Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методы преодоления неудовлетворенности педагога профессиональной деятельностью

Методы преодоления неудовлетворенности педагога профессиональной деятельностью Важное место в жизни педагога занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения. Между тем, с сожалением приходится констатировать, что достаточно большое количество педагогов испытывает неудовлетворенность своей деятельностью, в которой не редко преобладают негативные эмоции, накапливаются раздражение и горечь, нарастает физическая и эмоциональная усталость. Почему это происходит?

Причины тому разные, и у каждого педагога неудовлетворенность (как явление временное, ситуативное или затянувшееся, ставшее хроническим) вызваны конкретными обстоятельствами. Тем не менее, не претендуя на полноту и основательность классификации, обозначим типичные причины неудовлетворенности, чаще всего называемые педагогом:

¨ Недостаточное материальное и моральное вознаграждение за тяжелый педагогический труд;

¨ Неуважительное отношение к педагогу со стороны обучающихся и низкий престиж профессии в обществе;

¨ Жёсткость, чрезмерная требовательность, а порой и грубость администрации;

¨ Многообразие требований и обязанностей, возлагаемых на педагога, и столь же многообразная и многоуровневая ответственность (причем не только за себя и учащихся, но и за родителей) и другие.

Неудовлетворенность свидетельствует и о возникших отклонениях, нарушениях в профессиональном развитии. Ими могут быть:

– Отстаивание, замедленный профессиональный рост, например, из-за болезни, длительной нетрудоспособности;

– Несформированность компонентов профессиональной деятельности, таких как мотивация, средства и способы труда, самоконтроль и самоанализ, что снижает уровень профессионализма, квалификации, затрудняет работу;

– Бедность профессионального общения из-за усталости, монотонии, напряженности;

– Утрата нравственной значимости труда, ценностных его смыслов;

– Ослабление прежних профессиональных качеств – снижение работоспособности, падение интереса к работе, замедленность реакции, профессионального мышления в критических ситуациях.

Неудовлетворенность делом и собой свидетельствует о профессиональном кризисе, что может происходить на любых возрастных и профессиональных этапах деятельности учителя. В этом случае неудовлетворенность провоцируется внутренними причинами, когда педагог существенно пересматривает профессиональные ценности, мотивы, заново осознает смысл педагогического труда. Кризис наступает, когда привычное, освоенное в профессии уже не удовлетворяет, а новое еще не найдено, и появляется ощущение исчерпанности своих деловых и личностных возможностей. Если справиться с кризисом как естественным сопровождением профессионального роста не удается, то могут возникнуть различного рода личностные деформации – искажение реального «образа Я», негативное отношение к себе и к другим людям.

Таким образом, проблема неудовлетворенности в профессиональной деятельности далеко не праздная и заслуживает пристального внимания прежде всего самого педагога, требует её осознания. Преодолеть состояние неудовлетворенности поможет анализ сложившейся ситуации, способность увидеть объективную картину событий, выделить те факторы, которые становятся стрессорами на рабочем месте. Важно понять: что служит причиной стрессового напряжения, неудовлетворенности педагога? Ученые выделяют следующие причины:

– Постоянно не хватает времени у педагога, и он не успевает из многих необходимых дел;

– Слишком часто педагог испытывает усталость;

– Некоторые педагоги считают, что у коллег получается лучше, что они достигают больших успехов;

– Гораздо чаще приходится делать не то, что хотелось бы, а что нужно, входит в обязанности;

– Педагог не чувствует уважения со стороны учащихся (коллег, родителей, администрации);

Необходимо определить, что конкретно беспокоит, и внимательно отнестись к тем сферам деятельности, которые стрессогенны для педагога, вызывают чувство неудовлетворенности. Оценка их поможет перевести такие сигналы из эмоциональной сферы в рациональную. Если понятна суть происходящего, то легче будет найти способы преодолеть эмоциональный дискомфорт. Вам придется определить стратегические и тактические свои позиции, линии поведения, способы действия в сложившейся и не удовлетворяющей педагога ситуации. Эти размышления приведут вас к убеждению в том, что целесообразнее стремиться к обновлению, чем покорно следовать сложившейся ситуации, сетуя на других и ощущая постоянное недовольство собой.

