Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Транспорт
  • АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ УМЕНЬШЕННОГО ТИПОРАЗМЕРА В ГОРОДЕ САРАТОВЕ

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ УМЕНЬШЕННОГО ТИПОРАЗМЕРА В ГОРОДЕ САРАТОВЕ

В рамках пилотного проекта 2 февраля 2017 г. в Москве установили новые знаки (в 1,2–1,5 раза меньше стандартных габаритов), помимо этого был демонтирован ряд информационных табличек. Аналогичная инициатива прорабатывается властями Санкт-Петербурга, Саратова, Севастополя и нескольких других городов. Объясняют это тем, что дорожные знаки уменьшенного типоразмера более удачно вписываются в окружающую среду, гармонируют с архитектурой города и новым образом улиц.

В НИЦ БДД отметили, что уменьшение размеров отдельных указателей допускается согласно нацстандарту ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования». В то же время при условии обеспечения безопасности движения уменьшение типоразмеров знаков считаем допустимым, если это не противоречит межгосударственному стандарту ГОСТ 32945-2014. В нем установлен выбор типоразмеров знаков в зависимости от скорости движения и типа покрытия автодороги. Таким образом, знаки наименьшего типоразмера могут быть установлены на дорогах с разрешенной скоростью движения до 60 км/ч включительно. При этом в КоАП РФ отсутствует наказание за превышение скорости на 20 км/ч и менее. Таким образом, при фактическом ограничении скорости 50–60 км/ч водитель безнаказанно едет 70–80 км/ч. Учитывая данное обстоятельство, знаки уменьшенного типоразмера целесообразно устанавливать на участках с максимальной разрешенной скоростью до 40 км/ч.

Поэтому стандартом ГОСТ Р 52290-2004 предусмотрены для дорожных знаков одной и той же группы (кроме табличек и некоторых знаков, размеры которых оговариваются стандартом) четыре типоразмера. Качество восприятия информации зависит от времени, в течение которого водитель видит дорожный знак, и его углового размера. С увеличением скорости, числа полос и интенсивности движения восприятие водителем знака затрудняется.

Компоновочные размеры знаков индивидуального проектирования, изображений и надписей на них определяются высотой букв Нп, из которых формируется надпись. Эта высота находится в пределах 75–500 мм и выбирается при компоновке знака в зависимости от категории автомобильной дороги или улицы города. От высоты буквы, в свою очередь, зависит ширина литерной площадки, в которой размещена эта буква на масштабной сетке. Общая длина надписи определяется суммой литерных площадок. Остальные элементы знака – ширина каймы, расстояние между каймой и надписью, расстоя ние между строками – зависят также от принятой высоты ИП. Габаритные размеры знака определяют после его компоновки.

Для четкого восприятия объектов дорожной обстановки при ограниченности центрального поля зрения требуется перевод взгляда водителя в зоны периферического зрения, для чего нужно определенное время. Это время, например для переезда перекрестка, складывается из времени движения глаз влево (0,15…0,23 с), фиксации глаз на левой стороне (0,1…0,3 с), перевода глаз вправо (0,15…0,3 с), фиксации глаз на правой стороне (0,1…0,3 с). Общее время обозрения составляет 0,5…1,16 с. В течение этого времени, когда водитель отвлекается от проезжей части дороги, автомобиль, в зависимости от скорости, проходит от 10 до 25 м, что нередко приводит к ДТП [1].

Важную информацию водитель получает при восприятии дорожных знаков. Четкость и быстрота их восприятия во многом зависят от размеров знаков, расстояния их от водителя, места их расположения, скорости движения автомобиля, освещенности, контрастности букв, символов и т. д. При плохой контрастности время восприятия знаков будет увеличиваться на 0,6…0,7 с и более, а иногда их восприятие становится совсем невозможным.

Для восприятия предметов необходимо фиксировать их зрением на 0,1…0,3 с. Если в зоне периферического зрения появляется движущийся объект или яркий свет, водитель непроизвольно перемещает глаз и голову так, чтобы этот предмет оказался в поле его центрального зрения. На это требуется время, в течение которого водитель упускает из поля зрения объекты, находящиеся на дороге. Установлено, что при управлении автомобилем в течение 70…80% всего времени движения взор водителя направлен прямо, а в 20…22% – направо, налево, на зеркало заднего вида и на приборы, По данным Э. В. Гаврилова, водитель смотрит на дорогу в течение 90% всего времени; 8,1% времени – на зеркало заднего вида, 0,4% – на рычаги управления и 0,5% – на приборы [1].

