Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Обоснование методики внедрения информационно-коммуникационных технологий в серию последовательных уроков в 8 классе

Обоснование методики внедрения информационно-коммуникационных технологий в серию последовательных уроков в 8 классе

На различных этапах урока, таких как объяснение нового материала, закрепление изученного, контроль усвоения знаний, а так же отработке умений и навыков я использую электронные учебники. Применение технических средств, при объяснении нового материала, дает возможность увидеть новое, продемонстрировать наглядно, не пользуясь сухими картинками из книг или из раздаточного материала. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. При контрольно-оценочной деятельности учеников, так же эффективно использовать компьютерные средства. Компьютер дает толчок к саморазвитию и самообразованию ученика. Персональныйкомпьютер позволяет учитывать уровень подготовки учащихся, на основе реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим. На своих уроках я использую мультимедийные средства для обучения в диалоговом (интерактивном) взаимодействии пользователя персонального компьютера и непосредственно самого компьютера. Интерактивное обучение реализует активный способ обучения отходя от пассивного, в данном обучении ученик является главным объектом в процессе обучения.

Для развития творческих способностей учащихся, организации эффективной работы в группах или индивидуальной работы в помощь учителю приходят информационно-коммуникационные технологии.

На своих уроках я часто пользуюсь слайдовой презентацией для:

– актуализации знаний;

– сопровождение объяснения нового материала;

-первичное закрепление знаний;

– обобщение изученного материала.

На практике я использовала три вида презентаций:на этапе актуализации знаний, при первичном закреплении знаний, для обобщения и систематизаций. В процессе актуализации знаний я использую слайды в виде небольшого видеоряда или последовательности рисунков, требующих комментариев. Ученики, часто работая с такими презентациями, на первом уроке предоставили минипроект по одному термину. Так как практическая отработка полученных знаний по новой теме «База данных» проходила в среде табличного процессора, ученики дома подготовили презентации по следующим терминам: назначение электронной таблицы, ячейка, адресация ячеек, виды диаграмм. Так же на данном уроке, на стадии осмысления, учащиеся пользовались персональным компьютером для выхода в Интернет, чтобы найти дополнительный материал по изучаемой теме. При первичном закреплении материала, на рабочем столе каждого компьютера была папка с дифференцированными заданиями.

На втором уроке по теме «Возможности Excell по обработке БД», я применила флипчарт, ученики были заинтересованы перетаскивать смайлики и таким образом формативно оценивать практическую работу.

Для создания благоприятного климата и психологического настроя я использовала flash ролик «Зажигай», мои учащиеся повторяли движения под ритмичную музыку за анимированными человечками.

Во всех своих уроках, я применяла демонстрационно-информационные материалы. Так на уроке «Сортировка базы данных» я вывела на экран примерные вопросы обсуждения, для активной деятельности обучающихся. Когда у учеников возникали затруднения, я разрешала им обратиться за помощью к различным источникам информации, таким как книги по информатике, которых в достаточном объеме в кабинете информатика, а так же с помощью мобильных телефонов, ученики подключались к сети интернет. Так как скорость подключения по локальной сети снижается, данный факт влияет на скорость загрузки найденной дополнительно информации, таким образом пользуясь каналом передачи информации Bluetooth, ученики оперативно скидывали найденную информацию с телефона на компьютер. Такая работа позволяет реализовать следующие задачи:

– учитель ставит задачу, ученики находят дополнительную учебную информацию;

– при создании проблемной ситуации, учащиеся занимаются поиском новой информации и сопоставляют ее с ранее известной;

– при создании проектов, учащиеся делают аналитический обзор информации.

При использовании дополнительной информации повышается мотивация к обучению и способствует повышению качества знаний.

На этапе закрепления полученных навыков я использовала flash тренажеры, где ученики методом перетаскивания сопоставляли объекты и их названия. В этих заданиях предусматривались три уровня заданий: стандартные задания, задания повышенной сложности, задания творческого характера. После выполнения заданий, учащиеся комментировали ход выполнения задания.

Интерактивное оборудование помогает для проведения физминуток, которые необходимы после работы за компьютером. Например, на втором уроке, из серии последовательных уроков, я провела физминутку «Танцуем сидя», учащиеся делали движения, о которых пелось в песне.

Для определения усвоения знаний, на своих уроках я использую диагностические средства ИКТ – тренажеры, тестовый контроль. Я создаю небольшие тесты в среде объектно-ориентированного программирования VB, с помощью которых выявляю знание и незнание предметного материала. Такой способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания, а главное преимущество в том, что учитель не тратит время на проверку тестов, программа автоматически выдает результат.

В серии четырех последовательных уроков, я применила компьютерное тестирование, что позволило мне, как учителю, выявить знание и незнание у учащихся западающих вопросов по теме урока и наметить пути решения по данным вопросам.

Средства информационно – коммуникационных технологий активно использовались и на четвертом уроке по теме «Фильтрация БД». Учащимся было дано задание по поиску и анализу информации. На основе собранной информации учащиеся создавали фильм. Выбор жанра фильма был произвольный. Учащиеся представили два мультипликационных фильма. Я в результате просмотра представленных фильмов сделала для себя открытие. В первом фильме ученики фильтровали совесть, а во втором полезные и вредные привычки человека. Я даже и не подозревала, что ассоциация с термином фильтр будет настолько глобальна.

Наряду с положительными моментами использования ИКТ, я столкнулась и с трудностями такими как: 1. Ученики со слабой мотивацией к обучению, не способны найти нужную информацию, приходится опираться на помощь учащихся с повышенной мотивацией к обучению. 2. Информация в большом объеме, отвлекает внимание в процессе обучения. 3. Компьтерное тестирование не поддерживает возможность динамического выбора обучения. 4. Не определяются индивидуальные потребности учащихся при использовании мультимедийных средств обучения. 5. Напряжение на глаза, временная деятельность ограничена. 6. Стеснительность учащихся при виде видеокамеры для съемки урока.

Но хотелось бы отметить и плюсы. Подача учебного материала с помощью мультимедийных средств повышает эффективность обучения, повышает интерес к обучению, создает продуктивную атмосферу на уроке, сокращает время обучения. Благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, решается задача активной познавательной деятельности учащихся. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на каждом этапе урока и позволяет чередовать материал в электронном виде с бумажным; проводить отбор информации как при индивидуальной работе, так и при работе в парах; активно использовать физминутки для снятия напряжения; создание автоматизации процесса оценивания, как формативного так и суммативного; использование бесед и различных способов рефлексии с целью совершенствования использования ИКТ на своих уроках.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Руководство для учителя, г. Астана, Центр педагогического мастерства, 2012

2. www. cpm. kz