Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Практическая реализация процесса выбора профиля обучения

Практическая реализация процесса выбора профиля обучения

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе – развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Проблема профориентации является педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по масштабу. Она имеет различные аспекты: экономический, социальный, психологический, медико-физиологический, педагогический.

В связи с этими задачами можно выделить основные направления профориентационной работы:

1. Профессиональное просвещение.

2. Формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии, развитие устойчивого интереса к профессиям.

3. Изучение индивидуальных психологических особенностей школьников в целях профориентации.

4. Консультации по вопросам выбора профессии, продолжения образования.

В ходе проведения диагностик был подобран комплекс методик, которые позволяют ученику оценить свои качества.

1. Методика Дж. Холланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности». Данный метод позволяет выявить шесть психологических типов личности: реалистичный (техника, мужские профессии), интеллектуальный, социальный, конвенциальный (знаковые системы, требующие структурированности), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших результатов. http://brainmod. ru/tests/career-guidance/holland/

2. Методика «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой для определения профессиональной готовности как субъективного состояния личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке своих склонностей и возможностей. (Ильин Е. П. , 2004, 449). Описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации, которые предъявляются человеку в процессе труда или учебы, соотносятся с наиболее типичными представителями профессий по пяти профессиональным сферам: «Ч—З», «Ч—Т», «Ч—П», «Ч—Х», «Ч—Ч». http://abiturientu. com/orient/tests/opg/

3. Тест Шмишека. Тестирование можно пройти на сайте: http://www. infamed. com/psy/alt19_1. html

4. Тест Спилбергера. Тестирование можно пройти на сайте: http://www. infamed. com/psy/alt25_1. html

5. 16-ти F опросник Кеттелла http://abiturientu. com/orient/tests/opg/ В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации определенных умений

6 Тест на темперамент Айзенка акцентуации характера. Тестирование можно пройти на сайте: http://www. psyq. ru/test/temperament_test. html , где будет сразу построен круг Айзенка.

7 «Профессьянс» http://www. proforientator. ru/

Если интересы сформированы, интегрированы в общую структуру индивидных и личностных особенностей, можно определить один или два возможных профиля обучения. По возможности диагностики лучше проводить в компьютерном классе, это повышает качество проведения диагностики и значительно сокращает время ее обработки.

С развитием процессов самопознания у подростков наблюдаются качественные изменения мотивов, они становятся более устойчивыми, многие интересы приобретают характер стойкого увлечения. «Подросток открывает свой внутренний мир с его возможностями, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности… внешним коррелятом этого развития является возникновение жизненного плана как известной системы приспособления, которая впервые осознаётся подростком». (Л. С. Выготский, 2002, 755).

Профессиональное просвещение

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В Москве создан центр, где можно получить самую полную информацию по выбору профессии и учебного заведения: http://www. proforientator. ru/

Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения и занятия. Еще одним важным фактором профессионального выбора являются умственные способности, и тому имеется много причин.

Становление личности возможно только за счет развития интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, а также развития самостоятельности и автономности, мотивации самоактуализации и мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития. (Л. С. Выготский, 2002, 171).

В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что подросток начинает более серьёзно задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора.

Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство учащегося с его результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностики врождённых индивидуально – типических свойств психики (психофизиологических, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни консультант может дать рекомендации следующего плана:

как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;

от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям;

как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путём проб и ошибок.

В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать представления подростка об уровне развития у него некоторых индивидуальных особенностей, необходимых для различных профессий.

Список литературы

Выготский Л. С. Психология. М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с. (Серия «Мир психологии).

Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана. – С-Пб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 С. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).

Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М. : Генезис, 2000. – 128с. : ил.

Т. Ю. Кондратьева,

педагог – психолог лицея № 1548,

руководитель социально-психолого-педагогической службы учебного комплекса.