Так, на расстоянии 30 м водитель воспринимает участок дороги шириной 1,5 м, на расстоянии 500 м – около 16 м. Для обгона впереди движущегося автомобиля водитель, чтобы обеспечить наибольшую безопасность движения, должен видеть перед собой дорогу на расстоянии 600–800 м. Вниманием обычно охватывается не более трех объектов помимо опасного. Так, например, при наличии пешеходов водитель наблюдает, кроме того, за встречными, попутными автомобилями и за проезжей частью.

Характер распределения и концентрации внимания зависит от специ фики конкретной дорожной обстановки и интенсивности ее изменения. Так, например, при перестроении водитель затрачивает для бокового обзора дороги 0,8–1,6 с, а для осмотра дороги сзади – 0,8–1,0 с. При подготовке к пересечению главной дороги время визуального поиска вероятной помехи составляет 1,1–2,6 с, причем чем сложнее ДТС, тем в течение большего отрезка времени взгляд водителя фиксируется на отдельных объектах. Временные интервалы менее 0,25 с человек не воспринимает [1].

При управлении автомобилем предметы и явления иногда могут восприниматься водителем в неправильном, искаженном виде. Такое неправильное восприятие называется иллюзией. Наиболее часто иллюзии возникают при определении размеров предметов и направления движения. Через зрительный анализатор водителю поступает свыше 90% всей информации об условиях движения. От того насколько точно и надежно работает зрительный анализатор, во многом зависит нормальное функционирование системы «водитель – автомобиль – дорога – среда».

Для одного и того же знака или предмета дорожной обстановки расстояние видимости зависит, главным образом, от его освещенности и фона, а продолжительность восприятия изменяется в зависимости от места установки и количества предметов, одновременно воспринимаемых водителем. Таким образом, при обилии средств наружной рекламы в полосе отвода вероятность того, что водитель не заметит какого-либо дорожного знака или указателя возрастает.

Если же речь идет о дорожных указателях с надписями, то нужно оценивать их восприятие с учетом быстрой читаемости и понимания смысла. Для выбора дистанций между указателями и местом действия рекомендуется брать за основу период времени 8–10 с.

Решающим преимуществом разметки по сравнению со знаками следует считать следующее: дорожный знак (его содержание) не может восприниматься периферическим зрением и требует перенесения на него взгляда (в сторону знака). Разметку на проезжей части (направляющие стрелы и т. п.) водитель видит впереди себя, не отвлекаясь от дороги, в результате чего повышается не только надежность, но также и скорость восприятия всей информации.

При высокой интенсивности движения водитель, находясь в потоке автомобилей, сосредоточивает внимание на попутных автомобилях, а при ожидании возможности обгона – на оценке режима движения встречного транспорта. В этих условиях восприя тие дорожных знаков затруднено. Наблюдения, проведенные Е. М. Ло бановым (МАДИ), показали, что при суммарной интенсивности движения на дороге более 600 авт./ч при дневном освещении (2000–4000 лк) практически все элементы дорожной обстановки, угловые размеры которых менее 8–10°, водителями не воспринимаются. Это означает, что начиная с расстояния 30–35 м водитель не расшифровывает дорожные знаки, находящиеся в 2 м от кромки проезжей части [3].

Увеличение времени реакции при различении предметов, расположенных, к примеру, на обочине, объясняется тем, что они обнаруживаются не центральным, а периферийным зрением.

Большое значение зрительного анализатора надежности водителей подтверждается и тем, что водители, имеющие дефекты зрения, значительно чаще становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. При нормальном зрении человек способен различить расстояние между двумя линиями в одну угловую минуту. Наибольшая острота зрения – это центральное зрение в конусе с углом 3–4°, хорошая острота зрения – в конусе с углом 7–8°, удовлетворительная – в конусе с углом 13–14°.

