Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Исследовательская деятельность при изучении биологии (из опыта работы)

Исследовательская деятельность при изучении биологии (из опыта работы) Современный мир очень сложен, стремителен и динамичен. Требования этого мира к выпускнику школы высоки: от него требуется обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности каждого учителя должна стать не просто система знаний, умений, навыков выпускника, а формирование ряда ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

Одним из методов решения этой задачи является участие школьников в исследовательской деятельности. Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Также в ходе исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

– раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к исследовательской деятельности, создание оптимальных условий для реализации их творческого потенциала;

– профессиональная ориентация учащихся;

– проведение исследований, имеющих практическое значение, разработка и реализация исследовательских проектов;

– пропаганда достижений науки, техники, культуры.

Исследовательские проекты по биологии нацеливают ребят на глубокое изучение проблемы и защиту собственных путей ее решения. Выбор тематики проекта может быть различным: в одних случаях она определяется с учетом учебной ситуации, в других – может быть предложена самими обучающимися.

Например, Максимова И. обратила внимание на раздел биологии – видеоэкологию – науки, изучающей влияние окружающей среды на человека. Проработав теорию по вопросам визуальной среды проживания, она изучила концепцию застройки г. Нижнеудинска, оценила и проанализировала качество визуальной среды города. Результатом работы стала публикация с методами оптимизации городской видеосреды.

Ефремова А. , увлекаясь узамбарскими фиалками, выяснила, что хорошо изучен основной способ размножения фиалок – вегетативный, листовыми черенками. Также достоверно известно, что прививки в комнатном цветоводстве хоть и применяются редко, но позволяют придать растению новый облик. Так родилась гипотеза о возможности фенотипического изменения сенполий с помощью прививки: разные сорта относятся к одному роду, значит, высока вероятность срастания черенков и цитоплазматического обмена клеток. Но информация о возможности прививок у сенполий, методика их проведения практически не приводится ни в одном издании. Это и послужило основанием для исследования, объектами которого стали фиалки домашней коллекции.

Биологическое исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом, это следование алгоритму опытного или теоретического анализа. Упрощенным вариантом такого алгоритма можно считать следующую последовательность действий: наблюдение объекта; фиксация параметров объекта с помощью адекватных методик; теоретический анализ полученных данных и поиск путей их интерпретации. Основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь может идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях.

Так, Афанасьева А. постаралась найти путь к долголетию, т. е. определить факторы, препятствующие старению и способствующие увеличению продолжительности жизни через изучение демографической характеристики г. Нижнеудинска и социальных аспектов состояния долгожителей города. Обращение к данной теме имеет не только теоретический, но и экзистенциальный интерес: понять через исследование судьбы пожилых людей собственное место в жизни.

В природе условия наблюдения объектов и явлений полностью никогда не повторяются, поэтому минимальная новизна исследований, если они грамотно спланированы и выполнены, обеспечена. Летом 2013 года ученики школы отдыхали в эколого-туристском лагере «Ольхон» в бухте Улан-Хушин, где имели возможность познакомиться с уникальными представителями байкальской флоры. По итогам летней работы оформлены два исследования: «Псамофиты бухты Улан-Хушин» и «Лишайники бухты Улан-Хушин». Рыбак И. обследовал 10 пробных участков природного ландшафта песчаных образований бухты, собрал 11 гербарных пакетов, в дальнейшем был определен видовой состав и составлены списки лишайников по морфологическим типам талломов и субстратным группам. Саранчук А. изучил анатомо-морфологические и биологические адаптивные признаки псаммофитов бухты. Его исследование основано на гипотезе, согласно которой большинство признаков носит адаптивный характер, позволяющий не только существовать в условиях подвижных песков, но и закреплять их.

Работы были представлены на научно-практических конференциях – «Тропами Прибайкалья», «Исследователи Восточной Сибири», «Шаг в будущее», «Вода – источник жизни на Земле» г. Санкт-Петербург. В марте 2014 года участники летней экологической экспедиции Саранчук А. , Рыбак И. представили доклады по результатам своих исследований на VII Всероссийской научной экологической конференции школьников и студентов в г. Санкт – Петербурге. Организаторы конференции – Объединенный научный совет «Экология и природные ресурсы» Санкт– Петербургского научного центра РАН, комиссия охраны природы Русского географического общества, детское межрегиональное общественное движение «Культурно-экологический клуб «Непоседа». Работы ребят отмечены Дипломами I степени, а тезисы докладов опубликованы в Сборнике «Вода – источник жизни на земле», изданном в 2014 г. по материалам конференции.

Исследовательская работа приучает школьников к ответственности, точности и аккуратности, на практике показывает, как хрупок живой организм, вызывает желание бережного к нему отношения. Они учатся не только проводить исследования, но и анализировать поступающую к ним информацию, четко излагать свои мысли, представлять новые идеи. Таким образом, они приобретают навыки самостоятельного творчества, которые, по моему убеждению, будут им полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука.

Т. В. Францева, МБУ СОШ № 48, г. Нижнеудинск, Иркутская область