ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ИНТЕНСИВНОМ ТРАНСПОРТНОМ ПОТОКЕ НА КРИВОЛИНЕЙНЫХ УЧАСТКАХ ДОРОГИ
Аннотация. Статья посвящена разработке модели управления безопасностью движения автотранспортного средства в интенсивном транспортном потоке. Разработана модель управления, позволяющая обеспечивать дистанцию между транспортными средствами с учетом динамических габаритов транспортного средства (ТС) и профиля дороги.
Ключевые слова: дорожное покрытие, безопасность дорожного движения, коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием, тормозной путь, остановочный путь.
Обеспечение безопасности движения транспортного средства (ТС) в транспортном потоке на сложных криволинейных участках дороги имеет ряд особенностей. Это определяется характеристиками дороги, динамическими характеристиками транспортного средства, интенсивностью движения. Анализ показал, что тормозной путь будет равен:
, (1)
где V0 – начальная скорость движения автомобильного транспортного средства (АТС), км/ч; jуст – установившееся замедление, м/с; k1, kj – коэффициенты, учитывающие время перехода системы на безопасную скорость; k2 – коэффициент, учитывающий радиус поворота; k3 – коэффициент, учитывающий интенсивность движения потока [4].
В соответствии с пунктом 9.10 Правил дорожного движения (ПДД) [3] водитель обязан соблюдать такую дистанцию до впереди идущего транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения. Существует несколько способов расчета динамического габарита, в частности:
, (2)
, (3)
где V – средняя скорость движения транспортного потока; l2 – длина 2-го АТС; l0 – минимально допустимый зазор (для легковых АТС в диапазоне от 1 до 3 м); j1, j2 – замедление 1 и 2-го АТС соответственно; tр – время реакции водителя 2-го АТС вместе со временем срабатывания тормозной системы АТС (как правило, равно 1–2 с) [4].
Наряду с безопасным динамическим габаритом, безопасного положения АТС, водитель должен еще соблюдать безопасный боковой зазор для того, чтобы избежать столкновения «по касательной» с бордюром и автомобилями (рис. 1). Авторами ранее установлена связь между скоростью движения автомобиля и величиной бокового зазора. В таблице 1 указан безопасный боковой зазор между движущимися АТС при выполнении обгона, м [4].
Таблица 1 – Безопасный боковой интервал между движущимися АТС при выполнении обгона, м
Скорость движения обгоняющего автомобиля, км/ч |
Скорость движения обгоняемого автомобиля, км/ч |
|||||||||
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
|
10 |
0,80 |
0,85 |
0,90 |
0,95 |
1,00 |
1,05 |
1,10 |
1,15 |
1,20 |
1,25 |
20 |
0,90 |
0,95 |
1,00 |
1,05 |
1,10 |
1,15 |
1,20 |
1,25 |
1,30 |
|
30 |
1,00 |
1,05 |
1,10 |
1,15 |
1,20 |
1,25 |
1,30 |
1,35 |
||
40 |
1,10 |
1,15 |
1,20 |
1,25 |
1,30 |
1,35 |
1,40 |
|||
50 |
1,20 |
1,25 |
1,30 |
1,35 |
1,40 |
1,45 |
||||
60 |
1,30 |
1,35 |
1,40 |
1,45 |
1,50 |
|||||
70 |
1,40 |
1,45 |
1,50 |
1,55 |
||||||
80 |
1,50 |
1,55 |
1,60 |
|||||||
90 |
1,60 |
1,65 |
||||||||
100 |
1,70 |
Аналитическая зависимость между габаритной шириной автомобиля (рис. 2) Ва, скоростью его движения v и шириной динамического коридора Вк имеет следующий вид:
B = 0,054v + Bа + 0,3, (4)
где v – в м/с; Ва – в м.
При повороте направо возникает вероятность касательного столкновения по причине выноса задней части ТС, осуществляющего поворот по правой полосе движения, с движущимся параллельно с ним автомобилем по левой полосе при условии недостаточной ширины проезжей части для безопасного взаимодействия данных типов автомобилей.
Большим достижением для отечественных автомобилистов является то, что с 2017 г. абонентские терминалы системы «ЭРА-ГЛОНАСС» устанавливаются на все автотранспортные средства, продаваемые в России, что позволяет применять методику обеспечения безопасности движения ТС с использованием блока ИБ на более чем 40 млн автомобилей. Автомобильные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» могут использоваться для оказания целого комплекса услуг, не только связанных с навигацией, информационным обменом, удаленной диагностикой транспортных средств, что используется в настоящем исследовании для накопления информации в ИБ.
Анализ функциональных возможностей системы показал, что из основных функций, к которым относятся определение и передача координат нахождения ТС, данные о тяжести аварии, двухсторонняя громкая связь, к дополнительным функциям относятся мониторинг движения автомобиля, охрана и поиск, навигация.
Важной задачей, решенной авторами, была разработка ИБ, которая с помощью системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяет сократить управления АТС в реальных условиях.
Определение точки привязки ТС к маршруту следования и подачи сигнала о необходимости снизить скорость движения до безопасной, установленной аналитически:
, (5)
где So – остановочный путь; V – безопасная скорость движения автомобиля, км/ч; t1 – время реакции устройств АТС, с; t2 – время срабатывания тормозной системы, с; φ – коэффициент сцепления шин с дорогой; 3,6 – перевод V из км/ч в м/сек; Кэ – коэффициент эффективности торможения АТС в зависимости от профиля дороги и характеристик дорожных условий.
Полученные результаты исследования позволяют определить координаты точки снижения скорости движения АТС до максимально допустимой по сложному участку дороги, что обеспечивает снижение вероятности возникновения ДТП.
Литература
- Кожуховская Л. Я., Гималов И. Р. Анализ взаимодействия автотранспортного средства с дорожным полотном на сложных участках // Научное обозрение. – 2015. – № 4. – С. 104–109.
- Кожуховская Л. Я., Басков В. Н., Игнатов А. В. Методика модульного управления показателями эффективности и безопасности транспортных процессов // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах России : сб. ст. по мат. 12-й Междунар. конференции. – 2016.
- О правилах дорожного движения : постановление Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (с изм. на 24.03.2017).
- Куватов В. И., Козьмовский Д. В., Малыгин И. Г. Выбор рациональных значений скорости и дистанции между автомобилями в плотном транспортном потоке // Транспорт Российской Федерации. – 2012. – № 6(43). – С. 17–19.
- ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.
- Гладкий А. А., Шельмин Е. В. Если вас остановил инспектор. Ваши права. – СПб. : Питер, 2011. – 112 с.
Метки: Транспорт