Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Работа с одаренными детьми. Из опыта работы учителя начальных классов

Работа с одаренными детьми. Из опыта работы учителя начальных классов

Кто такие одаренные дети? В педагогической практике существуют две точки зрения на одаренность. Одни считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. Другие считают, что одаренность это редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей. Я придерживаюсь классификации известного специалиста в области детской одаренности Н. С. Лейтеса, выделяющего три категории детей, которых принято обычно называть одаренными:

1) дети с высоким уровнем интеллекта,

2) дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности (олимпиада),

3) дети с высокой креативностью, т. е. если ребенок показал высокие результаты хотя бы по одному из параметров, его следует считать одаренным.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Но я не пользуюсь определённой программой. Хотя сочетание различных методик позволяет объективно осуществлять мониторинг развития одаренных детей. Приоритет отдается желанию ребенка заниматься по выбранному направлению, его мотивации к познанию.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению у меня строится в двух направлениях:

1. через учебный процесс и внеурочную деятельность ;

2. по интересам самих учащихся.

Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по УМК «Начальная школа XXI века».

В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, я пришла к выводу, что личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.

Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.

Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в системе образования, изучаю индивидуально – личностные особенности учащихся. Знание особенностей темперамента.

На уроках я не просто работаю над созданием благожелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.

Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным.

Все детские версии я обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.

Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

Очень любят дети игру «Театр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно: передать голосом чувства и настроение героев произведения.

Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

Результат такой работы вся наша внеклассная работа: праздники, интеллектуальные игры, турниры.

Систематически составляем четверостишия, такая работа приносит свои результаты:

– моя ученица Помаз Анна в 2008 стала лауреатом, приняв участие в областном конкурсе стихов спортивный город.

– ученик Рещиков Матвей в 2011г стал лауреатом в окружном конкурсе Стихи о спорте;

– участвуем в телекоммуникативных проектах, которые требуют мастерство и творчество в стихотворной форме.

Некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку.

Очень часто используем в телекоммуникационных проектах.

Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.

Исходя из этого, мои ученики проявляют таланты и реализуют свои способности в КВНах, олимпиадах. Занимают призовые места.

Авторы курса русского языка по этой программе также предусмотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников.

Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных проблемных ситуаций и наблюдений . Я думаю секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.

На уроках русского языка я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Например:

1группа: находят в предложении только главные члены;

2 группа: задание 1гр и находят второстепенные члены;

3 группа: задание 1гр,2гр, и определяют части речи.

Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Как правило, дифференцированные задания во время урока я применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.

По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, проводят мини– исследования, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, ИЗО, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.

Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.

Как правило, одаренные ребята имеют неплохие результаты и в играх разного уровня таких, как «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», Классики» , «Почемучка» И что замечательно, учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, вовлекают и других детей. Не это ли познавательная активность?

Мне очень помогает в работе с одаренными детьми интересы и склонности учащихся. Реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования. Музыкальная школа, художественная школа, занятия танцами, спортивные секции.

Но для этого иногда приходится поработать с родителями, предлагаю родителям определить малыша либо в школу дополнительного образования, либо в кружок, секцию и т. д. Здесь важно сотрудничество с родителями, оказание им помощи в развитии ребенка.

Кроме того, я решаю и другую задачу: вовлекаю родителей к сотрудничеству.

Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:

– беседы;

– дискуссии;

– игры;

– состязания;

– наблюдения;

– поисковые эксперименты;

– походы и экскурсии;

– конкурсы;

– турниры;

– собеседования;

– олимпиады;

– индивидуальные занятия;

– художественно-эстетическая деятельность и т. д.

Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!” (Л. Н. Толстой).