые вели свою работу в определённом направлении. Например, «Искатели» – занимались поиском художественных книг со сказками А. С. Пушкина и статей о жизни и творчестве поэта; «Изобретатели»– одни рисовали, другие – лепили из пластилина, третьи – изображали сказочных героев путём аппликации; «Литераторы» – разработали конкурсную викторину по сказкам; «Артисты» – готовили небольшие инсценировки по сказкам.

На обобщающем этапе проекта ребята продемонстрировали свою проделанную работу. Гости, которые присутствовали на занятии, оценили проведённую детьми работу. Им понравились чтецы и артисты, одетые в красивые костюмы, сделанные при активной помощи родителей. Особо гости отметили красочно оформленную выставку рисунков и поделок. А от показанной презентации, которую помог приготовить мой бывший ученик, были в восторге.

Я считаю, что такая совместная работа сближает детей между собой и с книгой, у них появляется желание читать!

Как хорошо, когда ученики начальных классов умеют правильно, бегло и выразительно читать! Хорошо читать! А что значит «хорошо читать»? Это, конечно же, владение техникой чтения.

Работа над техникой чтения – процесс длительный и не для всех учащихся иногда привлекательный. Но без нормальной техники чтения учение в старших классах будет затруднённым. Считается, что к концу начальной школы ученики должны читать 90-100 слов в минуту. Я провожу проверку техники чтения каждую четверть и в конце года. Радуемся все вместе, если есть рост количества прочитанных слов в минуту. В «Уголке чтения» у нас нарисована «Гора Читалочка». На ней наглядно видны результаты учащихся по технике чтения. Ребята стремятся «добраться до вершины горы» к концу года. Это ещё один стимул для повышения желания читать.

Также для повышения эффективности уроков литературного чтения и внеклассного чтения я использую творческие виды работ:

– пересказ от одного из персонажей;

– инсценировка;

– иллюстрирование прочитанного;

– составление кроссвордов, ребусов по наиболее понравившимся произведениям.

Творческий подход в работе помогает ребёнку приобщиться к литературе, желанию читать, познавать мир, что приводит к расширению читательского кругозора. На уроках чтения часто создаю проблемные ситуации, например, закончи рассказ, задай вопрос по прочитанному произведению, придумай своё окончание рассказа. Эту работу предлагаю выполнять в группах или в парах.

Хорошо читающие дети помогают мне на уроках тем, что находят дополнительную интересную информацию к уроку в интернете. Мы вместе с удовольствием прослушиваем записи настоящих артистов, просматриваем фрагменты художественных фильмов и мультфильмов по читаемым произведениям. Дети по ним дополнительно учатся артистичности, правильной красивой культуре речи.

В содружестве литературы, изобразительного искусства и музыкального сопровождения происходит становление ученика – литератора, ученика, желающего читать книги.

Разнообразная работа с книгой помогает выстраивать фундамент для формирования главного в навыке чтения – понимания и осознания. С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открыть, вырастить, воспитать.

Истоки читательского таланта лежат в детстве. Поэтому мы, учителя начальной школы, должны заложить основы культуры чтения у наших воспитанников с первого года обучения.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования (Утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897)

2. М. К. Господникова и другие «Проектная деятельность в начальной школе.