Профессия педагога такова, что наряду с общими стрессогенными факторами в ней присутствует множество профессиональных стресс-факторов: постоянная повышенная ответственность и необходимость быть объектом наблюдения и оценивания, каждодневно (а то и ежечасно – на занятиях) подтверждать свою компетентность, преодолевать непредсказуемость ситуаций, непостоянство деятельности (необходимость быть готовым к обсуждению любой темы, к контакту с разными аудиториями, к любой форме занятия). Эта вечная изменчивость как основная характеристика педагогической деятельности и вызывает постоянную напряженность, внутреннюю настройку на определенное поведение, мобилизацию сил на активные и целесообразные действия, реакции. Все это требует повышенной интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой готовности. Можно ли воспитать в себе эту готовность к специфике профессиональной деятельности, к её изменчивости, содержательной неопределенности, а значит – и к стрессогенности. (см. приложение №1).

Снизить стрессогенность условий своей деятельности очень важно, но это лишь одно из направлений педагогических усилий по определению неудовлетворенности в работе. другое направление – осознание своих личностных особенностей, усиливающих и закрепляющих неудовлетворенность.

По мнению самих педагогов, наиболее травмирующими причинами, вызывающими неудовлетворенность, становятся издержки отношений профессионального общения, межличностного взаимодействия в процессе педагогической деятельности. Поэтому стоит поговорить и о направлении собственных усилий помогающих преодолеть ситуацию неудовлетворенности. Это – развитие своих коммуникативных умений и навыков, повышение коммуникативной культуры. Как говорил Ф. Ницше, «помогай себе сам, тогда поможет тебе каждый». И, видимо, был прав: чтобы изменить соотношение к себе других, надо измениться самому.

Каковы же наиболее проблемные для учителя аспекты педагогического (профессионального) общения? Традиционно, в течении долгих лет, внимание и основные усилия педагога были направлены на удовлетворение потребностей учащихся в получении информации, знаний, что на определенном этапе системы образования было вполне обоснованно. в какой-то степени это абсолютизировалось в сознании педагога. Но времена изменились, изменился социум, и педагог уже не столь авторитетный, всеобъемлющий исчерпывающий источник информации (есть многоканальное ТВ, компьютер, Интернет-общение). Это надо понять и принять. Акценты в взаимодействии между педагогом и учащимся сместились. Принятие какой-либо информации от педагога сегодня может быть эффективным только на основе конструктивного общения, когда учащиеся признают во взрослом лицо значимое, референтное, уважаемое в силу особых личностных качеств. Наиболее успешными и популярными среди современных школьников становятся учителя с более выраженной общительностью, умением устанавливать контакты с учащимися с открытостью, активностью, дипломатичностью и тактом, более выраженной экспрессией, выразительностью в процессе общения. В группе признаваемых школьниками характеристик выходят также эмоциональная пластичность, высокий самоконтроль эмоций и поведения, глубина эмоциональных переживаний и в то же время интуитивность восприятия действительности, артистичность. Сегодняшней действительности соответствуют и такие качества, как повышенная уверенность в себе и в своих силах, адекватность восприятия себя и действительности, развитая внутренняя самодисциплина, адекватная самооценка. Совокупность этих качеств определяет партнерский тип личности.

Педагогу стоит расширить «зону» поиска неопробованных резервов личности в коммуникативной сфере, определить неиспользованные личностные ресурсы. Конечно, это трудно, поскольку требуется пересмотреть некоторые стереотипы своего профессионального поведения, отказаться от чрезмерной авторитетности и категоричности, от навязывания другому своего стиля общения. Но если стремление увидеть себя в общении в ином ключе, в иной роли будет достаточно сильным, то достижение результата окажется возможным. При этом не будем отрицать, что далеко не все в профессиональном общении зависит только от личности педагога. В контакте с учащимися, коллегами, родителями педагогам приходится сталкиваться с грубостью, бестактностью, иногда и с оскорблениями. Чтобы сохранить достойный уровень общения в таких ситуациях, надо уметь защитить себя – порой в жесткой, но социально-приемлемой форме, сохранить при этом достоинство и нравственный облик. психолого-педагогический смысл и значимость этической защиты в том, чтобы косвенно и ненавязчиво скорректировать поведение учащегося, «негласно» предложить ему другой вариант поведения – этического. Педагог создает некий образец для подражания в ситуациях осознанного и неосознанного посягательства на достоинство личности. Смысл этической защиты и в том, чтобы сохранить взаимоотношения, не отрезать путь к дальнейшим контактам, совместным решениям педагогических задач. (см. приложение №2).

