Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыков

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыков Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы не только обученного, но и, самое главное, обучаемого, что обязывает школу предоставить качественное образование, которое должно формировать личностно значимые знания и способы деятельности, развить стремление к творчеству, индивидуальность школьника. Этому могут способствовать разработки для каждого ученика индивидуальной образовательной траектории.

Одним из средств реализации индивидуальных образовательных траекторий может стать исследовательская деятельность школьников. Она же является действенным средством их личностного развития, что непосредственно отражает основополагающую цель современного образования [1]. Включение учащегося в исследовательскую деятельность способствует формированию его как творческой личности, базовыми параметрами которой являются активность, открытость, диалогичность, свобода самовыражения, удовлетворённость деятельностью, самореализация, креативность.

Что мы понимаем под индивидуальной образовательной траекторией? Например, А. В. Хуторской рассматривает ИОТ как персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании [2]. Индивидуальная образовательная траектория по его мнению есть проект, процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.

Н. Н. Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями [6].

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня. Образовательные продукты учеников отличаются не только по объему, но и по содержанию. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются [8].

Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности школы, способствующих реализации их ИОТ, являются: систематическое, поэтапное включение учащихся в исследовательскую деятельность через построение и реализацию индивидуальных образовательных траекторий. Включать учащихся в исследовательскую деятельность следует с позиции личностно-деятельностного подхода, который предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологический склад, то есть ученик как личность; стимулирует личностную, интеллектуальную активность, поддерживает и направляет учебную деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. В самой общей форме личностно-деятельностный подход в совокупности его компонентов означает, с позиции обучающего, организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика.

Для того чтобы реализовать эти принципы на практике, необходима профессиональная компетентность педагогов, занимающихся научным руководством исследовательской деятельностью учащихся; учебно-методическая и информационная обеспеченность, индивидуализация образования. Вовлечение учащихся в творческую деятельность позволяет выработать оптимальный подход к организации исследовательской деятельности учащихся – разработку и реализацию индивидуальных образовательных траекторий [3]. На протяжении всей своей педагогической деятельности (стаж работы 26 лет) я стремилась выявить способности учащихся, развить исследовательскую компетенцию детей, помочь им добиться высоких результатов, ощутить радость успеха. Для меня стало очевидным, что формирование индивидуальной образовательной траектории учащихся в процессе обучения предмету география и экология позволяет повысить результативность совместного труда учеников и педагога.

Мною выделяются следующие этапы разработки ИОТ: аналитический, диагностический, деятельностный и рефлексивный.

Для того, чтобы приступить к формированию ИОТ учащихся, необходимо провести анализ ситуации. Для этого учащиеся 5-11 классов я делю на 3 группы. Первая группа – ученики «звезды». Таким школьникам интересно изучать то, что никто не изучает. Вторая группа учеников – умники, которые с интересом изучают конкретный предмет и успешно выступают на предметных олимпиадах. Третья группа – учащиеся – старатели. Это добросовестные школьники, которые, как правило, переходят в категорию «звезд». Мною составляется банк данных, в котором учащиеся распределены по указанным группам.

Следующий этап предполагает диагностическую работу. Тестирование и анкетирование учащихся дают возможность выявить креативные способности, гибкость мышления, мотивацию к обучению.

Организация обучения по индивидуальной траектории требует использования особой методики и применения современных технологий. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов.

Мною используются технологии, позволяющие ученикам сделать такой выбор и начать движение по формированию ИОТ не только в классно-урочной системе, но и во внеурочной деятельности (элективные курсы и предметы, кружки, научное общество учащихся). Это технология критического мышления, эвристическое обучение, технология ТРИЗ. При планировании работы по формированию ИОТ мною учитываются возрастные особенности школьников: 5-7 классы – определение предметного поля, в котором учащийся наиболее успешен; 8 класс – формирование предметной траектории; 9 класс – корректировка ИОТ; 10-11 классы – завершение формирования ИОТ за счет занятий спецкурсов и мастерских.

