СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДТП НА УДС, ОБОРУДОВАННЫХ КАМЕРАМИ ФОТО- И ВИДЕОФИКСАЦИИ
Высокое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) зачастую связано не только с не качественными методами организации дорожного движения, но и с поведением водителей на дороге, а именно несоблюдением скоростного режима.
Существует однозначная зависимость между скоростью транспортного средства и тяжестью ДТП, которая основана на законах физики. Кинетическая энергия движущегося транспортного средства зависит от его массы и квадрата его скорости. При столкновении кинетическая энергия рассеивается за счет трения, выделения тепла и деформации корпуса. Чем больше кинетическая энергия, рассеиваемая при столкновении, тем больше вероятность травм у пассажиров. Поскольку кинетическая энергия определяется квадратом скорости транспортного средства, а не просто скоростью, вероятность и серьезность травм при аварии с увеличением скорости экспоненциально возрастает. Так, 30%-ное увеличение скорости (например, от 80 до 105 км/ч) приводит к 69%-ному увеличению кинетической энергии транспортного средства.
Есть несколько причин неправильных действий водителя на дороге – это его небезопасное психофизиологическое состояние, то есть алкогольное опьянение, усталость, перевозбуждение и несоблюдение скоростного режима. Согласно статистическим данным, по вине водителей происходит более 80% ДТП.
Данное обстоятельство требует принятия адекватных мер, направленных на снижение аварийности.
Решение этой задачи возможно двумя разными способами:
- применением систем принуждения к соблюдению правил дорожного движения;
- применением систем косвенного управления транспортным потоком, например систем маршрутного ориентирования или систем информирования участников дорожного движения.
При этом если корреляция между безопасностью дорожного движения (БДД) и первым пунктом довольно очевидна, то повышение БДД в системах управления транспортными потоками (УТП) стоит рассмотреть более подробно.
Для повышения безопасности движения желательно ограничить или полностью блокировать доступ к управлению автотранспортным средством при нарушении скоростного режима. Для этого существует множество контролеров, которые отвечают за скоростной режим и непосредственно не дают автомобилю развить большую скорость – например, тахограф.
Тахограф – контрольное ус тройство, устанавливаемое на бор ту автотранспортного средства. Пред назначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа. Достигается это с помощью фиксации скоростного режима, средней скорости и периодов работы водителей. Таким образом становится возможным пресекать нарушение скоростного режима водителями транспорта и чрезмерную утомленность экипажа, нормируя время работы и отдыха.
На сегодняшний день самые важные и самые распространенные приборы, позволяющие, опять же, бороться с нарушением скоростного режима, – это камеры или средства фото- и видеофиксации. По данным ГИБДД, в России насчитывается 6,2 тыс. стационарных и 4,1 тыс. мобильных зон контроля. Но не все камеры на дорогах общего пользования обладают способностью определять скорость, распознавать государственные номера и отправлять данные в ГИБДД.
Эти устройства работают в два этапа: сначала происходит измерение скорости, а потом фиксация нарушения. Камера 370 фотографирует проезжую часть доплеровским лучом, который замеряет скорость на расстоя нии примерно до километра у машин, движущихся во всех направлениях. После замера скорости радиолокатором в дело вступает непосредственно камера, которая фотографирует госномер автомобиля и с помощью специальных программ распознает его. Почти всегда такие камеры оборудованы инфракрасными (ИК) прожекторами для распознавания номеров в условиях плохой видимости и в ночное время. Если в дневное время ИК подсветка стационарного комплекса не моргает, это не значит, что он выключен – возможно, подсветка просто не используется и будет включена позже автоматически из центра управления. В ночное же время камеры без инфракрасной подсветки не смогут определить номерной знак и правильно распознать его.
Радарные камеры работают не на 100%: около 32% показаний оказываются ложными. На это влияют многие параметры – от ситуационных до погодных. Например, на камере может образоваться слой льда, под тяжестью которого угол наклона или поворота слегка исказиться, или в потоке появится агрессивный водитель или мотоциклист, который интенсивно перестраивается из ряда в ряд. В последнем случае радар замеряет скорость нарушителя, а фотокамера фотографирует совершенно неповинного водителя. Существуют наиболее часто применяемые в Российской Федерации камеры: «Стрелка»-СТ, «Крис-С», «Крис-П», «Кречет-С», «Кордон», «Арена», «Автоураган», Jenoptic Robot и пр.
На данный момент все камеры фото- и видеофиксации имеют как и положительные стороны, так и отрицательные. Например, часто на стационарной мачте можно встретить муляж – бокс камеры без технической начинки. Иногда такие коробки даже посылают в пространство радиоизлучение, сводя с ума владельцев антирадаров. Муляжи стали простым, эффективным, а главное, дешевым способом заставить водителей снизить скорость и соблюдать ПДД. Опытные люди отличали обманку по отсутствию на столбах большого железного ящика с кабелями питания.
Для полноценной фиксации нарушений на выделенной полосе отбираются только те фотоматериалы, на которых видны дорожная разметка и трек перемещения транспортного средства. Зафиксированное нарушение с комплексов передается в автоматическом режиме онлайн на серверы, расположенные в управление ГИБДД. Впоследствии данная информация обрабатывается контролерами на предмет выявления некачественного фотоматериала, сверки номерных знаков транспортного средства и затем передается для обработки инспекторам. Инспектору остается только проверить все фотоматериалы на состав административного правонарушения и с помощью электронной цифровой подписи завизировать постановление. В дальнейшем постановления пакетируются и по электронной почте передаются на почтовый терминал почты России, где распечатываются, конвертируются и письма отправляются автовладельцам.
ЛИТЕРАТУРА
- Басков В. Н., Кривошеина Е. Л. Особенности работы системы видеоконтроля нарушений правил дорожного движения с использованием RFID-технологий // Вестник развития науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 79–85.
- Государственная инспекция безо пасности дорожного движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gibdd.ru.
- Горшенина Е. Ю., Царёв Д. Д., Тугушев Б. Ф. Повышение безо пасности дорожного движения в г. Саратове // Научная мысль. – 2015. – № 2. – С. 139–143
- Серенко О. А. Обзор методов соблюдения скоростного режима / О. А. Серенко, А. Г. Шевцова // Актуальные направления научных исследований XXI века: тео рия и практика. – 2015. – Т. 3. – № 5-3(16-3). – С. 176–178.
Метки: Транспорт