Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование оценочной самостоятельности младшего школьника в условиях отметочной системы обучения

Формирование оценочной самостоятельности младшего школьника в условиях отметочной системы обучения Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны[1].

Для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования[6]. Остановимся в этой статье на ключевой задаче начального этапа школьного образования – формировании оценочной самостоятельности младшего школьника.

Главные вопросы в оценочной деятельности как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Попытаемся изложить нашу позицию на все поставленные вопросы. Назовем некоторые принципы, которыми следует руководствоваться учителю при осуществлении оценочной деятельности:

üОценивание является постоянным процессом.

üОценивание может быть только критериальным.

üОцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

üСистема оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

üВ оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

üоценивание на уроке должно быть полностью лишено какого-либо момента сравнения одного ученика с другим[5].

Что же конкретно следует на наш взгляд оценивать? Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности.

На наш взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. При этом мы разводим оценку на конкретном, текущем уроке и оценку итоговую по отдельной теме, за четверть, триместр, полугодие и т. п. Оценивать может учитель, ученик ученика, ученик сам себя. Оцениванию учителя всегда предшествует самооценка ученика. Это наиважнейшая задача на современном уроке – учить ребенка самооценке[3].

Со второго полугодия второго класса для детей наступает очень важный момент, теперь устная оценка деятельности учащихся измеряется накопительным баллом и выставляется в виде отметки (цифровой бал по 5ти бальной шкале) в учебный журнал. Ученик должен четко разграничивать понятия «оценка» и «отметка». Оценка это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т. д. Отметкаэто фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)[2]. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Освоив алгоритм самооценивания, ученик ведет постоянный контроль своей деятельности по следующим критериям:

Ø осознанность цели выполняемой работы;

Ø удовлетворенность результатом деятельности;

Ø безошибочное выполнение работы;

Ø самостоятельность выполнение работы.

На начальном этапе освоения алгоритма самооценивания ученику предлагается использовать «Оценочный лист ученика», в котором он отмечает от 0 до 2 баллов по каждому критерию. (см. рис. 1)

Оценочный лист ученика

Ф______________ И _____________

Критерии оценки

Балл

1.

Мне понятна была цель задания (0, 1 б)

2.

Я получил желаемый результат (0, 1б. )

3.

Я правильно выполнил задание (0, 1, 2 б. )

4.

Я самостоятельно выполнил задание (0, 1 б. )

5.

Моя отметка (до 5 б. )

Рис. 1

По данному алгоритму учащиеся могут оценить сформированность какого-либо умения на любом уроке, где требуется быстрая самопроверка или взаимопроверка. При этом перед началом выполнения работы учитель выясняет с учениками что они будут оценивать и с какой целью, затем оговаривают «критерий правильности» выполнения работы, который они впоследствии оценят максимально до 2 баллов.

Рассмотрим работу алгоритма самооценивания на примере фрагмента урока по русскому языку по теме «Изменение имен прилагательных по родам». Ученикам предлагается задание:

От данных существительных образуй имена прилагательные мужского и женского рода: круг, свет, вечер, луг, лиса[4].

Перед началом выполнения задания ученики определяют цель работы: научиться образовывать имена прилагательные мужского и женского рода от имен существительных. В ходе беседы ученики приходят к выводу, что результатом их работы будет сформированность: 1) умения отличать имя существительное от имени прилагательного по существенным признакам; 2) умения образовывать имя прилагательное мужского и женского рода, зная их окончания; 3) умения подбирать однокоренные слова; 4) умения работать самостоятельно.

После обсуждения ученики приступают к выполнению работы, затем сверяют результат своей деятельности с эталоном правильно выполненной работой и оценивают его по алгоритму. Учитель выясняет у детей, какие отметки они себе поставили, после чего аргументированно соглашается и при необходимости корректирует их. После оценивания ученики, допустившие ошибки при выполнении задания могут высказать свое мнение о том, какое умение ему дается с трудом, и какое правило ему следует учесть в дальнейшем для выполнения подобных заданий.

Таким образом, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки», становясь при этом активными участниками всего образовательного процесса, а это значит, у них идет успешное формирование оценочной деятельности в условиях отметочной системы обучения.

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29. 12. 2001 г.

2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [М. Ю. Демидова]. – М. Просвещение, 2009 г.

3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова и др. ]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009 г.

4. Русский язык 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А. В. Полякова. – 5-е изд. . – М. : Просвещение, 2009, с. 46

5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» ст. Д. Д. Данилов

6. Шишов С. Е. , Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.