Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Из опыта работы с одаренными детьми в МОУ-СОШ №4

Из опыта работы с одаренными детьми в МОУ-СОШ №4

На протяжении нескольких десятилетий в учебно-воспитательных планах российских школ ведущее место занимали нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. И только в последние годы умственное развитие и воспитание школьников стало приобретать особую актуальность. Появление гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов является свидетельством того, что в нашей стране появилась острая необходимость в поддержке и развитии наиболее способных и одаренных детей. Ведь именно такие дети являются интеллектуальным богатством страны. И в отдалённых областных центрах, где нет образовательных учреждений нового типа, необходимо вести работу в этом направлении. Наша школа существует с 1932 года и является сегодня во многом типичной общеобразовательной школой малого города.

В школе обучается 958 учеников; в стабильном коллективе работают 74 педагога, из них 22 человека имеют высшую квалификационную категорию; 23 – первую. На протяжении последних лет все показатели качества образования, включая результаты ЕГЭ, являются достаточными и имеют тенденции позитивного роста. В школе сложилась своя система работы с одарёнными детьми.

Существует более ста различных определений одарённости.

Одаренность – это системное, развивающе­еся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) резуль­татов в одном или нескольких видах деятельнос­ти по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдаю­щимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талантливых детей в общей массе всего около 1,5 % ( диапазон : от талантливости к гениальности). Мы признаём, что талантливые дети в школе встречаются очень редко, а способных 4-5, а то и 10, найдется в каждом классе. Среди них есть и просто старательные. В начальной школе таких детей много, в средней их меньше, а к окончанию неполной школы их становится совсем мало. В старших классах картина меняется в положительную сторону. Почему интерес к учению падает в среднем школьном возрасте, и мы постепенно теряем толковых учеников? Потому, что у детей исчезает целеустремленность, нет ближней перспективы, а дальняя – будешь хорошо учится – попадешь в ВУЗ – их мало вдохновляет. Ближнюю цель должны поставить учителя, надо найти способ привлечь детей, заинтересовать их своим предметом, научить работать творчески, чтобы учеба не регламентировалась словом "надо" и "обязан", а дети не сломались бы и не устали от однообразного умственного труда.

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, – любой ученый, исследователь должен обладать такими необходимыми качествами, как энтузиазм и настойчивость, оригинальность (независимость мышления, воображения, интуиция, одаренность), интеллект, контакт с людьми. «Самым редким даром является оригинальность личности и мышления. Одно это качество может компенсировать недостаток всех остальных. Ведущим же качеством можно считать энтузиазм, поскольку без мотивации к исследовательской работе остальные качества лишаются смысла».

Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно лишь тогда воспитывается, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», – писал Сухомлинский.

В последнем проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, в требованиях к уровню подготовки учащихся школы такие формулировки, как «развитие интеллектуальных и познавательных способностей», «совершенствование продуктивной творческой деятельности», «приобретение опыта научно-исследовательской деятельности», «овладение интеллектуальными и информационными умениями», анализ, сравнение, обобщение, систематизация – указывают на то, что умственное развитие и воспитание должны стать одним из главных звеньев учебно-воспитательного процесса российской школы.

Основными целями деятельности школы являются:

– выявление и поддержка наиболее способных учеников средних и старших классов общеобразовательных школ;

– обеспечение школьникам возможности приобретать углубленные знания в области гуманитарных, естественных, технических, математических и других наук в условиях современных меняющихся требований к будущим специалистам этих профилей;

– совершенствование методического обеспечения, разработка, апробирование и использование в учебном процессе новых перспективных обучающих методов

и технологий;

– оказание методической помощи учителям в целях повышения качества преподавания гуманитарных, естественных, математических и других наук.

В соответствии с поставленными целями школа осуществляет следующие функции:

– реализует дополнительные образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами;

– проводит конкурсы, викторины, турниры, олимпиады с целью выявления юных дарований;

– разрабатывает программы и методические материалы, используемые в преподавании школьных дисциплин;

– организует циклы лекций, практических занятий, семинаров для учителей .

– проводит специальную подготовку команд для участия в региональных конкурсах, викторинах, олимпиадах;

– организует подготовку и проведение внутришкольных туров предметных олимпиад обучающихся.

