Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Исследовательско -поисковая работа на уроке

Исследовательско -поисковая работа на уроке

Мой педагогический стаж 20 лет. Раньше я работала по традиционной системе, позже стала обучать детей по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Причиной моего перехода в систему развивающего обучения послужило то, что традиционные методы и формы работы стали малоэффективными. Урок превратился в процесс впитывания знаний учащимися, что делает ученика пассивным и мало способствует его развитию. Традиционный вопросно-ответный метод не оставляет места для свободного мышления, творчества. Результаты такого учебного процесса не могут соответствовать целям современного образования. Жизнь современного мира необычайно насыщена и динамична. В связи с этим модернизируются образовательные программы, обновляется процесс содержания образования. Работая по системе Л. В. Занкова, я отметила, что школьники органично воспринимают развивающую методику, с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, с энтузиазмом выполняют творческие задания. Дети с большим удовольствием занимаются поисковой деятельностью, чем выполняют традиционные задания. В них просыпается желание выполнить свою работу на самом высоком уровне. Даже те школьники, уровень знаний которых в начале обучения был средним, так же с удовольствием втягиваются в творческий процесс. Это дало им возможность повысить самооценку, поднять собственный статус в глазах своих одноклассников, улучшить результаты успеваемости. Развитие по системе Л. В. Занкова достигается на основе реализации всего комплек­са составляющих ee компонентов, определяющих и образующих процесс обучения, направленных на общее развитие школьников, богат­ства содержания и особенностей методов обучения, с помощью ко­торых реализуются принципы, а также особой атмосферы обуче­ния, организационных форм и учета результативности. Регулирующую и направляющую роль в системе играют дидак­тические принципы, сформулированные Л. В. Занковым:

– обучение на высоком уровне трудности,

– изучение материала быстрым тем­пом,

– ведущая роль теоретических знаний,

– осознание процесса уче­ния,

– работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых сла­бых и самых сильных.

Мои учени­ки любят исследовательско-поисковую работу, им нравится откры­вать закономерности, делать выводы на основе своих наблюдений. Каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и рассматривается с разных точек зрения, и школьник без специально организованного повторения воспроизводит изученное. Побывав на уроке в роле исследователей, они не хотят работать иначе. Поэтому стараюсь на своих уроках вызвать у ребят познавательный интерес через решение проблемных ситуаций. Проблемность в обучении начинается с особой конструкции проблемного вопроса. Это вопросы, которые не только учитель задает ученику, но и ученик – учителю. Одна из задач проблемного обучения такова: ученика, хорошо отвечающего на вопросы учителя, поднять, на следующую ступень, воспитав его человеком, желающим и умеющим спрашивать. Учитель, отвечая на вопросы учащихся, приглашает их рассуждать вместе, и на убедительных примерах, ссылаясь на известные теоретические положения, разрешает их сомнения, помогает найти истину. Исследование – это творчество в чистом виде. А следовательно, путь воспитания высоко творческой личности. Исследование – это один из основных путей познания, наиболее полно соответствий природе ребёнка и современным задачам обучения. Это путь к знанию через собственный поиск.

Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребёнка, но и развивать его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребёнок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения.

На уроках стараюсь идтивперед быстрым темпом. И это вовсе не означает, что я спешу как можно больше сделать на уроке. Данный принцип имеет не столько количественную, сколько качественную характеристику. Я не жалею времени, чтобы внимательно выслушать ребенка. Беседы, обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне урока способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому на самом начальном этапе школьной жизни помогаю детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движениями. Такой опыт дети приобретают в работе с «Азбукой». На страницах «Азбуки» инсценировки встречаются более десятка раз. Они не только учат ребенка применять интонацию, жесты, мимику, но правильно строить диалоги и использовать их в различных жизненных ситуациях. В развивающем обучении ученик не принимает знания в готовом виде, а учится их добывать, отстаивая свою точку зрения в споре, в дискуссии с одноклассниками и с учителем. Вот здесь требуется умение вести диалог внимательно выслушать точку зрения другого человека, высказать свое мнение, попытаться убедить оппонента в своей правоте или принять его позицию.

В последние годы, значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учеб­ников. Изменилась методология урока. В школе используется большое количество инновационных форм работы. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой зна­ний, важное значение придается задаче научить школьников учить­ся, а психологически это означает научить хотеть учиться.

Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи,– игра, которая способствует развитию умственной деятельности детей. Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке я стараюсь организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока, я применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку. Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости, на отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными.

Также я работаю с учащимися над развитием у них навыков и умений создания, разработки и защиты их собственных проектов. Мы ориентируемся не просто на поиск нового задания, а на решение реальной, вставшей перед ними проблемы. Это процесс творческий. Очень важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых исследований, требует ясного формирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез в соответствии с четким планом.

Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают детские поиски более строгими, подчиненными определенной задаче. Они полезны в плане развития мышления младшего школьника, в плане формирования у него исследовательских умений и навыков.

Моментом завершения детской учебно–исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание её завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение.

Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Важно не просто рассказать о выполненной работе, а, как всякое настоящее исследование, защитить. Естественно защита проходит «публично», с привлечением как авторов других работ, так и зрителей, оценивающей комиссии.

Модернизация воспитания в школе основывается на гуманистическом, индивидуальном, личностно ориентированном, проблемном, личностно – деятельном подходах к развивающейся личности и предполагает целенаправленное формирование таких качеств учащихся, способностей, ценностных смыслообразующих жизненных установок, которые помогут им успешно функционировать в условиях современного общества. Продумываю систему воспитательных влияний на детей в урочное и внеурочное время. Она дает учащимся установку на правильный, социально одобряемый образ жизни в школе и вне ее, формирует устойчивые привычки в поведении, отношении к людям, к делу, к построению модели собственной деятельности, такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность за порученное дело, пунктуальность.

Чтобы процесс воспитания и обучения проходил успешно, безболезненно для ребенка, я создаю такую атмосферу, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, где о нем заботятся настолько, что он станет интересен себе и другим. Прикладываю все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самая высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Ставя в центр воспитания развитие личностных качеств ребенка, необходимых ему в совместной жизни, я стремлюсь к тому, чтобы выпускники школы вышли из ее стен людьми, готовыми к преодолению трудностей, способными выдержать конкуренцию на рынке труда, реализовать себя в различных видах деятельности.

Я убеждена, что каждый ребенок каждый день должен уходить с победой, пусть маленькой, но победой. Тогда путешествие по стране знаний будет желанным и непринужденным. Считаю урок синтезом обучения и воспитания. Стараюсь создать ситуацию успеха, найти за что похвалить, и убеждаю своих ребят, что они имеют право на свое собственное мнение, пусть даже отличное от других, имеют право на ошибку, потому что ее можно исправить при помощи товарищей и учителя.