Каждый из способов этической защиты предполагает уход от негативной оценки совершенного действия. Задача педагога в том, чтобы оставить партнера как бы наедине со своим поступком, со сказанными словами и главное – переложить осмысление происходящего на того, кто совершает оскорбительный выпад. Способы этической защиты полезно взять на заметку всем педагогам, это позволит сохранять эмоциональное равновесие в напряженных ситуациях общения в непредсказуемом образовательном процессе.

Очень частой причиной неудовлетворенности профессиональным общением может быть ощущение того, что человеком манипулируют, помимо его интересов и желаний, вынуждают совершать действия, нужные манипулятору. (Таковым может быть и руководитель школы, и родитель, и коллега).

Манипулирование человеком, как правило, содержит в себе нечто уничтожительное, обидное, снижающее статус, разрушающее достоинство. Вот почему оно обычно вызывает негативные эмоции, опустошенность, недовольство собой. Признаками, свидетельствующими о манипулировании в общении, могут стать такие ситуации:

¨ Вас запугивают, стремятся вызвать страх («Если вы не сделаете это, то…»).

¨ Манипулятор заставляет вас переживать вину и раскаивание за то, в чем вы не виноваты («Вы один виноваты в том, что…»);

¨ Ваш партнер по общению пытается сделать так, чтобы вы почувствовали подавленность, неуверенность в себе, снизили самооценку («Вы такой человек, что…», «Вы всегда делаете не то, что нужно…»).

¨ В вас пробуждают чувство навязанного долга («Вы должны это сделать, а хотите вы этого или нет не имеет значение». ).

Другой важный аспект в общении с манипулятором – освоение и применение некоторых техник общения, позволяющих вовремя остановить или значительно снизить его активность. Суть этих техник в том, чтобы каждый раз смело и прямо говорить о том, что делает манипулятор по отношению к вам; что вы при этом чувствуете; что реально происходит в процессе взаимодействия между вами и манипулятором.

Справедливости ради обратим внимание и на другую сторону проблемы манипулирования: обязательным условием удовлетворенности в педагогическом общении является отказ самого педагога от манипулирования как от такого вида психологического воздействия, при котором отношение к другим становится средством достижения собственных целей.

Таким образом, удовлетворение в работе – результат не только внешних обстоятельств, вознаграждений (признание или уважение окружающих, достойный уровень общения), но и внутренних (самоутверждение, самопохвала за достойное поведение в конфликте и др. ). Очень многое в этой проблеме зависит от восприятия и понимания ситуации самим педагогом, от прогнозирования им последствий поведения выбираемого в условиях неудовлетворенности. Совершенно очевидно, что в самом человеке есть нечто такое, что можно отнести только к его личной инициативе. Чувство удовлетворенности от работы во многом зависит от частных, казалось бы, незначительных обстоятельств, создаваемых им самим. Важно признать ответственность за выбор из множества различных, каждодневных возможностей способа реализации своих замыслов, планов, желаний, способностей. Известно, что чем больше усилий человек прилагает к работе, чем более она для него стимулирующий и привлекательный фактор («работа как ценность»), тем выше результативность деятельности и удовлетворенность ею. Иначе говоря, чем более человек «вкладывается в работу» (инвестирует в труд свою личность), тем труд только результативнее и мотивированнее. Такое инвестирование дает не только результат, но приносит удовлетворенность делом. Следственно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенностью работой без значительных усилий (вложений) в неё. Есть некоторые способы самомотивирования, которые полезно знать (см. приложение №3).

И последнее. Попробуем отнестись к обстоятельствам, вызывающим негативные эмоции, по-философски. Тот период, когда педагог был удовлетворен профессиональной деятельностью и ему сопутствовала удача, можно определить как время активности, эффективных действий и актуализации. А период, когда мучает неудовлетворенность, а порой усталость и апатия, попробуйте воспринять как время потенциального накопления энергии, глубокого осмысления и оценки уже достигнутых результатов, когда надо прислушаться к себе, проанализировать пройденный этап жизни и деятельности, внести изменения в систему своего развития. Ведь даже конфликты могут быть необходимыми спутниками, которые помогут самонастраивающейся личности развиваться оптимально в процессе профессиональной деятельности, осознавать свои актуальные потребности.