Кроме образовательной деятельности школа проводит огромную работу по развитию творческих способностей учащихся, организуя школьные этапы всевозможных конкурсов( конкурсы букетов, газет, рисунков, сочинений, чтецов и пр. ) и стимулируя участие детей в конкурсах.

В школе выстроена система работы с одарёнными детьми. Она включает:

  • Психологическое и психофизиологическое диагностирование , которое проводится школьной психологической службой при поступлении ребёнка в 1 класс и продолжается в течение всего периода его обучения.
  • Самооценку ребёнка, оценку его способностей родителями и учителями.
  • Создание образовательной среды как проживания творческого акта, выведение способностей на социальный уровень.
  • Формирование образовательной среды как средства насыщения потребностей учащихся, личностного их становления.

Начиная с начальной школы мы создаём клубы по интересам для поддержки и развития одарённых детей.

Условно деление происходит следующим образом:

1 группа – эпизодической одарённости обучающихся.

Для работы с этой группой создана максимально оперативная образовательная среда для проявления природных задатков детей.

Для этого в школе действуют кружки по интересам:

– «Юный художник»

– «Твоя газета»

– «Вокальная группа»

– «Танцевальный »

– «Школа выживания»

– «Рукодельница» и пр.

В школе созданы спортивные секции для занятий:

– баскетболом, русской лаптой, лыжной подготовкой, лёгкой атлетикой и пр.

В школе реализуется система развития детей через предпрофильную и профильную подготовку; введение элективных курсов (занятия по выбору детей) по различным направлениям:

– «Современные Цицероны»

– «В мире деловых бумаг»

– «Геометрия для дома»

– «Разговорный английский» и пр.

2 группа – ситуативной одарённости обучающихся.

Для этих ребят организована развивающая среда для выведения способностей в выбранной деятельности на социальный уровень. Учащиеся школы:

  • Создают собственные проекты; защищают их на уровне школы, района, области
  • Участвуют в предметных неделях; декадах
  • Принимают участие в районных и региональных конкурсах

Поскольку в последние годы наши учащиеся всё ярче заявляют о себе ( 56 призовых мест в районных олимпиадах; 13 призовых мест в школьной научно– практической конференции; участие и победы в региональных проектах и пр. ) школа готова к тому, чтобы выделить

3 группу – стабильной одарённости обучающихся.

Образовательная среда является для школьников средством насыщения потребностей, личностного становления и самоутверждения.

Развитие исследовательских умений школьников происходит через школьное научное общество «Поиск», которое работает в школе по нескольким направлениям:

  • Филологическое
  • Историко-краеведческое
  • Физико-математическое
  • социально-педагогическое
  • иностранных языков
  • экологическое
  • химико – технологическое

Занятия в НОУ призваны выявлять у учащихся способности к оригинальному, нестандартному решению творческих задач, привлекать школьников к исследовательской деятельности и развивать их творческие способности.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых и способных школьников и на выявление их скрытых возможностей, является система самоуправления школьников.

В школе создана и успешно работает детская общественная организация «Звёздный дом». Все должности в школьном министерстве «Звёздного дома» – выборные. Президент избирается тайным голосованием (система выборов). А его соперники по предвыборной борьбе занимают посты министров культуры, учёбы, спорта, печати и . т. д. , предварительно представив на пресс-конференциях свои программы .

Педагогический коллектив понимает, что без поддержки семьи и родителей невозможно работать в напряжённом инновационном режиме , формировать способную, продуктивную, адаптивную личность, поэтому в основе сотрудничества педагогического коллектива , администрации и родителей лежат:

  • постоянная взаимная информированность об особенностях физического и психического развития ребёнка, его способностях, успехах, достижениях (родительские собрания; педагогические консилиумы; психологические консультации и пр. )
  • создание условий успешного интеллектуального и физического продвижения ребёнка: обновлённый спортивный зал; новый тренажёрный кабинет; кабинет ЛФК; кабинет БОС-здоровье; новый информационно-библиотечный центр; современный компьютерный класс; мультимедийный кабинет; современные учебные кабинеты
  • создание и поддержка атмосферы доверия, взаимного уважения и понимания;

Меняется и сам преподаватель, который работает с этими детьми.

При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает.

Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии создаётся эмоционально– безопасная атмосфера, уважается личность ученика, его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.

Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.

Е. А. Петракевич, МБОУ "СОШ №31", г. Кемерово