Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование ИКТ – компетентности учителя начальных классов

Формирование ИКТ – компетентности учителя начальных классов В соответствии с Законом «Об образовании» (2008 г. ) Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе материально-техническим и иным условиям.

Начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, знакомы уже на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Одним из основных положений Стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД) как важнейшего результата реализации Стандарта. Без применения ИКТ формирование УУД в объёмах и измерениях, очерченных Стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Программа формирования УУД на ступени начального общего образования содержит Подпрограмму формирования ИКТ-компетентности, которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные универсальные учебные действия и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов.

Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание внеурочной деятельности школьников.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.

Длительное время в массовой начальной школе ограничивалось именно использованием отдельных цифровых образовательных ресурсов. В ограниченном числе школ имеется большой опыт системного обучения информационным технологиям и использованию ИКТ в проектной деятельности. Сегодня требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и к кадровому обеспечению и техническому оснащению образовательного процесса обязывает учителя пересмотреть своё отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточно времени и сил на формирование собственной ИКТ-компетентности. Только в этом случае учитель может решать профессиональные задачи на уровне представления современного информационного общества, в том числе организовывать образовательную деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащегося.

Для современного человека понятие ИКТ-компетентности означает возможность решать в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности общераспространённые задачи, правильно используя там, где это нужно, широко применяемые средства ИКТ. Современному ИКТ-компетентному учителю ежедневно приходится решать ряд разноплановых личных, бытовых, педагогических, образовательных задач, в которых он использует средства ИКТ. Поэтому, говоря о требованиях к его ИКТ-компетентности, можно выделить несколько групп требований:

– Технологическая, или общепользовательская, компетентность;

– Общеучебная, или метапредметная, компетентность;

– Педагогическая компетентность;

– Профессиональная, или предметная, компетентность.

Для выполнения своих профессиональных функций учителю необходим целый набор программного обеспечения, которое он будет использовать как самостоятельно, так и при совместной работе с детьми.

Самый главный вопрос в любом деле – «С чего начать?». Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно осуществлять на уроках предметных областей «Технология» и «Искусство», так как:

– Данные предметные области, а также их интеграция – художественный труд, с одной стороны, предполагают освоение технических приёмов, с другой – постоянно держат в поле зрения результат деятельности в его прикладном (прагматическом) и эмоционально-эстетическом (художественном) аспектах;

– Данные предметные области имеют дело прежде всего с невербальными объектами или результатами работы (такие объекты все в большей степени проникают в нашу сегодняшнюю деятельность благодаря ИКТ);

– Современное развитие традиционных технологических областей (промышленность, строительство и т. д. ) во многом опирается на ИКТ.

В ходе знакомства с ИКТ внимание учащихся акцентируется именно на технологических (включая технику безопасности и эргономику) и эстетических сторонах применения ИКТ. При этом технологические стороны постоянно «встраиваются» в содержательную деятельность.

Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология».

ИКТ позволяет реализовать одну из приоритетных целей освоения родного языка – развитие коммуникативных способностей учащегося. В современной школе эта цель, как правило, формально провозглашается, но в реальности отодвигается и даже подавляется в угоду целям чистописания, правописания, знания правил грамматики.

ИКТ способствует реализации этой цели, позволяя:

– Органично интегрировать различные способы коммуникации: устную и письменную речь, изображения;

– Обеспечить чистописание и правописание;

– Совершенствовать коммуникативные (информационные) объекты, в том числе письменные сочинения;

– Позволяет различным образом сочетать изучение грамматики с развитием коммуникативных способностей.

В курсе русского языка параллельно происходит развитие и устной, и письменной коммуникации. Устные и письменные сообщения могут фиксироваться (записываться) и трансформироваться (объединяться, сокращаться), т. е. редактироваться.

Помимо вербальной (словесной, текстовой) коммуникации, в информационном обществе активно развивается коммуникация посредством изображений: зафиксированных (запечатлённых) образов внешнего мира; образов, созданных самими учащимися; образов, являющихся посланиями или элементами посланий.

На данных уроках учителя используют технологии, необходимые как для реализации требований Стандарта в данной области, так и для получения дальнейшего образования и профессиональной деятельности в современном информационном обществе.

Учителя используют работу не только в урочное время, но и во внеурочной деятельности, во время проведения индивидуальных занятий с учащимися.

Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и Информатика».

В соответствии с ФГОС изучение математики и информатики в начальной школе должно вестись в рамках единого интегрированного курса «Математика и информатика».

При этом решается целый ряд задач:

– Повысить наглядность обучения за счёт использования цифровых образовательных ресурсов, в которых объекты математики и информатики и операции с ними наглядно представляются на экране;

– Автоматизировать часть вычислений и различных трудоёмких действий (например, вырезание и наклеивание), чтобы достичь более ясного восприятия ребёнком логики учебной задачи в целом;

– Отработать вычислительные навыки на интерактивных тренажёрах;

– Использовать различные виртуальные модели для лучшего понимания математической ситуации при решении задачи;

– Использовать электронные таблицы и диаграммы для представления данных и оперирования ими;

– Работать с геометрическими объектами в интерактивной среде;

– Выполнять алгоритмы, в том числе математические, с помощью компьютерного исполнителя; составлять и записывать алгоритмы.

В соответствии со Стандартом предметная область «Математика и информатика» в начальной школе должна взять на себя определённые стороны формирования ИКТ-компетентности, которые отражаются в следующих наиболее общих компетенциях:

– Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях;

– Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и на компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации;

– Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Построение совокупностей по заданному основанию;

– Построение цепочек (последовательностей); представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек (последовательностей);

– Анализ истинности утверждений, построение цепочек рассуждений;

– Рассмотрение различных вариантов возможных событий и выбор собственного благоприятного действия;

– Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, измерение, изменение, сравнение геометрических объектов.

Несмотря на то, что ни Стандарт, ни основная образовательная программа не указывает конкретные технологии, которые необходимо включить в данную предметную область, их наличие можно рассматривать с точки зрения адекватности средств обучения предметным образовательным задачам. Исходя из требования Стандарта, которое предписывает «активное использование средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач», выделим технологии, необходимые современному школьнику для освоения предметного содержания образовательной области «Математика и информатика». Важнейшими из этих технологий являются:

– Виртуальное моделирование;

– Калькулятор;

– Динамическая геометрия;

– Автоматизация математических навыков;

– Компьютерное тестирование;

– Таблицы и диаграммы;

– Решение задач.