При близорукости водитель хорошо видит показания автомобильных контрольно-измерительных приборов, но плохо видит дорогу и находящиеся на ней объекты. При дальнозоркости водитель, наоборот, четко видит дорогу и хуже – показания приборов. При таких нарушениях водители при управлении автомобилем должны пользоваться очками. Так, при проезде перекрестка для перевода взгляда влево требуется 0,15–0,26 с, для фиксации взгляда на левой стороне – 0,10–0,30 с, для перевода вправо – 0,15–0,30 с, для фиксации взгляда на правой стороне – 0,10–0,30 с. Общее время отвлечения взгляда от дороги составляет 0,50–1,16 с. По данным Г. И. Пенежко, при движении в правом ряду время на перевод взгляда и поворот головы на появившийся на перекрестке справа автомобиль составляет 1 с, а среднее время фиксации взгляда с оценкой обстановки на этой же стороне дороги составляет ровно 0,8 с. Перевод взгляда на спидометр и обратно на дорогу требует 1,5–1,9 с, восприятие показаний всех контрольно-измерительных приборов при тех же перемещениях составляет 5,5–7,0 с. Такое отвлечение от дороги в условиях интенсивного движения может быть причиной ДТП [2].

Поле зрения двумя глазами (бинокулярное) составляет 120–130° и охватывает все пространство перед автомобилем. Поле зрения при перемещении взгляда может быть увеличено до 150°, что обеспечивает достаточную безопасность дорожного движения. Поле зрения зависит от цвета рассматриваемого предмета. Для зеленого цвета поле зрения почти в два раза меньше, чем для белого, для красного и синего, по сравнению с белым, уменьшается на 10–20°. Сужение поля зрения может быть в результате врожденного дефекта или перенесенного заболевания. Это снижает надежность водителя, который может не заметить пешехода на обочине дороги, упустить важные детали в опасных дорожных ситуациях или при проезде перекрестков.

Четкость и быстрота восприя тия во многом зависит от размеров знаков и расстояния от них до водителя, скорости движения автомобиля и контрастности букв и символов. При плохой контрастности время восприятия знаков может увеличиваться на 0,6–0,7 с.

Восприятие удаленности предметов определяется ощущениями, которые возникают от сведения осей обоих глаз, что называется конвергенцией. При рассмотрении близких предметов человек сводит глаза друг к другу, а при рассмотрении дальних – разводит их. Ощущения, которые возникают при сокращении мышц, уменьшении или увеличении четкости изображения, а также при изменении различения деталей, позволяют определять расстояние до рассматриваемого объекта. В восприятии величины предметов важную роль играет величина их изображения на сетчатке. Чем больше это изображение, тем больше кажется сам предмет. Однако при увеличении расстояния изображение на сетчатке уменьшается, но мы воспринимаем его по величине таким же, как и на более близком расстоянии.

Важной характеристикой восприятия дорожных знаков является заметность. Были проведены исследования параметров и условий заметности. В некоторых из этих исследований предпринималась попытка определить:

1) среднее число воспринятых дорожных знаков после довольно продолжительной езды;

2) часто ли водитель обращает внимание на последний в целом ряду дорожный знак [2].

Изучалось восприятие дорожных знаков во время поездок по улицам участками по 16 км, когда испытуемые должны были называть только имеющие для них значение дорожные знаки (названо было 27,5% всех дорожных знаков, встреченных на этом участке). Средняя доля фактически обнаруженных знаков (вмес те с названными) составила 83,2% при отклонении для разных испытуемых в пределах от 61,6 до 91,9%. Необходимость называть наиболее существенные знаки объяснялась тем, что обнаружились отчетливые различия в частоте пропуска дорожных знаков в зависимости от их важности [3].

Результаты указывают на то, что следует рассчитывать лишь на ограниченное фактическое восприятие дорожных знаков и что приоритетность восприятия дорожных знаков зависит от отношения к ним водителя, которое не всегда совпадает с действительной важностью знака.

