Профессиональная подготовка на уроках русского языка и литературы
Профессиональная подготовка на уроках русского языка и литературы Любая профессия и специальность предъявляют определенные требования к человеку. Профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.
Многим молодым людям в нашей стране бывает очень трудно выбрать свою профессию. Почему-то у нас принято считать, что счастье только в семье, в хорошей семье. А ведь «счастливый человек – это тот, кто с удовольствием утром идет на работу, а вечером с удовольствием возвращается домой». Поэтому очень важно выбрать любимую профессию. А у нас получается так, что основная масса людей всю жизнь ходят на нелюбимую работу. Что же делать для того, чтобы так не происходило? А происходит это, наверное, потому, что в детстве эти люди не получили достаточных знаний о том, какие существуют профессии. С какими, например, профессиями сталкиваются наши дети каждодневно? С профессией учителя, продавца, некоторые – врача. Пожалуй, все. А сколько остается за горизонтом их зрения? Кто же должен познакомить ребенка с морем существующих профессий? Видимо, этот труд должен взять на себя учитель.
Приобщить ученика к труду – одна из важных задач учителя, и реализовать ее нужно с первых школьных лет.
Приобрести знания и умения дети могут на уроках по основам наук, трудовому обучению, на факультативных занятиях, в разнообразных кружках, самостоятельно работая с книгой. На уроках русского языка в среднем звене учащиеся пишут сочинения на темы: «Профессии наших родителей», «Кем я хочу быть и почему?», «Моя любимая профессия» и т. д. При подготовке к сочинению ребятам дается задание: понаблюдать за работой людей разных профессий – водителя автобуса, продавца, учителя, работника почты и т. д. Что и в какой последовательности они делают, как называются инструменты, которыми работающий пользуется, в чем проявляется его заинтересованность в деле, его мастерство.
На уроках русского языка мы часто работаем с комплексным анализом текста. И прежде чем начинать орфографическую и пунктуационную работу, говорю о содержании текста. Часто подбираю такие тексты, которые способствуют трудовому и профессиональному воспитанию учащихся. И уроки развития речи помогают в этом. Учащиеся высказывают свое мнение, пытаются сформулировать свое видение проблемы. У них складывается свое отношение к данной теме. Вот, например, в 8 классе провожу свободное изложение по теме: «Хлеб – чудеснейшее открытие человечества». На таком уроке учитель должен донести до ребят героизм повседневного труда.
Цель уроков по проблеме трудового воспитания – доказать, что именно труд во многом формирует человека, он является необходимым компонентом жизнедеятельности человека. Отношение к труду своего рода показатель моральной ценности человека. Труд как основа человеческой жизни и основа самой человечности предстает перед нами при обращении практически к каждому художественному произведению на уроках литературы. И здесь задача учителя состоит в том, чтобы подвести к проблеме школьников в процессе творческого осмысления произведения. Урок литературы несет ученикам опыт эмоционально-нравственных отношений. Откуда происходит этот опыт? Это впечатляющие характеры, события, судьбы, поступки, которые дети встречают на страницах художественных произведений. Что такое труд, какова его роль в жизни человека, можно начать рассуждать с первых уроков литературы в 5 классе Изучаем народные и литературные сказки, узнаем, что такое хорошо, что плохо, кто добрый, кто злой, кто бездельник, а кто труженик. Рассказ И. С. Тургенева «Муму» помогает увидеть трудолюбие главного героя, его ловкость, силу, доброту. В курсе 7 класса есть острая гротескная сказка «Как один мужик двух генералов прокормил». В этом произведении тема труда предстает в новом освещении, а именно: труд как реальная жизненно необходимая ценность, ибо труд дает жизнь. Стихотворение В. В. Маяковского «Необычайное приключение…» дает возможность поэтически обобщить тему труда. Поэтическая фантазия позволяет поставить рядом работу солнца и работу человека. Любая работа важна и необходима на земле.
Уроки русского языка и литературы ставят перед учителем конкретную цель – выделить тему труда и связанные с ней проблемы, в том числе и проблему профориентации.
Можно использовать следующие методы и формы с целью выявления и формирования у учащихся общественно-значимых мотивов выбора профессии: наблюдения, анкеты, интервью, диспуты, семинары, читательские конференции, встречи с героями труда, авторами изучаемых произведений.