Следуя философской логике, уместно предположить, что то или иное заболевание (а устойчивые негативные эмоции, вызванные неудовлетворенностью работой, общением – не что иное, как «заболевание») связано с необходимостью очищения. Главное в этот период – понять, что человек может и должен извлечь из своего недуга, что ему следует осознать, какие выводы сделать по поводу следующего жизненного этапа и восстановления равновесия в деятельности. Всякие негативные изменения, как известно, побуждают разум к выживанию.

Период неудовлетворенности в работе имеет не только отрицательные, но и положительные стороны, благотворно влияющие на человека.

Личностный потенциал современного педагога достаточно богат, характер закален в трудностях, и значимой для себя ситуации. Он сумеет прибегнуть к психологической саморегуляции, проявить способность к новому целеполаганию и достичь нового уровня реализации в профессии, удовлетворенности его и жизнью.

Приложение №1

Предлагаю несколько общих рекомендаций, которые помогут вам обрести определенную стрессоустойчивость.

Регулярно планируйте (дела календарные, текущие), чтобы не допускать дезорганизации и путаницы в намеченном.

Ø Признавайте и принимайте некоторые ограничения, чтобы не подвергать себя ощущению несостоятельности и несоответствия; ставьте только достижимые цели.

Ø Избегайте ненужной конкуренции: слишком сильное стремление к выигрыванию во многих областях жизни создает тревогу и напряжение, делает человека излишне агрессивным.

Ø Будьте положительной личностью, избегайте критиковать других, сосредоточьте внимание на положительных качествах окружающих, хвалите их за то, что вам в них нравится.

Приложение №2

Перечислю некоторые способы этической защиты:

– Вопрос на воспроизведение («Повторите, пожалуйста, я не расслышала, что вы сказали». Как правило, негатив после такого вопроса не воспроизводится, а звучит варианты фраз в общепринятых и более приемлемых формах);

Наивное удивление («Разве такое возможно? Могу ли я верить своим ушам?» Такое замешательство может быть выражено как вербально, так и невербально);

– Взять вину на себя и истолковать причины этического нападения собственными просчетами, какой-либо своей слабостью («Наверное, я вас обидела, иначе вы бы…», «Возможно, я вела себя не так, как следовало бы» – функция оценки как бы перекладывается на другого, а собственное положение укрепляется за счет некоторой уступки и уверенности в твоем авторитете, достоинстве, что усиливает уважение к такому партнеру);

– Ссылка на особенности характера («Мне жаль, но я не умею и не могу разговаривать в таком тоне». «Я плохо понимаю суть дела, когда кричат». Тем самым вы снизите агрессивность партнера и «негласно» предложите ему более высокий уровень общения);

– Доброжелательное толкование поступка другого человека («Наверное, вы хотели договориться со мной о том, чтобы…помочь дочери в…». Объяснение грубости, бестактности добрыми мотивами сохраняет положительные отношения к партнеру, возвышает его и ставит в ситуацию осмысления своего поведения).

Приложение №3

1. Настраивайтесь на успех, то есть осознанно и уверенно выбирайте поведение, ориентированное на реализацию общественных и личностных норм, ценностей, достижение намеченных планов и целей.

2. Возьмите на себя основную ответственность за свою мотивацию к жизни, к работе. чем в большей степени вы ощущаете себя хозяином своего поведения, чем выше ваши усилия и личностный вклад в деятельность, тем выше мотивированность и удовлетворенность.

3. Определите приоритеты своих целей. В разное время приоритетные для человека сферы его жизнедеятельности (самореализация, семья, здоровье, карьера, ближайшее окружение, духовность) могут выстраиваться в разную по значимости шкалу, позволяя нам контролировать срочность и значение выполнения задач. Умение ставить перед собой четкие и ясные цели, а затем планировать их достижение делает человека преуспевающим в жизни. При этом важно иметь в виду их соизмеримость, достижимость и реальность исполнения, обдумывать и находить адекватный способ продвижения к цели, соответствующий возможностям для её реализации.

4. Выработайте в себе аналитическое отношение к кризису, воспринимайте его как необходимый этап развития, личностного роста. Ищите новые решения старых проблем. Из кризиса научитесь извлекать уроки, делать ценные выводы.

5. Доводите начатое, задуманное до конца. Приучите себя, столкнувшись с препятствиями и отказами, не отступать от желаемого, от запланированного.

6. Уважайте себя, старайтесь себе нравиться. Чувство неуверенности в себе блокирует социальную активность. Заниженная самооценка часто становится результатом того, во что вас заставили поверить окружающие люди, навязавшие вам свое мнение.