Было установлено, что исследовательскую деятельность учащихся целесообразно начинать с 5-го класса в соответствии с возрастными особенностями учеников. Уже с 5-го класса им предлагается участие в конкурсах исследовательских проектов кроме уроков, а с 6-го класса ученики получают возможность участвовать и в проектной деятельности. На мой взгляд, наиболее важным этапом в создании ИОТ является 8 класс. В начале учебного года учащиеся получают информацию об индивидуальных образовательных траекториях и объяснение принципов их выбора. Система курсов по выбору позволяет старшеклассникам найти то предметное поле, в котором они наиболее успешны, где они в большей степени могут самореализоваться. Рефлексивный этап – это время, когда ученик имеет возможность оценить свою деятельность. Как правило, результативное участие в конкурсах и предметных олимпиадах школьников дает новый импульс для работы над исследованиями и более глубокого изучения предмета. В процессе формирования ИОТ существуют проблемы. Первая проблема малых провинциальных школ – слабая наполняемость классов, которая ограничивает количество одаренных ребят. Вторая – отсутствие научной базы для проведения исследований. Третья – низкая мотивация школьников к обучению.

Несмотря на перечисленные проблемы, формирование ИОТ позволяет организовать обучение для всех учащихся с самыми разными интеллектуальными способностями, выделить группы детей, которые мотивированы на исследовательскую деятельность и добиваются высоких результатов. За последние три года мои «звезды» дважды побывали на Всероссийских конкурсах и олимпиадах, поощрялись путевками в Китай, Японию и в лагерь «Океан», участвовали в международном симпозиуме «Сохраним леса вместе».

На основе анализа психолого-педагогической литературы и экспертных оценок мною были определены следующие критерии успешности исследовательской деятельности учащихся как средства реализации их ИОТ: сформированность готовности учащихся к участию в исследовательской деятельности для выбора своей ИОТ; успешность в исследовательской деятельности в рамках выбираемой ИОТ; активность, осознанность, самостоятельность и рефлексивность участия школьников в исследовательской деятельности.

Таким образом, мне удалось выяснить, что наибольшее значение для развития способностей к осмысленному, обоснованному выбору индивидуального образовательного маршрута имеют влияние участия учащихся в исследовательской деятельности, их рефлексивность, самостоятельность в этой деятельности, а также получение высоких результатов в ней.

Новый стандарт создает условия для ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Когда он будет работать в основной школе, индивидуальная траектория развития ребенка будет возможна не на словах, а в реальной жизни. И масштабное педагогическое творчество учителей и целых педагогических коллективов не будет упираться в рамки строгих регламентаций.

В заключение необходимо отметить, что решающее значение для успешной реализации всего предлагаемого комплекса идей и педагогических решений принадлежит учителям. От того, как они позиционируют себя в образовательном процессе, умеют ли организовывать учебную деятельность, которая позволит вооружить каждого ребенка действенным инструментом познания, стремятся ли научить каждого своего ученика, сформировать для каждого его ИОТ, готовы ли сами учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое. Свободное поколение воспитают только свободные учителя.

Литература:

1. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. – М. : Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.

2. Школа творчества: Сб. ученических работ / Ред. и сост. А. В. Хуторской. – Ногинск, 1996. – 250 с.

3. Краснова Л. Г. Индивидуальная образовательная траектория учащихся.

4. Курс для педагогов «Как сопровождать индивидуальную программу ученика» http://www. eidos. ru/courses/themes/22011/index. htm.

5. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). – М. : Педагогический центр "Эксперимент", 1993. – С. 52.

6. Суртаева Н. Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. – М. – Омск. 1974. 22 с.

7. Хуторской А. В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс: Пособие для учителя, 1993. – 70 с. ;

8. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. : Пособие для учителя. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

О. В. Баутина, МКОУ СОШ №15, п. Майский, Советско-Гаванский район, Хабаровский край