Относительная частота опознания различных дорожных знаков, процента знака по-разному влияло на результаты опознания. Было установлено: если на расстоянии 10 м от дорожного знака находился полицейский автомобиль, то на знак чаще не обращают внимания, чем в присутствии личного автомобиля. Если эти транспортные средства находились от дорожного знака на расстоянии 250 м, то на знак чаще обращали внимание в присутствии полицейского автомобиля, чем в присутствии лично автомобиля. Этот активизиру ющий внимание эффект присутствия службы полицейского дорожного контроля сохранялся лишь на участке дороги длиной приблизительно 2 км. Объясняется этот результат в работе так же, подчеркивая ограниченную эффективность восприятия, и прежде всего мотивационную зависимость внимания, обнаружения, осознания.

Проанализируем эффективность восприятия одновременно предъявляемых дорожных знаков на примере ул. Чапаева в г. Саратове. Оказалось, что эффективность не меняется, если имеется не более двух установленных рядом знаков. Время равно 1,05–2 с. Этот результат действителен для тахистоскопического предъявления (рис. 1).

Из теории информации: исходя из гипотезы о максимальной пропускной способности 16 бит/с для 95 различных имеющихся в памяти рисунков дорожных знаков получается объем запоминаемой информации одного знака 6,57 бит, так что с учетом 16 бит/с невозможно осмыслить более двух знаков одновременно за 1,05 с.

Сейчас 45% водителей имеют нарушение зрения [4]. Положительным результатом при разрешении управлять транспортным средством (с учетом коррекции) считается:

– для категории «В» – острота зрения не менее 0,6 единицы «лучшего» или обоих глаз, и не менее 0,2 – для глаза, который видит хуже;

– для водителей пассажирского и спецавтотранспорта категории «В» – не ниже 0,8 на одном глазу и 0,4 на другом;

– для категории «D» – не менее 0,7 единицы для обоих глаз либо более 0,8 для «сильного» глаза и выше 0,4 – для «слабого»;

– помимо этого, при постоянном ношении очков или линз их оптическая сила не должна превышать +/– 8 диоптрий, а разница между правой и левой линзой – 3 диоптрия;

– если же один глаз не видит или отсутствует, острота зрения второго должна составлять более 0,8 единицы без коррекции и без нарушений поля зрения.

Водители, равно как и пешеходы, не каждый год проходят проверку зрения, и 90% людей не знают о состоянии остроты своего зрения. Для человека с плохим зрением на расстояния 7,5 м требуется высота букв 25 мм, т. е. на расстоянии 20 м буквы должны иметь высоту около 75 мм. Текстовые указатели для людей с ослаб ленным зрением должны иметь величину и вид букв, обеспечивающие хорошую разборчивость информации при условии отсутствия бликов на ее поверхности (ее рекомендуется выполнять матовой) [4].

Размер надписи определяется в зависимости от расстояния до нее (рис. 2) и от степени нарушения зрения у человека. Следовательно, применение знаков уменьшенного типоразмера может повлечь за собой возможность несвоевременного восприятия участниками движения, особенно с нарушением зрения. Нарушение зрения даже в допустимых пределах изменяет контрастность надписи, что влечет за собой вероятность ДТП.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что применение дорожных знаков уменьшенного типоразмера на УДС города Саратова рекомендуется применять только на дорогах с односторонним движением, с установленным скоростным режимом в 40 км/ч, при наличии возможности дублирования знаков уменьшенного типоразмера на проезжей части разметкой белой или цветной краской с световозвращающим эффектом на проезжей части. Решающим преимуществом разметки по сравнению со знаками следует считать следующее: дорожный знак (его содержание) не может восприниматься периферическим зрением и требует перенесения на него взгляда (в сторону знака). Разметку на проезжей части (направляющие стрелы и т. п.) водитель видит впереди себя, не отвлекаясь от дороги, в результате чего повышается не только надежность, но также и скорость восприятия всей информации. Пример представлен на рисунке 3.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Романов А. Н. Автотранспортная психология: учебник для вузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Правила дорожного движения с иллюстрациями: учеб. пособие. : Третий Рим, 2013.
  3. Лобанов Е. М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. – М. : Транспорт, 1980. – 311 с.
  4. В России от различных заболеваний глаз страдают 15,5 млн россиян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zreni.ru/690-v-rossii-ot-razlichnyh-zabolevaniy-glaz-stradayut-155-mln-rossiyan.html.

Метки: Транспорт