Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие естественнонаучных способностей обучающихся на уроках окружающего мира и технологии в начальной школе

Развитие естественнонаучных способностей обучающихся на уроках окружающего мира и технологии в начальной школе

Немного истории. Ян Амос Коменский создал стройную систему всеобщего образования. Его система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в XVIIв. и, в общем XVIII – XIXтоже.

К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они так же имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в ХХ веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях.

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Например, сейчас вы выбираете школу, учителя, систему обучения. Ваш ребенок должен выбирать профессию, друзей и т. д. В своей трудовой деятельности ребенок должен видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее подходящие из них. И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией.

Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения.

Актуальность проблемы. В настоящее время педагогическая наука в России, путем введения новых образовательных стандартов, открывает новые горизонты для развития системы образования и педагогической практики. Важным направлением в этом процессе является естественнонаучное образование, имеющее большие возможности для улучшения отношения школьников к учению, развития познавательных интересов, формирования научного мировоззрения и современной картины мира.

«Мало кто из учеников в настоящее время зачастую может осуществить правильное решение той или иной проблемы из-за линейного (одномерного) стиля мышления, предполагающего жёстко определённый ход мысли, однозначную связь между явлениями. Ярко выраженная одномерность мышления препятствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и затрудняет межличностное общение.

Противоположностью линейному мышлению является многомерное (многовариантное, альтернативное) целостное мышление. Целостное мышление – расходящееся мышление (мышление в различных направлениях) – предполагает несколько или множество ответов на один вопрос. Процесс развития мышления ученика оказывается направленным на активизацию его внутренних личностных ресурсов с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии».

Мой нынешний класс занимается по системе Л. В. Занкова. Её можно назвать системой раннего интенсивного всестороннего развития личности.

Характеристика системы. Некоторые принципы системы :

Принцип обучения на высоком уровне трудности является ведущим принципом системы, ибо «только такой учебный процесс, который систематически даёт обильную пищу для напряжённой умственной работы, может служить быстрому и интенсивному развитию обучающихся».

Системность и Функциональность – учебный материал предъявляется ученикам в виде взаимодействующей системы, где каждая единица учебного материала взаимосвязана с другими единицами и изучается в единстве всех её функций.

Коллизии – это столкновение. Столкновение старого, бытового понимания вещей с новым научным взглядом на их сущность. Эти противоречия на уроке рождают спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать точки зрения других учеников.

Вариантность– выражается в гибкости процесса обучения. Одну и ту же задачу можно выполнять разными способами, которые выбирает сам ученик. Одно и то же задание может преследовать разные цели.

Методы обучения – частично-поисковый и проблемный.

Частично-поисковый метод является более целесообразным на первом году обучения.

На уроках окружающего мира я использую познавательные задачи, которые включают элементы противоречий, это вызывает у школьников стремление высказать свои суждения, предположения. Условия некоторых задач допускают, что ученики могут что-то не знать, но найдут правильное решение, выстроив цепочку логических рассуждений и проведя необходимый анализ.

Примером может служить любой урок Окружающего мира и технологии. Достаточно посмотреть на учебно-тематичекское планирование в 1 классе.

30 (6). Ориентирование

в пространстве

и времени

(материал может

быть использован

ранее).

Запоминать слова, обозначающие направление (вверх, вниз и т. д. ). Ориентироваться в

пространстве относительно себя и предметов. Определять время на часах (целый час)

31 (7). Как открывали новые

земли (материал

мог быть

использован

ранее).

Использовать текст для поиска

необходимой информации. Слушать и формулировать ответ на заданный вопрос. Строить собственные высказывания. Различать достоверные факты и вымысел в различных информационных источниках

Раздел «Природа»

Вселенная, или Космос

Земля как планета

Значение воды на Земле

Значение воздуха на Земле

Разнообразие природы

Неживая и живая природа

Живая природа

Царства живой природы

Зависимость растений от природных условий

Растения и человек

Разнообразие растений и животных

Земная поверхность

Раздел «Планета Земля»

Модели и изображения Земли

Тепловые пояса Земли

Облик Земли постоянно меняется

Как открывали новые земли

Важным структурным элементом являются рисунки.

Они нацелены на раскрытие основных идей познавательных задач, обеспечивая их наглядное выражение. Многообразие природы, ее экологическая целостность, единство природы и человека, хрупкость и уязвимость природы – все это отражается в детских рисунках.

Современное начальное общее образование (ФГОС нового поколения) призвано формировать у младших школьников универсальные учебные действия в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающие способность к организации самостоятельной деятельности.

Для достижения общих задач обучения необходимо определение надпредметных знаний, умений и способов деятельности каждого учебного курса и объединение усилий всех учебных предметов. Соблюдение данного условия позволяет формировать образовательное пространство обучающегося, что, в свою очередь, и способствует комплексному изучению окружающего мира.

Сложность на данном этапе заключается в противоречиях между ростом научных знаний об окружающем мире и сложностью их дидактической обработки для первоклассников. Решение этой проблемы на уроках окружающего мира является на сегодняшний момент первостепенной. Чего нельзя сказать об уроках технологии. Так как на уроках прикладного творчества важна всё-таки практическая работа, то теория подается в очень сжатом виде, как информационная справка, тем более, что у детей уже есть минимальный жизненный опыт и запас знаний об окружающем мире, и они могут поделиться ими с одноклассниками.

Сегодня для работы с учениками 1 класс по новым ФГОСТ мне необходимо отбирать и создавать для работы различный методический и дидактический материал, а также использовать различные приемы, направленные на формирование специальных и интеллектуальных умений.

Приходится учитывать такую особенность младших школьников, как слитность мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, ребенок начинает мыслить аналитически. Сначала он воспринимает мир целостно.

«Ребенок – это тот же человек, только маленький» – как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.

Процесс обучения строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. Урок ведется в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарища, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения. »

«Ошибка – находка для учителя!» – говорил Л. В. Занков. Вдумайтесь в этот афоризм. «На ошибках учатся», – говорит русская пословица. Наверное, эти слова неслучайно похожи по смыслу.

– Можно ли облегченно готовить к взрослой жизни?!

«Трудность» в получении знания, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок.

А по поводу изучения окружающего мира процитирую вам следующий диалог с одной моей ученицей:

Первоклассница: Лена: «Какой сейчас урок?»

Я: «Математика».

Она: «Всей душой ненавижу математику!»

Я: «…. . ?»

Она: «Вот бы Окружающий был каждый день! Там можно

порассуждать, узнать что-то новое! »

После этого я задумалась над тем, как бы для неё сделать и Математику такой же.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. ФГОС начального общего образования: М. «Просвещение» 2009

2. Концепция и теория системы развивающего обучения Л. В. Занкова. http://www. zankov. ru/about/concept/ 2001-2013 г. г.