Формирование ИКТ – компетентности учителя начальных классов
Формирование ИКТ – компетентности учителя начальных классов В соответствии с Законом «Об образовании» (2008 г. ) Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе материально-техническим и иным условиям.
Начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, знакомы уже на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Одним из основных положений Стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД) как важнейшего результата реализации Стандарта. Без применения ИКТ формирование УУД в объёмах и измерениях, очерченных Стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Программа формирования УУД на ступени начального общего образования содержит Подпрограмму формирования ИКТ-компетентности, которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные универсальные учебные действия и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов.
Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание внеурочной деятельности школьников.
Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.
Длительное время в массовой начальной школе ограничивалось именно использованием отдельных цифровых образовательных ресурсов. В ограниченном числе школ имеется большой опыт системного обучения информационным технологиям и использованию ИКТ в проектной деятельности. Сегодня требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и к кадровому обеспечению и техническому оснащению образовательного процесса обязывает учителя пересмотреть своё отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточно времени и сил на формирование собственной ИКТ-компетентности. Только в этом случае учитель может решать профессиональные задачи на уровне представления современного информационного общества, в том числе организовывать образовательную деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащегося.
Для современного человека понятие ИКТ-компетентности означает возможность решать в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности общераспространённые задачи, правильно используя там, где это нужно, широко применяемые средства ИКТ. Современному ИКТ-компетентному учителю ежедневно приходится решать ряд разноплановых личных, бытовых, педагогических, образовательных задач, в которых он использует средства ИКТ. Поэтому, говоря о требованиях к его ИКТ-компетентности, можно выделить несколько групп требований:
– Технологическая, или общепользовательская, компетентность;
– Общеучебная, или метапредметная, компетентность;
– Педагогическая компетентность;
– Профессиональная, или предметная, компетентность.
Для выполнения своих профессиональных функций учителю необходим целый набор программного обеспечения, которое он будет использовать как самостоятельно, так и при совместной работе с детьми.
Самый главный вопрос в любом деле – «С чего начать?». Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно осуществлять на уроках предметных областей «Технология» и «Искусство», так как:
– Данные предметные области, а также их интеграция – художественный труд, с одной стороны, предполагают освоение технических приёмов, с другой – постоянно держат в поле зрения результат деятельности в его прикладном (прагматическом) и эмоционально-эстетическом (художественном) аспектах;
– Данные предметные области имеют дело прежде всего с невербальными объектами или результатами работы (такие объекты все в большей степени проникают в нашу сегодняшнюю деятельность благодаря ИКТ);
– Современное развитие традиционных технологических областей (промышленность, строительство и т. д. ) во многом опирается на ИКТ.
В ходе знакомства с ИКТ внимание учащихся акцентируется именно на технологических (включая технику безопасности и эргономику) и эстетических сторонах применения ИКТ. При этом технологические стороны постоянно «встраиваются» в содержательную деятельность.
Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология».
ИКТ позволяет реализовать одну из приоритетных целей освоения родного языка – развитие коммуникативных способностей учащегося. В современной школе эта цель, как правило, формально провозглашается, но в реальности отодвигается и даже подавляется в угоду целям чистописания, правописания, знания правил грамматики.
ИКТ способствует реализации этой цели, позволяя:
– Органично интегрировать различные способы коммуникации: устную и письменную речь, изображения;
– Обеспечить чистописание и правописание;
– Совершенствовать коммуникативные (информационные) объекты, в том числе письменные сочинения;
– Позволяет различным образом сочетать изучение грамматики с развитием коммуникативных способностей.
В курсе русского языка параллельно происходит развитие и устной, и письменной коммуникации. Устные и письменные сообщения могут фиксироваться (записываться) и трансформироваться (объединяться, сокращаться), т. е. редактироваться.
Помимо вербальной (словесной, текстовой) коммуникации, в информационном обществе активно развивается коммуникация посредством изображений: зафиксированных (запечатлённых) образов внешнего мира; образов, созданных самими учащимися; образов, являющихся посланиями или элементами посланий.
На данных уроках учителя используют технологии, необходимые как для реализации требований Стандарта в данной области, так и для получения дальнейшего образования и профессиональной деятельности в современном информационном обществе.
Учителя используют работу не только в урочное время, но и во внеурочной деятельности, во время проведения индивидуальных занятий с учащимися.
Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и Информатика».
В соответствии с ФГОС изучение математики и информатики в начальной школе должно вестись в рамках единого интегрированного курса «Математика и информатика».
При этом решается целый ряд задач:
– Повысить наглядность обучения за счёт использования цифровых образовательных ресурсов, в которых объекты математики и информатики и операции с ними наглядно представляются на экране;
– Автоматизировать часть вычислений и различных трудоёмких действий (например, вырезание и наклеивание), чтобы достичь более ясного восприятия ребёнком логики учебной задачи в целом;
– Отработать вычислительные навыки на интерактивных тренажёрах;
– Использовать различные виртуальные модели для лучшего понимания математической ситуации при решении задачи;
– Использовать электронные таблицы и диаграммы для представления данных и оперирования ими;
– Работать с геометрическими объектами в интерактивной среде;
– Выполнять алгоритмы, в том числе математические, с помощью компьютерного исполнителя; составлять и записывать алгоритмы.
В соответствии со Стандартом предметная область «Математика и информатика» в начальной школе должна взять на себя определённые стороны формирования ИКТ-компетентности, которые отражаются в следующих наиболее общих компетенциях:
– Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях;
– Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и на компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации;
– Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Построение совокупностей по заданному основанию;
– Построение цепочек (последовательностей); представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек (последовательностей);
– Анализ истинности утверждений, построение цепочек рассуждений;
– Рассмотрение различных вариантов возможных событий и выбор собственного благоприятного действия;
– Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, измерение, изменение, сравнение геометрических объектов.
Несмотря на то, что ни Стандарт, ни основная образовательная программа не указывает конкретные технологии, которые необходимо включить в данную предметную область, их наличие можно рассматривать с точки зрения адекватности средств обучения предметным образовательным задачам. Исходя из требования Стандарта, которое предписывает «активное использование средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач», выделим технологии, необходимые современному школьнику для освоения предметного содержания образовательной области «Математика и информатика». Важнейшими из этих технологий являются:
– Виртуальное моделирование;
– Калькулятор;
– Динамическая геометрия;
– Автоматизация математических навыков;
– Компьютерное тестирование;
– Таблицы и диаграммы;
– Решение задач.