Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Скажите крику НЕТ

Скажите крику НЕТ

Первый раз в первый класс. . . 1 сентября, к которому начинает готовиться чуть ли не за год вся семья. . . Волнительно и в то же время интересно, кто же ждет там, в том чудесном месте, под названием школа. . .

Согласно Национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА, утвержденной Президентом РФ, “…Новая школа – это новые учителя, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя…”

В Законе об образовании в статье 2 сообщается, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Когда ребенок начинает учиться в школе, то происходит формирование трех основных форм взаимодействия: Я – ученик, Я – учитель, Я – сверстник. Безусловно, в каждой сфере будут возникать определенные трудности. В зависимости от их масштаба и степени решаемости утверждается или, наоборот, рассеивается интерес и любовь к школе.

Без сомнения, ключевым становится взаимодействие Ученик-Учитель. Опрашивались дети разных регионов России, у какого учителя они хотели бы учиться. И дети разных возрастов чаще всего отвечали: “У такого, который бы не кричал”. Что же значит “кричит”?

В среднем, в зависимости от характера голоса и от интенсивности шума в классе, ласковый, добрый голос учителя измеряется в пределах от 46 до 64 дб, индифферентный, спокойный деловой голос – в пределах от 52 до 67 дб, строгий, повышенный – от 56 до 75 дб, крик – от 65 до 88 дб. На уроке крик учителя в 80—88 дб длится несколько секунд, иногда доли секунды, но о его вредности уже есть основания говорить. Он вызывает стойкие, сохраняющиеся надолго отрицательные эмоции.

В одной из школ был проведен социологический опрос (по данным Учительской газеты) “Часто ли кричат на вас учителя?” Результаты оказались следующие: 5% респондентов считают, что учителя кричат очень часто, 37,5% – иногда, только по делу.

А на вопрос «Что чувствуют ученики, когда на них кричат?» ответы были такие: 48% испытывают неприязнь к учителю; 15% злятся и, как правило, отвечают тем же; 12% чувствуют обиду, страх, у них на глаза наворачиваются слезы; 10% сказали, что им абсолютно все равно; 8% испытывают стыд; столько же просто смеются над кричащими учителями.

Дисциплина в образовательном учреждении должна поддерживаться на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. Но в наших школах сегодня действительно по-прежнему очень много крика. Учитель кричит, а ребенок цепенеет, начинает его бояться и, как следствие, хуже учиться.

Любое педагогическое заведение активно пропагандирует педагогическую профессию, делая акцент на значимость выбранной миссии, утверждая повсеместно ценность каждого отдельно взятого ребенка. Начиная свой профессиональный путь, молодой специалист пропитан насквозь любовью к детям и верой в гуманную педагогику. Почему же так часто стены обычной московской школы подчас сотрясаются от крика?

Исследуя работы доктора педагогических наук Валентина Петрушина, можно констатировать следующие причины: физиологические, психолого-педагогические и социально-психологические. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Многие взрослые любят показывать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Часто и учителя считают себя вправе показывать главенство и превосходство силой своего голоса.

Поскольку наказание в школе запрещено законом, в сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического наказания.

Для работы на социально-психологическом “фронте” можно предложить следующие мероприятия:

1. Провести конкурс эссе среди педагогов на тему: «Когда я был молодым»/ «Как я начинал свой педагогический путь». По-моему мнению, это мероприятие позволит обратить педагогов к моменту начала своей профессиональной деятельности; даст им возможность вспомнить, чем они “жили” в школе, каковы были их надежды и мечты. Да, конечно, учителя заранее могут предположить, что от них хотят услышать, но при этом такого рода мероприятие может стать своеобразным звоночком доброты, который попробует разбудить уснувшее сердце проработавшего долгие годы учителя.

2. Создать на базе каждой школы «копилку доброты» – «В твоих руках целый мир».

Одной из форм этой «копилки» может быть страничка на сайте школы, где учителя, не разочарованные в силах гуманной педагогики, будут оставлять свои заметки, связанные с наблюдениями за педагогическим процессом. Комментарии, оставленные после заинтересовавшей статьи, продемонстрируют степень активности педагогов. При этом мероприятие позволит учителям проявить свое творчество и писательский талант.

Еще одна форма “копилки” – электронная рассылка заметок на почтовые адреса сотрудников той или иной школы и их активные обсуждения на школьных форумах для учителей.

3. Создать на образовательных порталах «напоминалки».

Высказывания выдающихся педагогов, цитаты из тех же самых «копилок доброты» (Конкурс на лучшие заметки) в виде бегущих строк, всплывающих окон позволят хоть на секунды задержать внимание на проблемах гуманизации образовательного процесса. Одна «напоминалка» ситуацию не изменит, но регулярное напоминание может подготовить почву для раздумья.

Для многих учителей возможность покричать на своих подопечных – проверенный и надежный способ нормализации психического состояния. Еще Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать ее. Когда писателю не нравится его книга, он может ее сжечь. Когда ученик не выполняет требование, учитель в ярости может накричать на него.

Учитель во многих случаях может кричать на своего ученика и из-за своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, да и просто из-за семейных неурядиц.

В крике присутствует также некоторый момент страха оказаться несостоятельным в глазах коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.

Исходя из этих причин перехода учителя на крик можно предложить и такие мероприятия:

1. Психологическое консультирование (служба психологической помощи педагогов). Предлагает заочную помощь. Далеко не все люди могут рассказать о своих проблемах при непосредственной встрече и далеко не все хотели бы, чтобы об их проблемах узнал руководитель. В этой службе должны состоять в кадровом составе квалифицированные психологи, имеющие отношение к педагогическому образованию.

2. Организация психологических тренингов

– Обучение приему «десенсибилизации», что означает понижение чувствительности к тем обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и беспокойство. Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти реакции (Методика Эдмунда Джекобсона)

– Развитие навыков самонаблюдения. (Один из способов – ведение дневниковых записей).

– Составление программы самоподкрепления и самонаказания

– Обучение повышению самооценки и формированию внутреннего контроля

3. Медиативные упражнения и обучение аутотренингу.

– Разработка и распространение буклетов с памятками, упражнениями.

В связи с тем, что одной из причин перехода на повышенные тона в общении с учениками является просто неумение и незнание, как по-другому можно разрешить возникшую педагогическую ситуацию, вызывающее в свою очередь неприятное ощущение страха быть некомпетентными в глазах коллег, то необходима организация и проведение регулярных тренингов, посвященные областям педагогической деятельности, вызывающие наибольшие трудности, в частности это «Дисциплина в классе», «Формы взаимодействия с родителями», «Работа с трудными детьми», «Адаптация детей к школе» и т. п.

Проблему психологического насилия над ребенком не стоит сводить лишь к непосредственно практической деятельности учителя, его работы над самообразованием, над управлением его физическим и психологическим самочувствием и т. д. Ведь не стоит забывать о том, что обучение носит двусторонний характер и сводить на нет влияние личности ребенка на установление демократических отношений с учителем и сверстниками нельзя.

Решить проблему крика в школе возможно лишь при условии тесного сотрудничества всех субъектов образовательной деятельности.

Зачастую школа сталкивается с тем, что в семье ребенка одним из доминирующих методов воспитания является крик. Ребенок просто привык, что на него кричат, а потому обычную речь в обычном диапазоне ему сложно воспринять.

В связи с этим, необходима активная работа с родителями. Одними из продуктивных мероприятий являются проведение круглых столов, открытых родительских собраний, целью которых – научить родителей общаться с детьми без крика.

Важную роль в решении проблемы психологического насилия над ребенком играет и социальная реклама. Активная пропаганда Правительства здорового образа жизни, отказа от курения и алкоголя может стать основой для пропаганды сохранения психического равновесия подрастающего поколения. Яркие щиты, крупные баннеры с глубоким подтекстом всегда привлекают внимание и вызывают большой общественный резонанс. В конкурсе на лучшую графическую рекламу сможет принять участие любой человек. Бесспорно, активистами будут выступать педагоги, психологи, врачи.

Заканчивая доклад, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мы, педагоги, работаем с человеческим сердцем; человеческой душой, у которой за пазухой тысячи мыслей, миллионы желаний. У нас в руках целый МИР, сохранить который мы просто обязаны.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Валентин Петрушин “Психология крика” (http://zdd. 1september. ru/2004/23/2. htm)

2. Закон об образовании

3. В. С. Мухина “Шестилетний ребенок в школе”

4. http://www. kakras. ru/doc/shum-decibel. html